Танцевальная жизнь Дмитрия Залесского программировалась вполне предсказуемо: детский коллектив «Зорька», Университет культуры, распределение. И плясать бы ему дальше в ансамбле типа «Крыжачок», если бы не вмешалась любовь — к своему делу и людям, с которыми это самое дело спорилось. Сегодня он ставит номера для украинских и российских танцевальных шоу, вырывает премии у королевских балетов и учит детей креативить в танце. О том, как эффектно обыграть свадьбу и где грань между искусством и танцульками, Дмитрий рассказал в интервью Relax.by.
— Сейчас у меня четыре проекта. Основной — это Zaleski Dance Design Show. Он вырос из театра Dozski, мы поменяли название и немного — формат. Есть Barocco Project, в котором балерины танцуют на пуантах под современную музыку. Есть проект с вокалисткой Катей Худинец, которая поет каверы Бьонсе, Кристины Агилеры, а мои танцовщицы сопровождают ее выступление. И четвертый — совсем новый и молодой — это Zaleski Kids, где мы учим детей танцу, креативу и всему хорошему.
Все, что перечисляет Дмитрий, начало прорастать еще в детстве. В пять лет родители отдали его в витебский ансамбль «Зорька», который часто выступал на «Славянском базаре». Говорит, перестал брать автографы у знаменитостей еще в детстве.
— Вот так танцевал я в «Зорьке» под Бабкину и Газманова, танцевал, пока руководительница Наталья Чернюк не сказала моим родителям-экономистам: «Не мешайте парню, пускай поступает в Институт культуры». Поступил, окончил, сейчас преподаю там. Однажды уходил, сейчас пришел вновь. Абсолютно не за заработком, а ради того, чтобы встряхнуться, заняться творчеством, поработать с молодежью, покреативить. Я такие штуки люблю, периодически даю бесплатные мастер-классы. Кто-то скажет: пиар — но я это делаю просто потому, что так хочется, а не нужно».
Потому что так хочется — этими словами Залесский начинает разговор о любом из своих занятий. После пяти лет учебы университет заботливо распределил Дмитрия в Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. Однако он решил не затухать, как делают многие, а использовать этот шанс как возможность.
— Вместе с Олей Скворцовой мы создали театр DOZSKI. Я начал заниматься любимым делом, творить то, что хочу. Поначалу нас никто не воспринимал серьезно. Думали, что мы тут репликацию «Тодеса» устроим и будем плясать, а мы начали заниматься разными авангардными штуками, перфомансами, спектаклями. И уже в самом начале, будучи практически неизвестным коллективом, два раза подряд собрали полный Дом офицеров — тысячный зал. Каким образом? Не знаю. Но получилось. А как удалось прорвать белорусскую оболочку? Да нужно просто заниматься тем, что нравится. Если ты любишь свое дело, то добьешься успеха.
Театр DOZSKI существует уже 10 лет. Каким-то образом он получил личную благодарность от президента и стал государственным. Выступал в Больших театрах Москвы и Варшавы, брал премии на фестивалях в Мюнхене, Дюссельдорфе, Сочи, Лодзи. Но самая неожиданная приятность с ним случилась в Ганновере.
— Это моя маленькая победа. На этот конкурс я писал заявку пять лет. В тот год, когда мы наконец прорвались, было триста заявок, а мест — 30. Среди Королевского балета Англии, Королевского балета Испании, японцев и еще много кого был Минск, театр Dozski. Мы взяли премию критиков. Их вовсе было три — Гран-при, Первая и наша. Критики посчитали, что это и есть современное искусство.
Искусство это или все-таки бизнес? Дмитрий объясняет так:
— Любое искусство — сфера, которая соприкасается с бизнесом. Вопрос в том, насколько ты это делаешь искренне и качественно. Для меня важно, чтобы все было интересно, дизайнерски, а не как пришлось. Я люблю современное искусство в целом. Но в какой-то момент от театральных спектаклей подустал. Может, просто не знал, что хотел сделать. Начал переносить тот же креатив в сферу ивентов, концертов, шоу. К примеру, украинское «Танцуют все». Это искусство? Скорее, развлекуха, танцульки, шоу здесь правильное слово.
Концертное мышление — то, что впечатано в людей с постсоветстким налетом, считает Дмитрий. Поработав западнее и восточнее Беларуси, он уверен, что разность во вкусах там и здесь колоссальная.
— В Ганновере мне дали премию за номер «Ничего общего». В нем два парня в красных шерстяных носках танцуют очень странную лексику, подходящую для гуманоидов. И делают они это достаточно долго, минут 5-7. А в конце звучит короткая песня «Жили у бабуси два веселых гуся». И становится понятно, почему они в красных носках. Все смеются, все хорошо. Это пример западной хореографии. Там ты развиваешь тему, не просто изображаешь, а строишь отношения со странной музыкой и светом. Ты ищешь и пытаешься родить нечто новое. Что касается нас, то в нас встроено концертное постсоветское мышление. Две минуты, быстро-понятно. Красные носки, детская песня про гусей — и на этом финиш. Вот такой вариант для здешнего зрителя. Как бы мы ни старались, мы мыслим концертами, короткими, незатянутыми фишками.
