Relax.by уже рассказывал о секретах удачных фотографий: советы получили и те, кто предпочитает профессиональную съемку (в том числе мы обсудили нюансы и романтической фотосессии, и секреты позирования в ночных клубах), и те, кто особо не озадачивается качеством камеры и делает селфи на телефон. Сегодня — очередная серия: на этот раз раскроем секреты удачного фуд-фото на камеру смартфона.
Давайте признаемся: мы все делаем это — фотографируем еду! То, что призвано утолить наш голод, часто пробуждает и эстетический восторг — такой, что не грех и телефон достать. Во время путешествий вид заморских блюд тоже вызывает желание взять в руки камеру, а потом, захлебываясь слюной, демонстрировать снимки друзьям на родине. Немало и тех, кто гордится собственными кулинарными успехами — настолько, что не может не поделиться ими в соцсетях. Итак, для всех вышеперечисленных советы, как сделать максимально вкусную фотографию на смартфон.
Снимки Иры Забирашко читатели Relax.by могут увидеть в большинстве материалов, посвященных еде. «С одной стороны, к фуд-фото применимы почти все приемы, как и к любой другой фотографии. С другой — есть и свои нюансы и, конечно, секреты», — говорит Ира.
Свет
Правильное освещение — один из самых главных элементов хорошей фотографии. Поэтому в ресторане по возможности выбирайте место у окна. «Свет должен быть естественным, но в идеале — рассеянным, — советует фотограф. — Слишком яркие и прямые солнечные лучи могут излишне выбелить цвета на тарелке и дать сильные тени. Но и это можно скорректировать». Например, задернуть легкую занавеску, если таковая на окне имеется: это даст тот самый идеальный эффект мягкого освещения. Можно попробовать дождаться и легкого облачка, которое приглушит яркость солнца. Кстати, умеренно пасмурная погода — это идеальный вариант для съемки еды.
Довести фото до совершенства помогут отражатели, на их роль сгодятся многие самые простые вещи, а в качестве ассистента задействуйте одного из своих спутников. Подсветить некоторые участки, чтобы убрать лишние тени, можно с помощью самого обычного зеркальца.
Пригодится и фонарик телефона. «Он станет дополнительным источником освещения, — говорит Ира. — Например, если расположиться с ним напротив окна, можно заставить еще сильнее играть бликами лед в стакане с напитком».
Ну а в сумке офисного работника всегда найдется лист формата А4 — он сработает не хуже профессионального отражателя. Если же со скарбом в карманах и портфелях совсем туго, сгодится любой белый и относительно плоский предмет, например, столовая салфетка или же светлая подушка с кресла.
Что если вы пришли поужинать, а свет только искусственный? «К сожалению, при съемке вечером ожидать многого не приходится, — разочаровывает Ира. — Вспышка сделает картинку желтовато-зеленой, что, впрочем, потом можно будет немного скорректировать в фоторедакторах. Но я бы посоветовала в таких случаях сделать акцент не на еде, а на обстановке — попробовать обыграть скудное освещение в романтическую сторону. Чтобы передать атмосферу, в кадр стоит включить не только тарелку с едой, но и бокалы, свечи и прочие элементы красивого ужина».
Угол съемки
В большинстве случаев фотограф должен располагаться не лицом к окну, а находиться в положении, когда свет падает из-за плеча. При этом нужно постараться его не перекрывать. Что касается точки съемки, то существует относительно универсальная. Почти всегда еду можно фотографировать, расположившись немного выше тарелки и под углом в 30 градусов. «Однако решающее значение имеет само блюдо, — говорит Ира. — Подумайте, какой ракурс подчеркнет его сущность наиболее выгодно».
К примеру, салат в пиале, снятый с угла в 10—15 градусов, не дает полного представления о блюде. Вся красота ингредиентов становится видна только при съемке сверху.
Бывают и обратные случаи. «Стопку панкейков я стала бы снимать под маленьким углом, — делится секретом Ира, — так будут видны толщина стопки и пышность блинчиков. Если же в этом случае снимать сверху — увидим просто один невыразительный кругляш. Когда же мы, к примеру, фотографируем кофе — думаем о том, какого эффекта хотим достичь. Если показать красоту чашки и крепость пены на капучино — тогда выбираем небольшой угол. Многослойность мокачино в прозрачном бокале — еще меньший. А вот эффектный латте-арт станет виден только, если снимать сверху».
«При фотографировании сверху тоже есть подводные камни, особенно если вся посуда круглая: круги имеют свойство «заваливаться».
