Уникальные места с историей, иногда доходящей до отметки «Век», претерпевают изменения или вовсе оплакивают свое закрытие. Relax.by, безусловно, запуганный вестями о закрытии «Центрального» и «Лакомки», решил напомнить о местах, без которых трудно представить Минск.
Универсам «Центральный»
Где, как не здесь, витает дух советского Минска? Нельзя сказать, что он необычайно привлекателен, но в уникальности ему точно не откажешь: барельефы с крестьянками, лепнина, свисающие на метр люстры… История «Центрального», который входит в список must-see для знакомства с белорусской столицей, ползет от цифры 1954 до нынешнего дня, а его эволюция — от продовольственного магазинчика № 13 сначала Ленинского, а потом Центрального райпищеторга до пышного супермаркета с неповторимым кафетерием. Многие поколения минчан и гостей столицы называют это место своим. Оно и понятно: интерьер кафетерия, например, ни на грамм не изменился с минувшего века.
К тому же это, наверное, самое пострадавшее от слухов место. Чего о нем только не говорили! Сначала прилетела новость о смене владельца и, как следствие, закрытии культового кафетерия, а точнее его переделке в очередное казино или ресторан. Долго выясняли, кто же все-таки теперь будет собственником места. Как бы там ни было, новый хозяин сплетни опровергнул, сказав, что бренд универсама планируется не только сохранить, но и укрепить.
Была здесь и забастовка работников: они сетовали на низкие зарплаты и грозились уйти. Но все же — из любви к «Центральному» или боязни не найти теплое место — остались.
К слову, новый собственник еще обещал избавиться от пьяных посетителей, которые давно облюбовали стойки на первом этаже универсама. Вечерняя публика и вправду иногда пугает, но мы, например, считаем, что она, как и советские барельефы, только добавляет заведению атмосферности. Наверное, именно поэтому до конца 2014-го обещали убрать барную стойку. Но и она, хвала небесам, осталась на своем законном месте.
Потом Facebook-ленты начали кричать о том, что первый этаж реконструируют. За время разговоров изменилось только кафе «Аквариум» с видом на главный проспект столицы, и то не слишком: убрали ограждение (из-за которого его, кстати, называли загончиком), добавили столиков.
Мнения жителей столицы могут быть самыми разными, но любой согласится: место, несомненно, легендарное. Об этом не раз высказывались сами посетители «Центрального»:
Кафе «Белочка»
Кафе «Белочка» — еще одно весьма и весьма атмосферное место, как будто оставшееся в Советском Союзе. Интерьер в стиле лесной хижины только усиливает впечатление. Кафе появилось в минском общепите в 1968-м и свою позицию и основные характеристики сохранило: качество — по ГОСТу, ценники — одни из самых низких в городе. К продуктам зарубежного производства или посева даже не прикасаются, а картошку на драники натирают вручную.
В меню, естественно, тоже в основном свое, родное. Кухня белорусская, есть и популярные предложения европейской: стейки, гамбургеры, пицца. Но напомним: и эта заграничная пища создается белорусскими кулинарами из отечественного сырья.
Особый подход даже в названиях: есть вот, например, котлета «Волшебная» (страшно даже фантазировать, почему ее нарекли таковой).
Кстати, в этом кафе даже обслуживают банкеты. Но если вас холодный пот прошибает от мысли отпраздновать здесь, например, свадьбу, то вспомните фильм «Горько!». Кажется, в данном заведении подобное торжество удалось бы на славу. И это как минимум очень патриотично.
Кафе «Гудвин»
Доходим до позиции, с которой несколько лет назад все-таки пришлось распрощаться.
Все помнят тусовки в «Гудвине», которые начинались с пожатия металлической руки Железного Дровосека. Кстати, хозяин заведения однажды рассказывал Relax.by, что когда-то книжного героя планировалось уничтожить, но в последний момент у него обнаружили… сердце. Не знаем, как вас, а нас эта история тронула до глубины души.
После истории с введенным в 2009 году запретом на веселье в жилых домах после 23:00 клуб с богатой историей закрылся из-за нерентабельности, оставшись только в сердцах гостей и персонала, на массе фото посетителей и в воспоминаниях о выступлениях старого состава N.R.M., например.
Открытый на этом месте после пивной паб английской тематики «Андеграунд» люди просто не приняли: было с чем сравнивать. Появись там хоть самое лучше заведение, оно было бы не в силах заменить клуб «Гудвин». Чуть позже на смену «Андеграунду» пришел круглосуточный зал игровых автоматов Palazzo.
Сейчас старый владелец и создатель «Гудвина» вернулся, открыв на том же месте Music Hall с обещанием, что новое место полюбится тем, кто здесь окажется. И мы на это надеемся.
Кофейный бар «Лондон»
Что такое Лондон? Его называют городом убежденных снобов, где тебя всегда рады видеть и ты никому не нужен. А еще уверяют, что быть лондонцем — состояние души, а если копнуть глубже — мировоззрение.
Когда-то давно на проспекте Независимости, который в то время назывался проспектом Франциска Скорины, процветала небольшая лавка антиквариата. Именно на ее месте появилось маленькое заведение, возможно, тем и уникальное, что сохранило в себе атмосферу той лавки.
1990-х — начале нулевых, вспомнят, что, грея ладошки горячей чашкой кофе, бывали здесь на концертах, чтениях или выставках.
