Пока фанаты «Безумного Макса» пересматривают блокбастер, тащат в кинотеатр всех знакомых вплоть до бабушки и стонут от счастья, разглядывая каждую детальку машин постапокалипса на
Морфлот научит
Дмитрий Тихоненко встретил нас на пороге своей мастерской весь в делах: как раз закончил заказ для друзей из Екатеринбурга — большой стимпанковский кипятильник. Наливая кофе из кофемашины в металлических пластинах, заклепках и рычажках, Дмитрий рассказывает, что заниматься стимпанком начал задолго до того, как узнал, что это за движение такое.
— Первое изделие я создал в 1996 году, — рассказывает Дмитрий. И утверждает, что вдохновили его на увлечение стимпанком отнюдь не паровые двигатели и не «Наутилус» из «20 000 лье под водой». Все началось со службы на корабле:
— Я был моряком-пограничником. По сравнению с морфлотом нас было немного на корабле — человек 80, но все мы охраняли государственную границу на небольшом ПСКР (пограничный сторожевой корабль. — Прим. Relax.by). Служил я три года и, знаете, за это время успел вдоль и поперек изучить все детальки, клепки, барашки, вентили, краны на судне — нас заставляли все это надраивать. Я для себя открыл: когда все эти вещи начищаешь, начинаешь их по-своему любить и учишься работать руками.
Сегодня, правда, свои работы Дмитрий (по профессии он, кстати, эколог) предпочитает оставлять как есть — неначищенными. Говорит, ему нравится изучать царапины и затемнения, потому что в них — история: «Начинаешь задумываться, что к чему».
Смотреть: экранизация книги «20 000 лье под водой» студии Уолта Диснея, подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо — классический пример и вдохновитель стимпанковой эстетики
Первыми изделиями Дмитрия стали буквы и украшения к дембельскому альбому. Потом он начал коллекционировать предметы старины и потихоньку переходить от простых вещей к сложным:
— В 1990-е пошла повальная мода на евроремонты. Все стали избавляться от предметов старины: самовары, чугунные утюги на углях, подставки всякие, кружки, кофеварки, лампы, радиолы — все это можно было найти на мусорке. Я сначала стеснялся брать, а потом натаскал мебели на целый гараж.
Швейная машинка и кофеварка до сих пор хранятся в мастерской Тихоненко. Рядом с с первым большим его произведением — холодильником бабушки, который Дмитрий решил обновить и обшил благородной кожей. Так шаг за шагом Тихоненко стал втягиваться в увлечение, ставшее делом его жизни.
Дизайнерские тусовки и любимое хобби
Что такое стимпанк, Дмитрий узнал спустя 15 лет после того, как стал им увлекаться:
— У большинства людей моего возраста есть стереотипы, — смеется он. — Как только слышат слово «стимпанк», тут же представляют себе панка с ирокезом на голове, в клепках, шипах и цепях.
Кофемашина у меня тогда уже была. Как раз заканчивал с телевизором… Рад, что могу собственным примером разрушать стереотипы взрослых людей о стимпанке.
Рассказывая о своих изделиях, Дмитрий снова и снова повторяет, что большинство вещей делает для себя или в подарок. Денег стимпанк особо не приносит, зато он — для души. И еще — открывает двери в мир дизайнерской тусовки:
— Лет пять назад я участвовал в выставке белорусского дизайна, меня там заметил Сурский (Дмитрий Сурский — председатель Белорусского союза дизайнеров. — Прим. Relax.by) — и пригласил вступить. Теперь я официально член союза. Не сказал бы, что получил много бонусов — надо платить взносы, зато приглашают на дизайнерские вечеринки. Но я их не посещаю — нет времени.
«Все хотят гаджеты и не хотят работать»
— Сегодня все хотят переделать в основном телефоны, компьютеры и флешки. Это самое востребованное на рынке. А у меня душа не лежит к гаджетам. Я сделал один телефон — единственный. Он у меня функционирует как офисный. Я в каждую деталь вкладываю частичку души и не вижу смысла делать то, что не мое. Нелюбимых вещей у меня быть не может. За то, что мне неинтересно, не берусь.
Спрашиваем, можно ли устроиться в мастерскую к Дмитрию учеником. Но он отрицательно качает головой и рассказывает, что те несколько падаванов, которые к нему приходили, не справились.
— Молодежь не привыкла работать руками и не хочет учиться. Я называю это «синдром кнопки». И их сложно винить — ручной труд потихоньку вымирает. Я ходил на выставку, связанную с металлообработкой, и видел там фрезерные 3D-станки, которые делают скульптуры — фактически копии мировых шедевров — одним нажатием пальца.
Дмитрий же может создавать свое произведение, скажем, полгода. Все начинается с идеи. Потом разрабатывается эскиз. Если работа очень серьезная, Дмитрий консультируется со знакомыми дизайнерами, у которых «есть соответствующее образование». Дальше что-то обрабатывается на токарном станке и с помощью электроинструментов или паяльной станции. Но, уверен мастер, чем больше ручной работы, тем более одушевленным получается предмет: «Стараюсь все максимально собирать на коленке».
Еще один момент, к которому не могут привыкнуть ученики: дело, которым занимается Дмитрий, крайне дорогостоящее.
— Я уже погряз с головой, — признается мужчина. — Поначалу родственники и близкие именно поэтому были против моего увлечения.
«Все дело — сыну»
Вместе с несколькими энтузиастами Дмитрий организовал сайт
— Мы списались, я пригласил ребят в гости. Мы пили кофе-чай и решили провести первую вечеринку: бросили клич, собрали команду, арендовали самый старый в Минске трамвай. У нас была живая музыка, катались два часа по Минску. Потом пошли в кафе. Это был первый такой опыт.
Дмитрий планирует заниматься подобными мероприятиями и впредь, правда, признается, что в Европе и России стимпанк развивается в разы быстрее. У нас же даже вечеринку организовать — дело непростое. Больше всего грустит Дмитрий по поводу обязательного платного входа: такое условие, говорит, выдвигают арендаторы помещений. «Недавно с трудом выбили право пускать бесплатно людей в костюмах. Но вообще не очень быстро все, к сожалению».
Клокворкпанк — много шестеренок.
Теслапанк — основа — электричество и массовое поклонение старине Тесла.
Таймпанк — путешествия во времени, как в «Машине времени» Уэллса.
Сейлпанк — Вселенная — мир из летающих островов; корабли, воздушные и водные баталии и пираты.
Фэнтези-стимпанк — обычный стимпанк, но с эльфами, драконами и прочей магией.
Напоследок мастер с гордостью демонстрирует наброски старшего сына — дирижабли, фантастические аппараты: «Он у меня учится в школе искусств. Говорят, графика у него хорошо поставлена. Приходит — помогает мне в мастерской, рисует. Так что, знаете, не надо мне сторонних никаких учеников. Сын вырастет — ему все свое богатство и знания передам».
Фото: Ирина Забирашко