Тут спасет принцип «чем выше — тем ровнее». Если никто не видит, можно и на стул взобраться. Но это, конечно, для совсем отчаянных фотографов».
Кадрирование
Человек, который любит фотографировать еду, должен обладать умением подмечать детали. Подчеркнуть маленькую особенность, которая бросилась вам в глаза, поможет грамотное кадрирование. К примеру, кусочки красного лука в салате отлично сочетаются с фиолетовой подставкой под тарелку: берем в кадр частично и то, и другое — и получаем интересный снимок.
«Этот прием я использую и в том случае, когда, к примеру, тарелка длинная, а разложены на ней одинаковые элементы, — отмечает Ира. — В этом случае тоже имеет смысл прибегнуть к кадрированию».
Впрочем, кадрирование не только эффектный прием, который может подчеркнуть конкретную часть блюда. Снимать еду таким образом стоит и в том случае, если обстановка ресторана оставляет желать лучшего. Согласитесь, многим из нас случалось бывать в ужасных с виду забегаловках с пластиковыми стульями, но еду там очень часто подают самую отменную. Если же по каким-то причинам фон все же попадает в кадр, можно постараться его размыть. С «зеркалкой» в этом случае все просто: чтобы ограничить глубину резкости, нужно снимать с открытой диафрагмой. «С камерами смартфонов такой трюк исполнить почти невозможно — они все «заточены» под максимальную резкость. Но выход есть: фон одним прикосновением можно размыть в фоторедакторах, — говорит Ира. — Почти в каждом есть соответствующий инструмент. Попробуйте Snapseed, Aviary, встроенный редактор Instagram тоже неплохо справляется с этой задачей».
Иногда не лучшим образом выглядит и само блюдо. Если по какой-то причине вам все равно хочется оставить себе память о нем, смело прибегайте к кадрированию и зумированию — так можно разбавить скучную поверхность пюрированных супов и других маловыразительных блюд.
Эстетика
В профессиональной съемке еды редко обходится без участия фуд-стилистов. Впрочем, те блюда, которые в результате так красиво и аппетитно смотрятся на фото, и едой-то не назовешь: вместо сметаны используют клей ПВА (он красиво растекается), вместо слоя масла – лак для волос, а многие ингредиенты — недоваренные или вообще сырые. «И это вполне объяснимо, — говорит Ира. — К примеру, красиво снять разрез лазаньи — задача невероятно трудная. Нежная паста с тяжелым соусом быстро начинает терять форму, листики базилика на горячем моментально темнеют. Такая же история и со многими другими продуктами: мороженое тает, пенка на капучино опадает. Поэтому совет такой: снимайте еду сразу же, как только вам ее принесли».
«Обратите внимание на чистоту посуды, — продолжает Ира. — Стоит поправить огрехи сервировки: протереть салфеткой лишнюю капельку соуса или кофейный подтек на чашке. Если вы еще больший эстет, можно избавиться от круглого супового следа на тарелке: он всегда появляется, пока супчик несут на подносе». Подумайте о том, как тарелка, на которой сервировали еду, сочетается со скатертью, салфеткой, столом.
Почти всегда что-то можно переместить, переставить, поменять местами или подчеркнуть с помощью других деталей, которые попадают в кадр. В некоторых случаях еда может отлично сочетаться с мебелью в интерьере кафе или, наоборот, прекрасно контрастировать на их фоне.
Композиция
Расположить предметы в кадре так, чтобы картинка получилась яркой, интересной, но в то же время не слишком наигранной, — тема для небольшой диссертации. «Тут полностью полагайтесь на свой вкус, — говорит Ира. — Двигайте чашки и тарелки, не отказывайтесь от мелких деталей, разложите приборы и салфетки, а создав композицию, оцените, не получилось ли каких-то нелогичных пустот и некрасивых пробелов».
В тренде — максимальная естественность и легкая небрежность. «Пусть в кадре останутся ваши руки, а еще лучше — снять сверху большую компанию, — делится секретом модного фото Ира. — Это добавляет картинке жизни и правдоподобия и позволяет зрителю лучше понимать масштабы расставленных на столе предметов».
Еще один трендовый прием — разливать и рассыпать на еду все то, что предназначено быть разлитым и посыпанным на конкретное блюдо. «Это добавляет красивую динамику в кадр, и снимок сразу приобретает историю», — отмечает Ира.
Фото: Ирина Забирашко
Relax.by благодарит за помощь в подготовке материала ресторан «Шикари»
Новости Relax.by в твоей ленте! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте.