Relax.by любит
Александр Косач
Директор промогруппы JetSounds.
Сделал первую вечеринку более 20 лет назад.
В числе его проектов: «Космос наш», «MayDay», «Трансмиссия», «Пиратская станция», «A State of Trance», «Armin Only».
Справка Relax.by
В середине 90-х годов первые минские диск-жокеи Алексей Кононов и Ярослав Лукашевич, более известные как Dj Конь и Dj Yarik, обратились ко мне, зная мои организаторские способности. Им, как творческим людям, достаточно тяжело было совмещать менеджмент, продюсирование и работу диджея. Тогда все это было гораздо сложнее: чтобы играть музыку, нужно было ездить по разным городам, в том числе и заграницу, покупать пластинки, это все отнимало время. Поэтому я занялся их менеджментом.
В то время толком-то и клубов не было, были какие-то проблески в виде «Ксантии» в Доме офицеров. Если сравнивать с сегодняшними Dozari или Madison — совсем не то, конечно. Но мы делали по большей части андеграунд. Выбирали какие-то совершенно неприспособленные под мероприятия площадки. Или приходили в бары и рестораны, а правильнее даже будет сказать, в точки общепита, приносили свою идею, говорили, что мы приведем людей, которые купят много алкоголя, напитков, чая и всего прочего.
Сначала мы приняли участие как гости, на следующий год уже выступали наши ребята. Мы организовали массовый тур: отправили туда караваны автобусов из Минска. А в году 1999-2000 на фестивале уже был минский танцпол. Ярик, Конь и вся остальная когорта наших диджеев (Арсентий Чуприн, Алексей Юмашев и другие) произвели фурор. Это стало для нас переломным этапом. Наших ребят забрали в Москву и Киев. Тогда же, в 2001 году, был создан JetSounds: ребята уехали, и надо было кому-то представлять их интересы в Минске. Мы стали таким блокпостом по организации техно-вечеринок.
«Космос наш» и не только
После «Казантипа», естественно, масштабы мышления изменились. Увидев тысячные рейвы, мы захотели что-то такое сделать и здесь. Так пришла идея фестиваля «Космос наш», который сперва проводился в городе, на заводе им. Вавилова. Это было первое мероприятие, которое собрало полторы тысячи человек. Пять танцполов, лазерные установки и прочее. Для сравнения: на наших предыдущих крупных мероприятиях бывало по 300-400 человек.
Затем мы поняли, что стеснены таким форматом: много людей не попало на мероприятие, мы не пускали никого уже с часа ночи. И тогда решили выйти на природу.
Это так, невеселое отступление, но факт был. До этого «Космос наш» развивался планомерно: из прогрессивного андеграунд-техно-фестиваля превратился в некий мультиплекс, появились другие направления. Мы опробовали транс-танцпол, очень хорошо зарекомендовали себя драм-н-бэйс-танцпол («Пиратская станция»), хаус-танцпол. Стараемся держать линию разнонаправленности, чтобы каждый мог найти себе и музыку по душе, и занятия по интересам. Наполнили остров различными зонами: люди приезжали не просто послушать одного диджея, а получить 12-часовой отдых на острове.
Постепенно, с развитием «Космоса», увеличивались наши международные контакты, и на определенном этапе стало понятно, что нужен мощный европейский продукт. Так появился фестиваль Mayday в Беларуси. И его логическими продолжениями стали наши самые крупные ивенты: A State of Trance, Armin Only и другие.
С сегодняшней точки зрения, это основные вехи в нашей деятельности.
Мы очень долго работали в таком формате, и даже когда появился «Космос наш», все равно продолжали делать знаменитый Halloween в «Белой веже», причем больше для души. Мы всегда в этом проекте видели немного другое наполнение — маскарад. Мы первые, кто сделал полноценную вечеринку-маскарад в Минске. Делали и другие точечные мероприятия. Например, вечеринки на День космонавтики.
Сейчас таких мероприятий уже все меньше и меньше. Это связано со многими факторами. В Минске не осталось мест, где можно проводить нечто подобное. Клубы в их полноценном понимании так и не прижились в Минске. А с появлением целой плеяды различных заведений, которые позиционируют себя как dj-бары с бесплатным входом, сократилась возможность организовать вечеринку на 200-300 человек с привозным артистом и, соответственно, платным входом. У людей это вызывает ступор: «Я ведь могу каждую пятницу-субботу ходить куда-то пить коктейль, и там тоже есть диджей».
Получается целая цепочка моментов. Армина ван Бюрена не привезешь, например, в К-3.
