Здания завода «Горизонт» переживают сейчас самый настоящий ренессанс. Как его только не называют: креативным кластером, творческим хабом — подойдет, в принципе, все, что связано с креативом и творчеством в любой комбинации слов. На деле оказывается, что так или иначе твои пути за дизайнерскими вещами или знакомствами неизбежно приводят на заветную Куйбышева, 22. Нынешний Горизонтвилль вмещает в себя гораздо больше: это и корпус 6, и корпус 8, и зачатки в корпусе 9, и безымянные входы с улиц Красной и Киселёва.
Команда Relax.by напросилась на встречу с долгожителем этих мест, блогером и визажистом Ксенией Тырсиковой, придумавшей тег #горизонтвилль, с одной корыстной целью: постучаться во все двери, узнать, кто и почему работает в этих стенах, холодно ли там зимой и почему Горизонтвилль пока так и не стал сообществом.
Ксения ждет нас на крыльце, попивая кофе и обсуждая новые проекты. Уже через пару минут вокруг ее икеевской табуретки собираются дизайнеры, скульпторы, художники и человек, пытающийся узнать, по чем и у кого можно арендовать офис. На куртке у него значок с красной звездой. «Вот так у нас, — говорит Ксения, — так и решаем дела за чашкой кофе. Ну пойдемте, здесь смотреть-не пересмотреть».
1 этаж
Крошечными шажочками пробирается в здание «Горизонта» дизайн. Он понемногу захватывает кусочки стен. Взять, к примеру, импровизированное дощатое панно с высоким столом у входа — еще год назад этого не было.
— Здесь повесили навигацию, — показывает Ксения на стенку с ячейками, — но многие не указаны. Кто-то сам переделывает таблички, мы (ArtRoom — прим. ред.) ничего не меняли.
— Бывает такое, что люди теряются, ходят, как сомнамбула по темным коридорам?
— Теперь уже нет. Обычно уже знают, куда идти.
На первом этаже оазис развлечений. Вот большая комната с играми Quvalda: бильярдные столы, аэрохоккей, X-box, Kinect, Dendy, электронный дартс, очки виртуальной реальности. На память можно отчеканить себе монетку, фирменная кувалда красуется у самого входа.
По другую сторону от него тянется уценёнка «Горизонта» — последний оплот уходящей эпохи за олдовыми алюминиевыми дверями. Дальше — квесты-квесты-квесты. Только на первом этаже их три, выше — еще парочка.
Между ними скромно затерялся ярко-желтый «Фотосквот» — свободное пространство аналоговой фотографии, где, кроме всяческих манипуляций типа проявки пленки, читают лекции, проводят фотокурсы, продают и отдают в аренду фотоаппараты всех мастей, дают почитать книжки (если есть членский билет, можно даже домой взять).
Наискосок от них — шоурум белорусской марки HONAR. Вышиванки, льняные рубашки, майки с белорусскими аллюзиями на логотипы «Кока-Колы» и «Макдональдса». Спрашиваю: «Существует ли «Горизонт» как сообщество?»
— Нет, — отвечает Павел, хозяин шоурума (говорит по-белорусски). — читал недавно интервью, где владельцы говорили об этом месте как о творческом пространстве, но, по сути, оно сложилось само собой. Потому что здесь собрались единомышленники, которые позвали своих знакомых дизайнеров, художников. Но специально никто ничего не делает. Хотели как-то карту сделать, и то не получилось.
— Надо чатик в вайбере создать, — шутит Ксения.
— Здесь мог бы получиться целый творческий квартал, — продолжает Павел. — Здесь же столько места, внутренние дворы. Но это надо развивать, надо кому-то об этом подумать. Ведь статусные компании сюда не переедут, только творческие люди, которые сами будут обустраивать свое пространство.
— Да, мы обычно стоим у окна, смотрим внутрь и мечтаем, — замечает Ксения.
Следом за шоурумом — крутая, по словам Ксении, изостудия Eleven-o-Four, с потолками под 6 метров, на которых висят полотна. Но сейчас она закрыта. Зайдем завтра. Далее еще несколько изо- и фотостудий, тренажерный зал и детский спортивный клуб Kinderball, где деток учат играть в футбол и хоккей.
— И прямо каток залит? — удивляюсь я.
— Нет, просто бегают… как слоны.
Мы доходим до конца коридора, где закрытая дверь и надпись «Проход закрыт». Но это далеко не конец самого «Горизонта». Кроме известных входов под кодовыми названиями «корпус 6» и «корпус 8», есть еще неизвестные с улиц Киселева и Красной.
Антресоль
Между первым этажом и вторым есть самодельная, как мне показалось, лестница с небольшим указателем. Это вроде как полуэтаж — антресоль. Обычно поднимаются туда те, кто следует за розовым кроликом, — в мастерскую к Милане Хасиневич Killtoday за кожаными портупеями, сумками и аксессуарами для молодежи, в вокальную школу и на образовательные курсы.
2 этаж
Второй этаж совсем куцый, из интересного только школа керамики «ПОКА», но дверь закрыта, и мы идем дальше.
