В прошлую субботу прошел 12-й фестиваль восточноазиатской культуры «Хиган», одним из неизменных событий которого является конкурс косплееров. Каждый год молодые (и не очень) люди придумывают образы и мастерят костюмы, чтобы выступить перед публикой. Relax.by пообщался с белорусскими косплеерами: рассказываем, где они черпают вдохновение, насколько сложно их ремесло и как дорого оно обходится.
Александра Ращинская
(персонаж — Царь Полоз)
Меня накануне выступления преследует предфестивальный мандраж. Утром, когда собираешься, бывает, так сильно трясутся руки, что сложно нормально накраситься. Сегодня настроение боевое, и мы с компаньоншей стремимся к победе (хотя победа, конечно, не главное, поучаствовать тоже приятно). Конкуренция в фестивале каждый год напряженная, я сама стремлюсь из раза в раз повышать свой профессиональный уровень, чтобы можно было соревноваться с опытными косплеерами; они много времени и денег тратят на создание костюмов. А стоит все по-разному; на материалы для собственного я потратила примерно 300 рублей.
Увлечение косплеем началось со знакомства с аниме — его я смотрю уже больше семи лет; конкретно в косплей пришла в 2012-м. Первые костюмы были не слишком хитрыми, но со временем мастерство выросло. Пока самый сложный из моих образов — нынешний: тут пришлось поработать с большим количество деталей. Сегодня мое увлечение косплеем поддерживают друзья, некоторые даже помогают. Родители изначально скептически отнеслись к моему увлечению, но постепенно прониклись им — мама периодически советы дает.
Я храню все старые наряды: в некоторых планирую сделать фотосессию, чтобы на память что-то осталось. Часто случается, что костюмы перекупают (например, коллекционеры из России или Украины). Кто-то может и даром отдать, но в основном косплей продается по цене, равнозначной его созданию или хотя бы стоимости закупки материалов.
Косплеером в Беларуси быть сложно: хороший материал для костюма достать тяжело — это прямо большая удача, — а с плохим работать не хочется. Стоит сказать, что многие тратят на материалы большие деньги: кто шелком закупается, кто — сатином. Некоторые даже едут за границу, чтобы найти подходящий материал, подбирают там нужную расцветку, потом его расписывают, вышивают на нем.
С нынешним костюмом мне помогали, но, в основном, стараюсь работать самостоятельно: учусь укладывать парики, наносить макияж. Все премудрости пытаюсь впитывать от других людей, чтобы со временем справляться с перевоплощением самостоятельно и обучать других.
На создание образа уходит много времени, но всегда по-разному — в зависимости от сложности костюма; в среднем — 2-2,5 месяца работы.
За основу нынешнего косплея взят русский фольклор о Змеином короле или царе Полозе. Его образ играю я, а моя подруга — невесту змея. Идея пришла к нам спонтанно, мы подали заявки и прошли отбор на фестиваль. Затем попросили помощи у знакомой арт-художницы, которая с наших слов нарисовала концепт-образ этого существа, на него мы и опирались в подготовке.
Косплей — это хобби; я получаю удовольствие от пошива и создания костюмов, даже усталость принимаю положительно. Ты все время предвкушаешь, как другие будут оценивать твой костюм. Когда зал взрывается после твоего выступления, большей награды и не нужно.
Максим Лукашевич и Стефания Царькова
(образы — Ичиго Куросаки и Иноуэ Орихиме из аниме «Блич»)
Мы мастерим костюмы, которые нам западают в душу, самостоятельно: я шью, крафтом занимается Максим — он работает с металлом и деревом, если это необходимо. В наших доспехах есть железные детали (кстати, очень тяжелые), меч Максима сделан из металла, только рукоять деревянная (тоже, конечно, ручной работы). Шлем сваяли из обычной автомобильной шпаклевки и стекловолокна.
Я уже почти три года занимаюсь косплеем. Мы с Максимом стараемся выбирать персонажей, чем-то похожих на нас. В этот раз наши герои пришли из популярного аниме «Блич». Главный его герой — Ичиго Куросаки — обладает сверхспособностями видеть духов; его подруга — одноклассница Иноуэ Орихиме — может вызывать духов фей из заколок в форме цветков, которые всегда носит.
Тематических фестивалей в Беларуси немного, а вот косплееров, вдохновляющихся играми, в последнее время становится все больше. Но и направление развивается: за то время, что мы занимаемся косплеем, образы из несложных переросли в гораздо более детализированные, и с каждым годом планка повышается.
Многие из наших друзей раньше считали это увлечение детской забавой. Но когда я начала создавать то, чего не встретишь в обычной жизни, заинтересовались.
Костюмы мы мастерим около трех месяцев. Сначала закупаем материалы, потом шьем, добавляем детали, украшаем. Вообще, подготовка к выступлениям серьезная: некоторые девушки даже в тренажерный зал ходят, чтобы носить свои большие и тяжелые костюмы.
Александр Востриков
(образ — Всемогущий из аниме «Моя геройская академия»)
Перед каждым фестивалем я стремлюсь настроиться на лучшее. Накануне доделываю детали костюма; с утра прошу подруг сделать мейк-ап и уложить парик.
Подготовка к выступлению происходит всегда по-разному: в 2015-м году делали сценку с постановкой, записью фонограммы и закадрового голоса и репетировали ее три месяца (в это время заложен и пошив костюма).
Раньше я сомнительно относился к косплею. Правда, когда-то участвовал в ролевом движении, где люди в средневековых костюмах и с мечами изображали выдуманных персонажей из популярной культуры. В 2011-м я был паж из «Ведьмака»; даже обучался сражаться на оружии. Три года назад мне предложили поучаствовать в фестивале, помогли подобрать нужный образ; выступил я тогда «со скрипом»: мне включили чужую фонограмму, но я выкрутился и проникся. Теперь мне нравится вживаться в образ.
На нынешнем «Хигане» у меня своеобразный герой — его зовут Всемогущий, он фигурирует в аниме «Моя геройская академия». У него зловещий внешний вид, но сам по себе он добряк; я выбрал его потому, что он подходит мне по характеру.
Друзья мое увлечение полностью разделяют. Кто-то посмеивается, но понимает, что участие в фестивалях развивает: за три года косплея я обучился звукомонтажу, видеомонтажу, «прокачал» голос (в сценке я сам озвучивал всех мужских персонажей).
За три года успел поучаствовать во всех белорусских фестивалях: «Хигане», «Аматерасу», FreeTime-Fest и Webcon. Я замечаю, что косплеем интересуются люди разных возрастов, встречаются даже весьма зрелые : одна женщина 58 лет косплеила персонажа из аниме «Ходячий замок», и я не заметил, чтобы она испытывала дискомфорт.
Текст: Тарас Тарналицкий
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!