Татуировка за последние десятилетия кардинально изменила свое место в обществе и из мест не столь отдаленных перекочевала на улицы города, став ультрамодным способом выразить свою индивидуальность. О том, что такое blackwork, dotwork и old school, а также как и на ком учатся мастера и можно ли полностью удалить татуировку, нам рассказал Алексей Новиков, организатор III международной тату-конвенции, которая пройдет в минском Дворце спорта 19-20 ноября.
— Алексей, давайте начнем с самого начала. Представим, что есть человек, который хочет сделать татуировку, но не знает какую. С чего начать выбор рисунка?
— Этот вопрос уже много лет все задают. Раньше я советовал смотреть журналы о татуировках, но сейчас печатные масс-медиа вытесняет интернет, где найти хорошие работы не так просто. Если ты не знаешь конкретных узкопрофессиональных ресурсов, которые обычно мало раскручены и которые поисковые системы не особо индексируют, то найти в этом болоте некачественных картинок что-то путное очень сложно.
Не знаю, почему мне так поздно пришла в голову эта идея, но лучше всего смотреть сайты передовых тату-конвенций. Они регулярно проходят во всем мире. В крупных странах ежегодно проводится даже по несколько тату-конвенций в разных городах. Гвоздем программы любого подобного мероприятия является конкурс на лучшую татуировку во множестве номинаций. А на ресурсах этих мероприятий, в разделах «Победители», можно найти лучшие работы признанных татуировщиков мира. Для удобства они будут сразу разделены по стилям: орнаментальная татуировка отдельно, реализм отдельно, old school, new school, dotwork и так далее. Ознакомление с такими ресурсами даст как минимум представление, поможет понять, какой стиль вам близок. А дальше — искать поблизости хороших татуировщиков, которые работают именно в этом стиле. Одна из лучших возможностей найти своего мастера среди максимально доступного «ассортимента» — это как раз тату-конвенции, где можно поработать не только с лучшими местными мастерами, но и сделать татуировку у именитых приезжих татуировщиков.
И не нужно самому особо выдумывать, что ты хочешь, самому рисовать, просить каких-то знакомых не из тату-сферы сделать эскиз, нужно просто найти мастера, чье творчество завораживает тебя и которому ты готов доверить свое тело, прийти к нему, познакомиться, пообщаться. Вероятнее всего, мастер сам предложит вам то, что нужно. Обычно так получаются самые классные татуировки — и визуально, и эмоционально. Это наиболее правильных подход, как мне кажется. А еще с татуировкой вы так или иначе станете частью нашей субкультуры, вас будут спрашивать о том, кто ваш мастер, и всегда приятно в ответ называть имя, которое узнают. А еще приятнее, когда работу вашего мастера узнают без слов.
— Вот вы уже перечислили некоторые стили. А какие сейчас в топе? Есть вообще такое понятие, как мода на стиль?
— Есть, конечно. Наиболее популярен, наверное, реализм. Прежде всего потому, что это хоть и технически наиболее сложный, но при этом самый доступный для потребителя стиль. По сути это фотографическое или близкое к фотографическому изображение. Также, например, популярна американская традиция, или old school, — это татуировки, популяризированные в свое время американскими моряками. Такие татуировки очень любят хипстеры. Весьма популярен сейчас dotwork — изображение, состоящее из точек, dotwork тесно связан с орнаментальной татуировкой, этой техникой часто делают симметричные орнаменты, мандалы и тому подобное.
Говоря об изменчивости моды, вспоминаю, что, например, лет десять назад очень был популярен стиль «биомеханика», когда части тела, внутренние органы изображались в виде механических деталей наподобие Терминатора или Робокопа. Но недавно, в 2014 году, мы с горем пополам набрали горсть участников на эту номинацию, хотя в других номинациях заявлялось до 30-40 мастеров. Так что да — есть мода, есть тренды.
— А кто их задает?
— Не задумывался об этом. Хотя наверняка к чему-то можно привязать. Все тренды в популярных культурах задает все, что связано с телевизором, музыкой, спортом, селебрити — шоу-бизнес, одним словом. Думаю, так.
— А что такое blackwork и зачем его делают?
— Blackwork — это татуировки с крупными фрагментами полностью черного цвета или очень темными серыми оттенками. На мой взгляд, некая «популярность» блэкворка связана с необходимостью чем-то закрыть сделанные до этого плохие татуировки. Это постоянная тема для шуток в профессиональном сообществе. Блэкворк также вполне можно привязать к орнаментальной татуировке, традиционной для некоторых племенных сообществ. Помимо прочего, блэкворк — это своего рода экстрим, почитаемый разного рода экстремалами, любящими ярко выделиться из толпы и эпатировать публику. А также очень подходящая тема для применения клише различными психологами, которые очень любят спекулировать на тату-тематику.
— А черные круги вокруг локтя? Я знаю несколько интерпретаций, что это могло бы значить. Но есть ли какая-то история?
— Не думаю. Хотя это элементы орнаментальной татуировки, относящейся к древним, племенным образам. То есть это древнейшие символы, и, естественно, найдутся люди, которые припишут этому миллиард значений, но особо копать в эту сторону не стоит. По поводу любой более-менее распространенной символики либо какого-то образа в татуировке так или иначе возникают легенды и спорные толкования.
— Давайте поговорим про мастеров. С чего они начинают? Как учатся делать татуировки, на ком? Приносят ли кого-то в жертву?