Тогда не было пледов и книг в кафе, не было ламп с подогревом. Это некогда «место для отдыха интеллектуалов» мы можем потерять не только по причинам, угрожавшим позициям выше, но и просто потому, что: а) таких заведений теперь больше, чем виноградин в большой грозди; б) в самом «Лондоне» забыли о стремлении держать марку: многие сетуют на «потасканное» меню и скудность позиций. К кофе-чаю вопросов нет — все почти как 20 лет назад: грамотная консультация, интересные смеси, оригинальная подача и приемлемая цена.
Как-то темно-синей краской закрасили две вывески «Лондона». Соцсети тогда стонали, что всему виной КГБ или инцидент на Олимпиаде в Лондоне. Однако основная вывеска заведения — знаменитый макет Биг-Бена — осталась на месте, да и владелец успокоил: «Никакой КГБ ко мне не приходил!» А причина ликвидации надписей всего лишь некое распоряжение Мингорисполкома.
Потом прогремела новость о смене формата заведения, что наверняка всех заядлых «лондонцев» весьма встряхнуло: владелец места ресторатор Александр Астрашевский решил, что бар созрел для свежих идей. Значительных перемен так и не произошло, так что уникальное местечко себя сохранило, надеемся, на долгие годы.
Кондитерский магазин «Лакомка»
Еще одно место, попадающее в класс культовых. Сначала здесь было фотоателье: в конце ХIХ века тут творил Моисей Наппельбаум, автор фотопортретов Блока, Ахматовой и Пастернака. А вот специализированный кондитерский магазин в непримечательном доме по улице Советской открылся только в 1952 году. Ему долгое время присваивали скучные названия — кондитерский магазин № 50 Мингорпищеторга и кондитерский магазин № 19 Мингоргастронома. В «Лакомку» он превратился много позже.
Интерьер, весьма напоминающий «Центральный», с массивными люстрами, мозаикой на полу, рисунками на стенах и лепниной, не менялся. Но долгие годы гуляющих мимо особенно привлекали потрясающий ассортимент сладостей и, собственно, атмосфера настоящей кондитерской, где пахнет ванилью и шоколадом.
Сюда до сих пор ходят за клюквой в сахаре. И даже не для того, чтобы купить ее, ведь сегодня ее можно найти в любом гипермаркете, а чтобы традиционно купить ее именно здесь — тут она вкуснее.
И вот оно: недавно всех тру-фанов отечественного шоколада огорошили известием о закрытии легендарной «Лакомки». Снова поговаривали об открытии тут ресторана, однако за культовое место вступился Мингорисполком и изрек: магазину «требуется модернизация и обновление, но с обязательным сохранением функций кондитерского».
Из памяти у жителей столицы «Лакомку» уже не вырвать. Так, например, пишет о магазине журналистка Светлана Шидловская:
Когда-то еще можно было тут купить домой молотый кофе или выпить чашечку его прямо на месте. А кто-то даже помнит «страшно шумную и массивную» кофемолку. Кстати, кофе с молоком тут стоил 8 копеек, и его не варили — в большом чане, который все время грелся, замешивали содержимое жестянок (сгущенку с кофе). Дополняла все бодрящая надпись: «Тот, кто утром кофе пьет, целый день не устает».
Сейчас продолжают шептаться, что здесь хотят провести перепрофилирование: добавить второй этаж, надстройку для кафе и оставить только чуть-чуть «Лакомки».
Магазин выпечки при Минском хлебозаводе № 1
Мы даже процитируем журналиста, описавшего в свое время данное заведение: «Профессор Университета Манчестера уверен, что люди выбирают свою половинку по запаху, определяя подходящий генетический код партнера. Я совместим со слойками.
И правда, это местечко, может, и не настолько знаменитое, но является поистине прекрасным.
Открытая неприметная дверь на улице Раковской не даст пройти мимо. Стилистика кафе — тот же советский антураж. Ну и что, зато слойки здесь (с сыром, шоколадом, овощами, ветчиной и самые красивые — с грибами) стоят чуть больше четырех тысяч рублей! Запить также можно натуральным кофе за семь тысяч рублей, со сливками — за восемь.
Предполагаем, что жители Раковской точно знают, какие здесь делают пироги и торты на заказ. Точно можем сказать следующее: студенты недалеко расположенного журфака проводят здесь немало перерывов.
От «Центрального», с которым он весьма схож ценами, этот магазин отличается временем работы (лишь до 17:00 по будням), а соответственно, и контингентом: ну что здесь делать выгнанным с аллеи Грицевца неформалам? Зато тут можно лицезреть местных знаменитостей. Как минимум сюда иногда заходит музыкант Сергей Пукст.
Пиццерия «Казачны замак»
Последней в списке (но ни в коем случае не в рейтинге) стала культовая пиццерия «Казачны замак». Сейчас она расширилась до трех мест по разным адресам, но мы-то с вами помним ту самую, на проспекте Независимости.
Здесь бывает жутковато по вечерам. И если в «Центральном» все смягчает яркий свет, то в этом заведении в сумерках царит весьма интимная атмосфера. Но уже многие жители города 20 лет пьют здесь недорогое пиво и вкушают местную «толстушку».
На пиццах «Казачнага замка» выросло не одно поколение. Кстати, здесь ее готовят только из дрожжевого теста, не используя замороженные заготовки.
Фото: google.com