Факторы успеха
Однозначно, должна быть профессиональная команда. Я горд за нашу команду и рад, что основной ее костяк сложился еще в те давние годы. Все ребята, с которыми мы работаем, от дизайнеров до техников, — это на сто процентов профессионалы.
К каждой вечеринке мы делали антураж. На больших мероприятиях наполнение немного трансформировалось, сдвинулось в сторону большего комфорта, но аспект идеи очень важен. Если люди ее прочувствуют и она их зацепит — все срастется, химия случится, все будут счастливы и космос будет наш.
Необходим опыт. Его можно вынести отдельно как важный фактор успеха. Я очень хорошо отношусь к молодым промоутерам, к тем, кто пробует. Только путем проб и ошибок можно наработать опыт. Честно, после каждого мероприятия я ловлю себя на том, что приходит какое-то новое открытие, что-то переосмысливаю и понимаю: так бы больше не делал. При том, что мы активно контактируем с нашими коллегами, и российскими, и зарубежными, ни один визит в гости не даст внутренней картины, не позволит прочувствовать все происходящее.
TOP 100 DJs
Александр:
И 28 ноября предстоит новое испытание.
Милена:
До мероприятия еще 10 дней, и свою готовность к нему мы сможем оценить только в следующий вторник, когда начнется монтаж. К нам приедут Хардвелл, Сандер ван Дорн, Маркус Шульц, Ферри Корстен, Xander, Swanky Tunes, будет играть и наш земляк Артем Арстон.
Евгений:
Это единственный белорусский диджей, чьи вещи играют в сетах Хардвелл и Тиесто. Он выступал в прошлом году в Амстердаме вместе с Хардвеллом на его вечеринке.
Лайн-ап мы формируем из имен, которые постоянно мелькают на международных фестивалях и выпускают хорошо скачиваемые альбомы. Хотя в Беларусь основные тенденции доходят как эхо: обычно через год-два. У нас долгое время был очень популярен транс, а в Европе уже вовсю слушали ЕDM.
Не только электронные проекты
Привезти группы, выступающие вживую, — это, скорее, дополнение к нашей основной деятельности. Мы занимались этим ранее, но эпизодически. Это были либо заказные мероприятия, либо чьи-то просьбы. Постепенно это переросло в дополнительное направление, и я не скажу, что мы абсолютно счастливы от всех, кого приглашали.
Мы так привозили Guru Groove Foundation, Веру Брежневу, Ёлку, Чайф, Банд'Эрос. Кстати, с Банд'Эрос был провал жесточайший. Не знаю, может, у них такая карма с Минском. Я потом анализировал их последнее выступление в «Прайм Холле», им как-то не везет у нас: в Киеве — аншлаг, в Москве — клубы по 2,5 тысячи, аншлаг, а в Минске — 200 человек.
Armin Only — самый сложный и дорогой проект.
Сложным проект может быть с разных сторон. A State of Trance, например, был самым крупным проектом — 15 тысяч человек. Но в плане подготовки он не был таким сложным, как шоу Armin Only, в котором нужно было объединить на одной сцене 36 артистов. Честно говоря, я до сих пор помню утро судного дня — утро после рейва, когда физически и психологически меня просто не существовало: настолько колоссальное напряжение было до этого.
Чтобы ее переделать, надо перевешивать сборные экраны, а для этого нужно перевешивать звук, и так далее. У меня чуть глаза не вывалились. Что делать? Сцена была очень сложной из-за того, что в нее монтировались батуты. Половина ее была сделана на месте своими руками с нуля: дерево, молотки, сверла, гвозди, фигурные выпиливания и так далее. На часах — 21:30, где взять дерево, где найти плотников? Ситуация была просто фатальная. В итоге к 4:30 сцена была перестелена, звук и экран — подвинуты, все отцентровано. Вопрос был в 17-ти сантиметрах по итогу. И это только один из моментов. На само мероприятие все неожиданно одновременно пришли к 9-ти, и все 10 тысяч человек стояли на улице. И так далее.
Armin Only — это и самый дорогой проект на сегодняшний момент.
О запретах
С «Минск-Ареной» тоже была отдельная история, когда мы завезли пиротехнику, но не использовали ее, потому что нам в последний момент запретили.
К сожалению, такое у нас случается, но с опытом ты изучаешь и узнаешь моменты, в которых надо подстраховаться.