— Еще лет 20 назад, мне кажется, было именно так. Наверное, не стоит об этом лишний раз напоминать, но и забывать не стоит, что во многом татуировка пришла к нам из криминального мира, из мира странствующих моряков, сорви-голов, путешественников и пиратов, армейская татуировка всегда была. В местах, где важна символика, где нужно демонстрировать свою принадлежность к определенным кругам: в армии, на флоте, в тюрьме, — там это все зарождалось и там же появлялись мастера. Тату-творцы всегда, кстати, были уважаемыми людьми. Этими мастерами становились те, кто с детства просто умел рисовать лучше, чем другие. Когда они попадали в субкультуры, о которых я говорил, их просили сделать татуировку, предлагая свои руки, ноги со словами: «Я видел, как это делается, просто возьми инструмент в руки». И многие нынешние крутые мастера тоже так начинали, только уже в студенческих общагах, субкультурных сквотах и т.д. Так начинали развиваться профессиональные татуировщики.
Сейчас, например, зачастую татуировкой занимаются люди с очень серьезной художественной подготовкой. Доступность информации и высокотехнологичного профессионального оборудования дает возможность трудолюбивому новичку развиваться очень быстро. Даже ностальгия появляется по тому времени, когда хорошая татуировка была редкостью и на вес золота. А сейчас тату-культура все больше становится бизнесом. Чтобы быть на плаву, нужно показывать крутой результат, соответственно, и требования уже другие, не такие, как к другу, который что-то там тебе набьет струной от гитары.
Но учатся да, друг на друге. Всегда хватает «панков», которые просто любят татуировки — неважно, какого они качества, — и готовы предоставлять свое тело для экспериментов. Сегодня существуют специальные синтетические материалы для практики, имитирующие кожу. Но все равно это «не то». Я давно не видел, но раньше зачастую «портачили» свиную кожу, перевернув кусок сала с рынка. Вот этот вариант действительно не самый худший.
— А есть специальные школы или курсы?
— Татуировка — это ремесло, вот в чем дело. Здесь нужно найти кого-то, кто научит, пойти к нему подмастерьем, так сказать, и учиться. Мир наш тесен, мы все друг друга знаем, поэтому ко всем курсам, где за копейки наряду с бухучетом и вязанием преподают не известные никому татуировщики, мы относимся с недоверием. Хорошие художники, хорошие мастера, как правило, развиваются при уже состоявшихся татуировщиках, которые замечают задатки, которые могут понять, что человек уже достаточно хорошо рисует на бумаге или холсте, чтобы дать ему в руки машинку.
— Кого бы вы назвали среди лучших мастеров Беларуси?
— Я не знаю, с кого начать. Можно я по-другому отвечу, чтобы никого не обидеть нумерацией моего списка? Можно зайти на ресурсы тату-конвенции в соцсетях и просто посмотреть победителей прошлых лет. Там именно те имена, о которых вы спрашиваете.
— А кто голосует за их работы? Посетители?
— Нет, нет, конечно. Посетитель — не профессионал, он не может компетентно оценить работу татуировщика. Оценивает профессиональное международное жюри, куда входят заслуженные мастера как Беларуси, так и зарубежных стран.
— У кого вы делали татуировки?
— Первая моя татуировка была сделана в конце 90-х годов, на то время она была очень даже неплохой. Но сейчас эта татуировка перекрыта другим рисунком: мне захотелось видеть на себе композицию большего формата, и старая татуировка туда никак не вписывалась. Большинство татуировок, которые на мне сейчас, делал Антон Алексенко, наш земляк, который уже лет десять живет в Польше и который хорошо знаком как местному, так и международному тату-сообществу. Последнюю делал Владимир Новицкий, тоже минчанин, которого нынче сложно застать Минске. В прошлом году он получил гран-при нашей конвенции.
— Можно ли татуировку полностью удалить?
— Хорошую — нет. Потому что это всегда будет очень серьезный контур, хороший выкрас, в любом случае останутся шрамы. Но старые, сделанные материалами, которые «видит» специальный лазер, преимущественно нецветные, поблекшие, зачастую можно либо вывести полностью, либо значительно осветлить и перекрыть хорошим рисунком.
— Дорого стоит сделать татуировку у хорошего мастера?
— У мастеров, к которым я сам бы в Минске пошел, один сеанс стоит от 250 до 350 рублей. Один сеанс — это 3-4 часа работы, за это время можно сделать рисунок размером со среднестатистическую мужскую ладонь, то есть, в принципе, законченный рисунок.
— Где больнее всего делать?
— Там, где самая тонкая кожа: на локтях, коленях, шее. Сам не делал, но мне кажется, еще на тыльной стороне ладони. Предвосхищая вопрос, да есть анестезия, но мастера не любят прибегать к ее помощи. Во-первых, кожа теряет упругость, становится рыхлой, работать с ней сложнее, а во-вторых, от анестезии в коже нарушаются обменные процессы, татуировка хуже и дольше заживает. Есть такое мнение, что чем больше у тебя татуировок, тем легче делать новые, но это неправда. С каждым разом все больнее и больнее. Здесь будет очень уместно выражение «красота требует жертв»! А вообще, пока еще никто не умер.
— Ощущаете ли вы, что поменялось отношение к татуировке в обществе?
— Да, и это в первую очередь связано с тем, что поменялась культурная привязка. Теперь это «не криминал», потому что их делают знаменитости. Да и сами критики молодеют. Тем, кто в ужасе разводил руками двадцать лет назад, уже нету дела до татуировок. Им на смену приходят ребята моложе, сами с татуировками либо имеющие взрослых детей с татуировками, при этом являющиеся адекватными людьми, создающими какой-то позитивный контент в этой жизни.
— Но бывает такое, что приходит злая мамаша, тащит ребенка за ухо с требованием убрать, все что вы наделали?
— Мы не делаем татуировки детям. Есть возрастной ценз — от 18 лет. Но даже если к нам приходит взрослый человек и мы видим, что он не до конца понимает, что творит, мы ему отказываем. И такие случаи бывали.
Фото: Дмитрий Рыщук
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и Вконтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!