3 этаж
Дверь с интригующей табличкой «Королева-бай», к нашему сожалению, оказалась закрыта, напротив нее — очередной квест. Но правое крыло третьего обещает быть интересным. Я бы сказала, что это танцевальный этаж — студий здесь аж 5: есть и горячие парные современные танцы (A-Class), и девочки на пилонах (Pole Estethics), и контактная и бесконтактная импровизация (Dance Essense Studio). Несколько фитнесов и школа вокала. У Sky Line вся внешняя стена выкрашена в черный цвет с волнистым меловым рисунком. «В принципе, никто не против, чтобы мы сами здесь что-то делали, красили, рисовали», — поясняет Ксения.
Посреди всего этого активного беспредела тихонько затесался Art Room — творческое пространство Ксении и ее подруг, представляющее собой спот визажа, шоурума с одеждой и ткаными вручную платками и пончо, украшениями из полимерной глины.
— У нас тут сейчас беспорядок, сделали новые штанги, надо перевесить одежду, место до потолков планируем завесить картинами. Окна хотим помыть.
— Сами? — мое удивление Ксению веселит. — И верхние тоже?
— Конечно, сами, стекла достаются. Заказывать альпинистов супердорого.
Ксения рассказывает, что работают они, как и большинство шоурумов, не по расписанию, а по предварительной договоренности с клиентом, по записи. «Это не очень удобно для тех, кто заглянул сюда с наскоку, — соглашается она, — но нам всем так удобнее».
4 этаж
Четвертый этаж оказался скромнее. Из трех сданных в аренду помещений интерес представляют только два: скульптурная мануфактура Станислава Никоновича и мастерская изделий крупной вязки Merina Wool.
В мануфактуре делают скульптурки, точь-в-точь как человек с фотографии, только в миниатюре. На доске гордости — фотографии, запечатлевшие моменты передачи мини-копий знаменитостям типа Познера, Шнура и Михалка. Фигурки делают прямо на месте. Кроме них — пара художественных статуэток космической красоты.
4,5 этаж
Еще один полуэтаж, где базируются мэтры современного белорусского дизайна, а именно мастерские Limited Minsk и Kardash. Limited Minsk планирует расширяться и отделить шоурум от производства.
— Хотим, чтобы каждый, кто приходил к нам в шоурум, чувствовал себя особенным и желанным гостем, чтобы нас ничего не отвлекало уделить ему максимум своего времени.
В мастерской у них светло, уютно и по-домашнему. Девочки с радостью показывают новую коллекцию с аппликациями зубров и лошадок. «Холодно вам зимой? Такие окна большие», — спрашиваю. «Нет, здесь очень тепло, когда топят».
Оля Кардаш вся в работе. В шестом корпусе у нее только производственная комната, шоурум — в корпусе 8. За ней — студия интерьера Dizza, где обещают не только создать уникальный интерьер, но и просто проконсультировать, где и что в Беларуси нужно купить, чтобы ремонтная эпопея закончилась успехом, если не триумфом. Особый шик студии приносят ворох картин, известных многим по Svobody, 4, и тюбики с краской, разбросанные по полу.
Кроме этой троицы, половинчатый этаж занимает танцевальная студия Zames, студия по изготовлению школьных альбомов «Товарищи» (чтобы в нашей юности были такие альбомы — настоящий селебрити-журнал!), музстудия «Фасоль», фотостудия «Матрешка» и школа анимационных фильмов. У ребят, кстати, окна выходят прямо на крышу перехода к корпусу 9, который через дорогу.
— Будете делать летнюю террасу?
— Не поверите, но это была первая идея, когда мы сюда въехали. Уж очень она сюда просится!
6 этаж — пространство «ВЕРХ»
Поднимаемся еще выше, минуя пятый этаж, который, видимо, еще никому не пришелся по вкусу, оттого и пустует. Ксения рассуждает:
— «Горизонт» может функционировать как мини-город: здесь можно перекусить, позаниматься спортом, потанцевать. Если вещи грязные — можно купить новые. Накраситься, выпить кофе, попеть. На последнем этаже есть душевые. Там вообще странное место, мне кажется, люди там и живут.
Пространство «ВЕРХ», которое широко известно в узких кругах своими рейв-вечеринками, впечатляет размахом. Полторы тысячи квадратов: две барные стойки, лекторий и просто бездонная ширь для выставок, тусовок, презентаций, бог знает чего еще. Вот в субботу, например, «ВЕРХ» будет принимать первую в истории свадьбу.
Вниз на лифте
— Как думаешь, почему народ собирается именно здесь?
— Во-первых, здесь подъемная аренда. Например, если ты въезжаешь в помещение первым и оно еще не ремонтировалось, то аренда будет около 6 евро за метр. Если уже с ремонтом, то около 8 евро. Плюс у него классная локация: до Немиги две остановки, до площади Победы 10 минут. И здесь все свои, каждый подтягивает друзей. Но для того, чтобы это стало настоящим творческим хабом, нужно вкладывать и вкладывать.
Разговор наш уходит в воспоминания об FSP, где на образовательной площадке красивый и молодой Янус Юсс рассказывал о том, как они превратили заброшенную территорию таллиннского завода в Telliskivi Creative City, который проводит более 350 мероприятий в год, включая Tallinn Music Week, да и вообще действует как слаженная и отстроенная бизнес-модель. А Горизонтвилль провожает нас блеском всех своих бесчисленных окон, за которыми молодые и неравнодушные белорусы делают свое дело, несмотря ни на что.
Новости Relax.by в твоей ленте! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте.