«Интерес минчан к экзотической рыбе растет, ведь сейчас не так сложно отправиться к морскому побережью и попробовать что-нибудь экстравагантное», — рассказал нам крупнейший в стране поставщик экзотической рыбы John Dory. Relax.by узнал, как рыба создает атмосферу, какую сельдь называют девственной и кто заказывает живых лобстеров.
— Экзотическую рыбу покупают не только из-за вкуса. Она создает атмосферу, делает ужин принципиально другим, меняются даже темы разговора.
На какую экзотику клюют минчане
Рыба в John Dory в основном дикая, премиум-класса. Она действительно натуральная: когда ее потрошат, часто находят внутри крабиков или криль. Бывает, рыба приезжает в Минск с крючками в пасти. Часто это груперы (446 тысяч) и снапперы из Шри-Ланки (475 тысяч).
Популярные нынче сибас и дорадо стоят 299 и 285 тысяч соответственно. Обычная форель обойдется в 281 тысячу, золотая — в 395. Цена черного палтуса — 335 тысяч, белого — 735, а камбалы — 180. Кроме них здесь можно найти барабульку (367 тысяч), треску (188 тысяч) и рыбу тюрбо (370 тысяч).
Тунец (693 тысячи) прибывает охлажденным. Он бывает двух видов: натуральный и обработанный специальным газом. Филейные части натурального с каждым днем становятся темнее, пока не доходят до серого цвета. Тогда его не стоит есть. Обработанный всегда имеет привлекательный светло-розовый цвет. Его обычно используют суши-заведения.
Сельдь матье, которую голландцы даже употребляют по-особенному, доставляется замороженной. В переводе «матье» — девственная. Она вылавливается раз в году в особый момент, когда в первый раз идет нереститься, становится жирнее, набирает плотность и много питается. Множество судов выплывает для их отлова: для Голландии это большое событие. Голландцы рыбу засаливают, не добавляя ничего, кроме соли, и позволяют ей дозреть еще какое-то время за счет собственных ферментов.
Корюшка (221 тысяча) тоже приезжает охлажденной. В свежем виде она пахнет огурцом, а не рыбой (а свежевыловленный лосось дает запах арбуза). Самая дорогая позиция на витрине — морские гребешки (968 тысяч).
Кроме того, что можно купить в магазине, есть и вовсе экзотические позиции — их минчане заказывают разово. Цена зачастую превышает 1 миллион за килограмм. Доставляют живых лобстеров или крабов, охлажденного угря, морских ежей, рыбу-скорпиона, морского черта (его многие знают по фонарику над хищной зубастой пастью), морского петуха и многое другое. Кстати, из головы морского черта французы варят средиземноморскую уху, а из морского петуха — знаменитый суп «Буйабес».
Скоро на витринах появится шотландский органический лосось, которого выращивают всего на двух фермах в мире.
На прилавках минских магазинов также можно найти моллюска вонголе (450 тысяч), раковина которого закрывается от легкого стука, и морские черенки (355 тысяч), что реагируют на прикосновение. В упаковке с морской водой прибывают живые голубые мидии (160 тысяч).
— Есть нюансы: их пока не готовы понять белорусы. В некоторых видах рыбы попадаются гельминты, например, в угре или морском черте. В Европе люди знают, что это совершенно безвредно, их лишь нужно хорошо приготовить. Мы можем показать кучу сертификатов, но многие покупатели, разделывая рыбу с гельминтами, решат, что купили некачественный продукт.
Плывет, летит и едет: как перевозят рыбу
Рыбу собирают со всей планеты. В основном экзотические виды производятся в странах Европы. Например, сибас и дорадо — в Греции, форель — в Италии, черный палтус и камбала — в Голландии, но морской гребешок — в США. Спрос в Беларуси не слишком высокий, основной ассортимент приезжает из большого голландского рыбного стока, где есть как местная продукция, так и из других стран.
Поставка происходит еженедельно, каждому продукту производитель дает срок в 14 дней. В понедельник ее упаковывают в Голландии и помещают в авто, а уже в среду ранним утром она проходит растаможку в Минске. Продукция, которую принципиально доставить максимально свежей издалека, (тунец, рыба-меч, груперы, снапперы, а также устрицы) прилетает на самолете.
Перевозят охлажденную рыбу в коробах, в них держится идеальная для хранения температура в 0—2 градуса. Каждый короб обладает теплоизолирующими свойствами. Внутри — лед, а на дне коробки — отверстия, чтобы вода стекала, не впитываясь в рыбу.
В рестораны продукция попадает в среду или к утру четверга.
— Мы для себя выделяем устриц в отдельную категорию. Они, как вино, принадлежат определенным регионам. Существует безумное количество разновидностей устриц. Вы знаете, что перед тем, как моллюск попадает к вам на стол, проходит три года с его появления? Именно столько он должен расти, чтобы получить особый вкус.
На витрине John Dory можно найти пять видов устриц из разных регионов. Стоят они от 45 до 92 тысяч за штуку.
О грустном: кризис, плохая погода и смерть устриц
Свежая рыба — скоропортящийся продукт, для хранения нужно соблюдать правильный температурный режим от 0 до +4 градусов.
Проблемы возникают часто. Из последних, например, беда с норвежским лососем: любители его наверняка заметили, что он еще никогда не стоил настолько дорого. Только через две недели после Нового года на витрине появилась первая партия лосося. Дело в том, что по разным причинам основные фабрики-производители закрылись. В этот момент цена взлетела на 30% только потому, что осталась всего пара поставщиков, импорт от которых разрешен в Беларуси. Теперь цена на лосось выше, чем на сибас и дорадо.
— Сложности могут возникать и из-за погоды. На прошлой неделе мы потеряли почти целую партию устриц. В процессе перегрузки из одних авто в другие у них случился температурный шок. Разумеется, мы не можем выставить их на продажу, отзываем партии от клиентов и несем колоссальные убытки.
В условиях кризиса спрос значительно снизился, как и доходность. Зато многие виды рыбной экзотики стали доступнее для минчан.
Кто покупает дорогую рыбу
Покупатели очень разные. Стейки любит молодежь, а дорогую или дикую рыбу — гурманы и люди постарше.
Условно гостей делят на покупателей старой и новой школы. Новая — это платежеспособная молодежь за 25, которой интересно пробовать что-то новое. Старая — те, кто много где бывал, знает толк в деликатесах и даже может чему-то научить.
— Среди клиентов есть и индивидуальные — те, кто с нами со времен интернет-доставки. Ради них мы покупали авто с изотермическим кузовом, чтобы развозить заказы. Чаще такие клиенты хотят получать продукт со всем сервисом: чищеный, потрошеный, порезанный на стейки, чтобы его осталось только запечь или пожарить.
Фото: Дмитрий Рыщук