белорусскому пианисту с британским образованием Ростиславу Кримеру. А попутно прикинули, что придется по душе холерикам, готам и работягам.
Ростислав Кример — белорусский пианист, окончивший Академию имени Сибелиуса в Хельсинки, Кельнскую высшую школу музыки и аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне (с отличием!). В 2006 году основал Международный фестиваль Юрия Башмета и является его художественным руководителем.
Справка Relax.by
Как научиться слушать классику
Чтобы научиться слушать, надо только начать. Классика — единственная музыка, понятная всем, хотя многие считают, что она сложная. Примеров из моей жизни много: я знал профессоров и бизнесменов, увлекавшихся джазом и после переходивших на классическую музыку.
Есть у меня, например, знакомый из Южной Африки, который говорил: «Классика — это тяжело». А я советовал ему попробовать, только найти хорошее исполнение.
Через два года я выступал в Африке с оркестром, он позвал меня в гости, и у нас произошел интересный диалог.
— А что бы ты хотел послушать прямо сейчас? — спросил хозяин дома. — Хочу 111-й опус Бетховена, последнюю сонату, которую он написал, — ответил я. — А в чьем исполнении? — Допустим, Рихтера. — У меня их три. Мне больше нравится, когда он уже в возрасте и играет на фестивале.
Сказать, что я был удивлен, — это ничего не сказать. — Давай, — кивнул я. — Зайди в комнату, возьми на четвертом стеллаже на третьей полке 28-й диск слева.
Захожу в комнату — глаза разбегаются. Оказалось, за два года он собрал коллекцию из 15 000 дисков.
В общем, классика, как и любое искусство, не может оставлять равнодушным даже самого неподготовленного слушателя. Возьмем, например, фестиваль Башмета. Если еще десять лет назад основную аудиторию его составляли женщины и мужчины за 50, то сегодня средний возраст слушателя — 35–40 лет, и это достижение дорогого стоит. Тем более мы как раз исполняем композиции не для профессионалов, а для простых слушателей, пришедших получить удовольствие.
Как познакомиться и подружиться с классикой?
Совет 1. Впервые стоит услышать вживую
Например, после фестиваля хотя бы некоторые из 5 000 человек решат сходить в филармонию. А оказавшись там однажды и услышав хорошее исполнение, равнодушным не уйдешь. Там напрямую, без посредников, разговаривают с душой. Моцарт или Бах — это атмосфера, в которую погружаешься. Даже самый непрошибаемый человек не уйдет без эмоций.
Совет 2. Можно слушать и дома, но с соответствующим антуражем
В особой домашней атмосфере, вечером, с бокалом хорошего вина и изысканной закуской, в спокойствии. Еще лучше, если вы слушаете без наработанного бэкграунда, с чистого листа. Поверьте, эффект будет колоссальный.
Совет 3. Важно начать с правильных произведений
Есть множество незаезженных вещей вроде 40-й симфонии Моцарта. Потрясающая музыка. А его «Реквием»!.. Любимое произведение Ганнибала Лектера, между прочим, так что будьте осторожны.
Совет 4. Главное — качество исполнения
Музыка заставит проникнуться, но лишь в том случае, если ее играет толковый профессионал. Можно наткнуться на ерунду, выключить и решить, что вся музыка такая. Но это вовсе не так, если слушать Караяна, допустим, музыкантов из Берлинской филармонии, Лондонского симфонического оркестра.
Совет 5. Начинать стоит только с самого лучшего, что создано тем или иным композитором
А потом, войдя во вкус, можете окунаться, уходить в сторону. В данном направлении надо развиваться. Это как читать книгу: можно не знать, нравится тебе Достоевский или нет, но его произведения так или иначе не оставляют равнодушным, если ты уже открыл книгу.
Совет 6. Не относитесь серьезно к классике в обработке
Я считаю допустимыми кроссовер-проекты. Подобный, кстати, был на одном из наших фестивалей — «Классика и рок» с «Океаном Эльзы». Когда совмещаются разные стили, выходит интересно, а вот обработки… Какие? Ванесса Мэй? И скрипачей видали получше, и девушек посимпатичнее. Но тут на вкус и цвет. Она ведь собирает залы. Раз людям нравится, это тоже шаг к высокому искусству.
Высокое искусство — это оригинал. Это как взять полотно Моне, отфотошопить и сделать 3D-картинку. Прикольно, только это уже не Моне.
В каком порядке и какие композиции?
01В. А. Моцарт (от венского исполнителя Бадуры-Шкоды):
●Lacrimosa из «Реквиема»
●Симфония № 40
●Концерт № 23 (вторая часть)
Моцарта можно включать везде и всегда. Известно уже, что даже цветы лучше растут под его музыку, это научно доказано. Он дарит ощущение невероятной чистоты, света.
02П. И. Чайковский
●Концерт № 1
●Симфония № 6 (просто фантастика)
●Цикл «Времена года» (кстати, понравится и детям, и взрослым)
Чайковский очень близок русской душе. Слушать у него можно абсолютно все. Он очень мелодичен и романтичен, писал о русской природе и ее красоте.