Что, по словам Дмитрия, все же радует, так это стремление компаний и частных лиц устроить праздник стильно и дорого. Презентации автомобилей, дизайнерские показы, свадьбы в какой-то из параллельных вселенных Беларуси проходят именно так.
— Когда ивенты проходят стильно, это завораживает. Мне врезался один из последних в стиле Джеймса Бонда, когда на входе в спортинг стояли парни в смокингах и с доберманами. Классно же, сразу чувствуется уровень того, что будет происходить внутри. Или в Несвижском замке мы должны были выступать на свадьбе. Пошел дождь. Что делать? Гостей ведь на улицу не поведешь. Я принимаю решение распахнуть ставни и предлагаю гостям посмотреть на то, что будет происходить во дворе, из окон. Получился перфоманс, когда в центре двора танцевали с тканью, а зрители наблюдали за этим с высоты.
Или еще вариант. Жених и невеста танцуют свой первый танец на берегу озера. Они в свете прожектора, вокруг, как бабочки, танцуют мои ребята. Все гости наблюдают за ними из темноты, будто подглядывают. И когда они заканчивают, на другом берегу начинается салют. Дисней практически. Почему нет? Считайте, что я сделал детскую сказку.
Особенно интересными выглядят презентации, касающиеся автопрома. Как явить зрителям машину? Поставить балерину на крышу? Миникупер мы заворачивали в картонную коробку, вокруг танцевали брейкеры. После они разрывали коробку, и там стоял красавец мини. Вот так. И это не значит, что так плохо. Просто другой уровень, который соответствует современной культуре. Поворот к запросам зрителей, а не к себе как автору.
— Почему тогда Вы решили открыть школу для детей?
— Мне очень захотелось что-то поменять, чтобы это было подальше от ритмики, заученных движений. У нас проходят занятия с бумагой, ватой, чтобы они сами выдумывали. В планах — делать театр теней. Здесь у нас два зала. В одном занимаются модерном, а во втором хип-хопом. И потом они меняются. Получается, что ребенок, даже двухлетний, за одно посещение получает два урока от двух разных преподавателей в разных стилях. Тем самым он не устает, становится и пластичным, и ритмичным, когда они изображают водоросли или червячком ползают. Пока мы только набираем обороты, но очень стараемся, чтобы им было хорошо.
Возвращать баланс в мироустройство и делиться опытом Дмитрий решил в Университете культуры и искусств. Будущее белорусской хореографии, по его мнению, выглядит оптимистично. Главное, вовремя достать из молодых и перспективных правильный потенциал.
— Обычно в 9 утра у нас пара. Я себя заставляю не пропускать. Как только отменю хоть одно занятие, студенты почувствуют слабинку. Я с ними очень строгий, даже ставлю двойки, но в то же время всегда готовлюсь к занятиям.
На занятиях показываю им разные приемы, пытаюсь дать то, что они не смогут узнать у других. Даже если сейчас не поймут всего, после оно проявится. Студенты по одному сочиняют в качестве домашнего задания какие-то кусочки, после мы соединяем их в дуэты, трио, разворачиваем в плоскости. Это чистой воды лаборатория, эксперимент. Я обучаю и себя, и студентов. Местами они меня удивляют. Сейчас уровень студентов гораздо выше. И очень классно танцуют. Особенно первокурсники. Казалось бы, приехали из разных городов. Но в них уже все есть. Главное, достать из них это правильно.
C теми, кто уже нашел танцевальный потенциал, Дмитрий работает в своих проектах. К примеру, в Barocco Project танцуют профессиональные балерины. Днем они ходят на репетиции, а вечером «улетают» на очередной спектакль в Большом театре оперы и балета. Недавно он закончил работу с российским Первым каналом и шоу «Танцуй».
— Довольно интересно в итоге получилось. Его задумал Илья Авербух. Лазарев и Варнава были в ведущих, Митя Хрусталев, который из Comedy Woman, сидел в жюри. На украинское «Танцуют все» меня посоветовал известный хореограф Раду Поклитару. Я приехал туда однажды, сделал номер, и мне сказали: «Все, ты никуда не уезжаешь». Так поставил шесть танцев. Сейчас периодически ведутся переговоры с «Танцами» на ТНТ. Но там такая очередь хореографов в запасе, что не всегда доходит до конкретных предложений. Но работы хватает. Всегда можно уехать с Раду Поклитару, Сашей Могилевым, Славой Кулаевым, который, к слову, ставил концерт Билану и режиссировал открытие Олимпиады в Сочи, на проект первого Спартака — Владимира Васильева. Мы ездим по городам России и делаем спектакли на писателя, который жил в этом городе. Каждый выбирает себе личность и прочитывает его в танце. Я могу делать и шоу, и спектакли. Но тянет к искусство, конечно.
Фото: Надежда Курайшевич