В ситуации с пиротехникой есть две стороны. Трагические события на мероприятиях периодически происходят по всему миру. И даже один из наших хедлайнеров на Top100 Dj Маркус Шульц призвал всех диджеев отменить на своих шоу пиротехнику, так как «мы в ответе за своих фанатов». С другой стороны, если это делается по всем нормам и все подстраховано, то это безопасно. Трагедии случались в полностью неподготовленных для пиротехники помещениях, где были нарушены все пожарные нормы. Ведь хочется сделать красиво, чтобы у людей мурашки бегали от шоу. Но у нас есть четкое постановление: в помещениях источники открытого огня запрещены. По большому счету, и на открытых площадках пиротехнику не особо разрешают.
Такое происходит не только с пожарными, но и со всеми инстанциями. Чтобы это как-то решать, нужно быть постоянно в диалоге с чиновниками, дабы предугадывать какие-то ситуации заранее. Очень важно уметь общаться в кабинетах. Многие организаторы живут в каком-то коконе: «Нам это запретили». А вы спрашивали? Вы это с кем-то потом обсуждали, как-то решали? «Нет, а зачем?». Либо ты все решаешь заранее, либо вообще ничего не делаешь. Никто не придет и не принесет тебе согласования и разрешения на блюдечке. Это такая работа. Не хочешь этим заниматься — иди в другое место. Я понимаю, что некоторые просто не представляют, как говорить с людьми «в кабинетах». Это отдельный навык — настроиться на одну волну со всеми Петрами Ивановичами, Василиями Федоровичами и прочими. Целый кусок серьезной психологической работы.
Ложка дегтя
Это обычная история для такого бизнеса. 10 снарядов в одну воронку — что-то обязательно пролетает мимо. Это нормально. Особенно в нынешней экономической ситуации. Мы постоянно анализируем происходящее, и даже со всем опытом нельзя сказать: «Все, тут будет солд-аут».
Или наоборот: приезжает звезда, бигборды по всему городу — и Дворец спорта не собирается. Взять хотя бы наш проект на 30-летие группы «Чайф». Я сам ходил на их первые концерты в Минске: 10 тысяч, Дворец трещал по швам. А тут 30-летие группы, мощнейшая рекламная кампания с поддержкой телеканала ОНТ, наружная реклама повсюду — и мы не собрали зал. Никогда не угадаешь. Работает только метод проб и ошибок.
О рынке и конкурентах
На рынке объективно тяжелая ситуация. Последние полтора года идет реальный спад, причем это касается всех направлений. Мы оцениваем этот спад от 30 до 50%, наши коллеги озвучивают такие же цифры. Казалось бы, в таких условиях промокомпании должны объявлять о банкротстве, но вместо этого появляется куча непонятных ИП, ООО и так далее, которые в этой нелегкой ситуации пытаются что-то свое получить. В принципе, крупных игроков на рынке можно пересчитать по пальцам, и они работают давно. Каждый занимает какую-то свою нишу, и я считаю, что отношения между всеми достаточно уважительные. Конечно, бывают недоразумения: два промоутера позвонили одному артисту, но эта проблема решается в рабочем порядке. Все-таки каждый понимает, какой дорогой он идет. А рядом что-то происходит, кто-то новый открывается. Отлично, на здоровье!
О райдерах
Милена:
Райдерами артистов занимаюсь я и, когда читаю, как другие концертные агентства рассказывают про 45 диванов в гримерках для Робби Уильямса или истории про то, как отделяли коричневый M&M's от цветного, понимаю, что либо нам все время очень везло, либо это просто способ привлечь внимание к концерту. Потому что райдеры Веры Брежневой, Армина или даже Хардвелла настолько скромны, что даже при всем желании я бы не смогла рассказать что-то необычное. Вера Брежнева ест овощи на пару, Хардвелл вообще не ест, попросил только конфеты на сцену. То же самое и с Армином: бананы, Макдональдс и какие-то снеки. Все очень человечно.
Александр:
Я видел райдеры разных артистов, и все-таки во многом в них заложен элемент блефа и пафоса. Когда начинаешь общаться с менеджером и спрашиваешь: «Слушайте, вам серьезно нужно 43 черных полотенца?». Они говорят: «Да ладно. Просто мы так пишем». Сначала они из этого делают некий пафос, потом организаторы делают из этого шумиху для себя — в итоге все на это обращают внимание. Бывают сложные моменты, тяжело выполнимые. Например, когда артист прилетает на частном самолете, нужно заранее заказывать воздушный коридор, организовывать стоянку. Просто сложные рабочие моменты, а 12 проституток и килограммы кокаина — это миф.