К Бетховену надо обращаться, если больше привлекает симфоническая музыка. К слову, «Лунную сонату» слушайте в последнюю очередь: она изъезжена и извращена до последней степени. Она звучит во всех супермаркетах в самых кошмарных обработках. Ее сложно услышать чистым ухом.
●Симфонии (не сразу известную девятую, а с первой и дальше)
06И. Штраус / Р. Вагнер
Штраус — это не музыка под настроение, а вальсы для балов. Самый известный из них прекрасен. Но только в исполнении Венского филармонического оркестра.
У Вагнера можно смело слушать все знаменитое. Знаете, кстати, что он запрещен в Израиле? Он поддерживал фашистский режим, и в Израиле его не понимают. Но музыка ведь ни при чем, Вагнер же не знал, что будет нравиться Гитлеру.
●«Полет валькирий»
●«Кольцо нибелунга»
●«Тангейзер»
Музыкальные темпераменты
Для холериков идеально подойдет «Наваждение» С. Прокофьева, но начать все равно стоит с Моцарта и только с него.
Металлистам, панкам и тем, кто любит Scorpions, Sting и Metallica, можно включать Шостаковича. Чем не рок его симфонии? Кстати, и Бетховен подойдет — есть у него драйвовые вещи.
Модникам-хипстерам больше нужен сейшн, мероприятие, посему главное — антураж и качество исполнения. Вот на открытии фестиваля Башмета большая тусовка намечается. Будет классика, но вместе с ней и нечто атмосферное, интересное.
Готам и товарищам со специфическим отношением к жизни порекомендую Скрябина. Это грустно, да и мировоззрение в тему: композитор хотел сочинить мистерию, всем миром ее исполнить, а сразу после дружно встретить конец света.
Какая музыка поможет работать?
Никакая. Работать лучше в тишине.
Для отдыха нужно нечто веселое, расслабляющее. Однако тут есть один момент: любая музыка заставляет думать, а отдыхая, хочется этого не делать. В таком случае можно послушать Шуберта — он светлый очень и жизнерадостный. Или вальсы Штрауса.
В машине здорово слушать Бетховена, все его симфонии драйвовые и энергичные. К тому же в дальней дороге под такую музыку точно не уснешь. Вообще в пути лучше стоит слушать то, что хорошо слышно, — позаботьтесь об акустике в авто. Чайковского могу порекомендовать еще. Но все — только с качественным звуком.
Для поднятия настроения подойдет Моцарт. Мажорные фортепианные концерты — самое то, например девятый. Когда просто о нем вспоминаешь, невольно улыбаешься.
Почему надо слушать классику
Классика разговаривает с душой. Музыка — самый фантастический вид искусства. Ее, в отличие от, допустим, изобразительного искусства, не надо понимать, в ней не нужно разбираться — она напрямую общается с тобой, ты этого даже не замечаешь. Она, вне всякого сомнения, способна изменить характер человека, его мировоззрение. Любая музыка на человека влияет, а классика заставляет думать и чувствовать, а это именно то, что в современном мире начинает уходить на второй план.
Не так давно маленькая девочка прислала мне социальный ролик о Земле, который сделала сама. Я был поражен, насколько просто можно рассказать о нашей планете. А агентства ломают головы. Почему? Потому что у ребенка чище душа. И классика способна очищать душу. Ни один вид музыки не справляется с этим так хорошо, как она.
Почему ее не слушают
Ее слушают люди культурные и образованные. Многие никогда не думали, что будут делать это, а потом приходят к классике и останавливаются: выше уже некуда. Мы всю жизнь учимся чему-то. И когда к классике наконец приходишь, это пик. Если она понравилась, это очень хорошо. Многие не воспринимают ее, потому что им не предлагают ее послушать. Мы бежим за модой, а классика — «старье». Только ведь мода ежесекундная, а классика остается.
Это как одежду покупать: кто-то на толкучке берет, кто-то — в «Шанель». И это просто вопрос вкуса, а он тоже формируется кем-то.
К нам стали приезжать толковые музыканты, и многих из них обыватель просто не знает. Наш фестиваль как раз призван решать эту проблемы и знакомить с мировыми именами в области классической музыки.
Кстати, Международный фестиваль Башмета уже вот-вот начнется, следите за ним в нашей афише. На торжественном открытии вы сможете оценить постановку «Евгений Онегин» с Константином Хабенским, ну а после наслаждаться музыкой: игрой уральского оркестра из 100 музыкантов, вечером венской классики, концертом квартета «Терем» («Классика встречает Фолк») и многими другими событиями.
Как-сложно все написано, хотя бы фото героя опубликовали ....
МАША 09 сентября 2015 в 11:29
Странно, что предложили послушать произведения в исполнении одних мутантов, а записи прекрепили других)))
ИЗ-ЗА 07 сентября 2015 в 18:49
тот момент когда релакс пытается свою аудиторию сделать типа умной) вы пытались.
ТАТЬЯНА 07 сентября 2015 в 14:44
За подборку отдельное спасибо. И билетики на фестиваль Башмета уже куплены )
ИСМАИЛ 07 сентября 2015 в 14:23
Осспаде, люди, де вы видели готов?)
Ваш отзыв принят. Спасибо!
ОК
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения
удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.
Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время.
Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете
ознакомиться с нашей
Политикой обработки файлов cookie