В предновогоднюю пору многие вспоминают красную фуру из рекламы Coca-Cola и плюшевых белых мишек, которыми награждали в нулевых за 10 крышек от выпитых бутылок. Но минчане, не представляя Новый год без елки, не представляют его и без городских элементов торжества. Relax.by гулял с архитектором Ольгой Мащенко по центру столицы, выясняя, способны ли белорусские декораторы создать праздник.
Дизайнер интерьеров, архитектор, оформитель витрин.
Разрабатывает дизайн-проекты в разных стилевых решениях.
Руководитель декор-агентства «New Look» по декорированию мероприятий и интерьеров.
Справка Relax.by
ГУМ
— Наружные витрины ГУМа, на мой взгляд, самые удачные в нашем городе. Они всегда соответствуют выбранной теме и имеют правильное внутреннее освещение, что очень важно. При этом они скорее эмоциональны, чем направлены на продажу конкретного бренда, но, так как магазин универсальный, их вполне можно назвать очень удачными. Я нередко привожу их в пример, там явно работает толковый дизайнер. Здесь витрина — это сцена. Кроме того, они всегда фантазируют: ни разу не повторялись.
Внутренний же декор отстает: кажется, в нем можно потеряться. Безусловно, есть ощущение праздника, только его слишком много, нет цельной концепции. Выходит, что внешнее оформление соответствует одной тематике, которая раскрывается через разные элементы и выдерживается в одном стиле, а внутреннее — идет вразброс, хотя территория и высота потолков позволяют сделать там нечто гораздо более интересное.
ЦУМ
— Во внешних витринах ЦУМа есть пестрота, которая не совсем понятна. Расставлена масса акцентов, но они, будучи огромными и привлекающими внимание, тут же забываются. К тому же в них мало жизни: это просто декор, который не несет никакой смысловой нагрузки. Они мало освещены (да и цвета разрозненные), так что, вероятно, пропадут при дневном свете, в то время как на витрины ГУМа можно сворачивать голову из авто в любое время суток. Ну и сама витрина загромождена предметами: здесь их множество, самых ненужных.
Внутри ЦУМ напоминает многие большие магазины такого типа. Основная ошибка — обилие продаваемых товаров, совмещенных с декором. Выходит каша: неуместно ставить на одну полку продаваемую обувь и фигуру Деда Мороза. Здесь можно играть акцентными деталями: например, огнями на потолке или большими елками, но установленными на большом расстоянии друг от друга, а не на каждом шагу.
Предпраздничные минские витрины
— Не у любого заведения есть вкус, так что с расстояния дороги многие витрины попросту теряются. Например, витрины обувного магазина возле ГУМа или витрина «Королевства меха» — не самые удачные работы. Витрина может быть либо товарной: рекламируя бренд и заставляя запомнить бутик, она ассоциируется исключительно с ним — либо эмоциональной: дает настроение, ощущение Нового года, вызывает желание попасть внутрь, привлекает праздничной атмосферой.
В Минске наблюдается тенденция, когда магазинам хочется разместить на витрине товары, да еще и украсить их массой мелочей, которые ассоциируются с Новым годом. Пространство загромождают, а еще хуже делают, используя элементы, не соответствующие ассортименту: когда при взгляде на витрину не понятно, что можно найти за дверью заведения.
Брендовые бутики, как правило, оформлены сезонно и привлекательно. А вот именитым белорусским магазинам стоит уходить, например, от белого пенопласта, который обязательно наполняет почти все их пространство. Есть еще дурная тенденция: использование цветной гирлянды, идущей против фирменного стиля (например, ярко-синей при розовом корпоративном цвете). Да и никуда не деться от «советской эстетики»: многие привыкли оформлять магазины банально, предлагая вырезанные из пенопласта снежинки и развешанную по прилавкам мишуру, желая просто дать белорусу его самые первые новогодние ассоциации, без лишнего креатива.
Фото: Дмитрий Рыщук