Лето — пора не только купаний и пассивного лежания на солнце, но и частых пеших прогулок и, конечно, катания на велосипеде. С каждым днем любителей прокатиться с ветерком на улицах столицы становится все больше, и далеко не каждый в этом деле профессионал. Мы проехали по самой оживленной части велодорожки с активистом Минского велосипедного общества Мариной, которая показала, в каких местах следует быть особо внимательным.
— Правила дорожного движения — это основные положения, которые должен знать не только водитель автомобиля, но и велосипедист, — рассказывает Марина. — Наличие водительского удостоверения во многом помогает лучше ориентироваться в городе и понимать, откуда может появиться опасность. И когда ты это знаешь, то какие-то моменты можешь даже предугадать.
Особую внимательность девушка советует соблюдать в местах, где люди могут гулять с детьми или собаками. Не стоит ехать с большой скоростью возле детских площадок — в любой момент на дорожку может выскочить ребенок. Подъезжая к человеку с собакой также нужно быть осторожным: «Иногда хозяин идет, разговаривает по телефону и не слышит, что происходит вокруг. Собака может перебежать на противоположную сторону, а тонкий поводок заметишь не всегда. В результате плохо может быть и самому велосипедисту, и собаке, и ее хозяину».
Также Марина не рекомендует ездить на велосипеде в наушниках, даже если вы решили спокойно прокатиться по велодорожке в свое удовольствие. Наслаждаясь музыкой, вы ничего не увидите и не услышите, а опасность может нагрянуть в любой момент — даже там, где ее совсем не ждешь.
01 Переезды через дорогу
— Любой переезд через дорогу представляет собой некую опасность, потому что автомобилисты все еще не привыкли, что велосипедист, видя впереди зеленый сигнал светофора, может не спешиться, а поехать дальше. Не так давно в Минске стали появляться специально обозначенные зеленые полосы рядом с пешеходными переходами, позволяющие пересекать проезжую часть, не слезая с велосипеда, и дополнительные знаки, напоминающие водителям автомобилей, что нужно пропускать не только пешеходов, но и велосипедистов. Но даже в таких обозначенных местах нужно быть очень внимательным: скорость пешеходов заведомо ниже, и машина, пропустив первый поток людей, может начать движение, не заметив, что к проезжей части приближается велосипедист.
— Конечно, в идеале велосипедисту стоило бы каждый раз слазить с велосипеда и переходить дорогу пешком. Но пересечений велодорожки с проезжей частью, к сожалению, очень много. И если каждый раз останавливаться, не получишь абсолютно никакого удовольствия от езды.
02 Изгибы
— Часто на велодорожке можно встретить достаточно крутые «изгибы». И если ехать на большой скорости, то в таких местах всегда заезжаешь либо на встречную полосу, либо на пешеходную зону, что чревато последствиями. В данном случае нет никаких преград и видимость в обе стороны хорошая, но скорость лучше все равно снижать.
03 Крутые повороты
— Крутые повороты — тоже не редкость на нашей велодорожке. Если ехать по правой стороне, то даже на небольшой скорости неопытный ездок может выехать на встречную полосу. В это время с противоположной стороны может ехать другой велосипедист, и не всегда можно успеть заметить друг друга вовремя.
По словам Марины, столкновения велосипедистов — довольно частые явления, далеко не всегда заканчивающиеся хорошо. Нередко люди получают серьезные травмы, в том числе черепно-мозговые. А не так давно девушка, не разъехавшаяся в сумерках со встречным велосипедистом, скончалась в больнице.
04 Люки
— Достаточно часто, особенно в районе Немиги, на велодорожке встречаются люки, занимающие довольно много места. Это очень неудобно и опасно — полосы и так узкие, а еще и решетки приходится обходить, заезжая на встречную.
05 Пешеходные мосты
Одно из сложных для переезда мест — мост вдоль проспекта Независимости возле парка Горького. Вообще, из парка Я. Купалы велодорожка идет под этим мостом, но сейчас там идут ремонтные работы и проезд закрыт, поэтому велосипедисты вынуждены подниматься «наверх», чтобы вернуться на дорожку.
— Во-первых, сначала по достаточно большой лестнице нужно поднять велосипед — не всем это дается легко, и могут быть прецеденты. Во-вторых, сам мост никак не обозначен, и в теплую погоду на нем всегда много и пешеходов, и других велосипедистов. Такие мосты лучше либо переходить, либо ехать очень медленно, придерживая скорость, и в любой момент быть готовым остановиться.
06 Изогнутый въезд на мостик
Проезжая по парку Горького, следует быть осторожным при въезде на мостик недалеко от кафе
— В данном случае нет никаких преград, и дорожку можно было бы сделать прямее. А такой изгиб мне совсем непонятен. Въезд на мост с противоположной стороны прямой, но на выезде опять же этот изгиб, из-за чего нужно очень сильно «прижиматься» к правому краю, иначе можно выехать на встречную полосу. Не очень опытный велосипедист может не справиться с управлением и травмировать и себя, и других.
07 Тоннель под мостом
Если проехать чуть дальше от предыдущего моста, попадете в тоннель под другим. В темное время суток это место никак не освещается, что уже опасно, но и днем там нужно быть очень внимательным.
— Въезд в тоннель тоже сделан с поворотом, из-за чего совсем не видно, едет ли кто-то навстречу. Въезжая в тоннель, человек не будет «жаться» к правому краю, особенно если двигается на скорости, а будет ехать ближе к середине. Если навстречу выскочит другой велосипедист, могут быть последствия. Кроме того, здесь еще и пешеходы ходят, гуляют мамы с колясками — за поворотом их тоже не видно.
08 Мосты с крутыми съездами
Поедете по велодорожке дальше, в сторону Серебрянки, «встретите» два высоких моста с достаточно крутыми заездами и съездами.
— Для того чтобы заехать на такую горку, для начала нужно набрать достаточную скорость. А сделать это с таким радиусом поворота довольно сложно. Съезжать с моста тоже нужно осторожно — если не рассчитать силы, можно врезаться в металлические ограждения, которые в случае чего не погасят удар, а наоборот, усугубят последствия.
— Не все велосипедисты чувствуют себя уверенно на дорожке, и в любой непредвиденной ситуации могут неадекватно себя повести или не успеть среагировать, — заключает Марина. — И даже несмотря на то, что по велодорожке, как правило, катаются ради удовольствия, а не ездят по делам, всегда есть риск не разъехаться с кем-то на крутом повороте и получить серьезную травму. Поэтому некоторые моменты все же стоит постоянно держать в голове и в определенных местах быть особо внимательным.
Фото: Надежда Курайшевич