24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Ярче солнечных лучей: как мы побывали на ювелирном производстве завода Zorka

Текст: Диченко Андрей, 17 октября 2016 4

Ювелирные изделия бесспорно вызывают восхищение. Однако не менее интересен процесс, благодаря которому, придя в бутик ZIKO, мы можем выбрать подарок для дорогого нам человека. Решив узнать все тонкости ювелирного производства, Relax напросился в гости на завод Zorka и вместе с директором по производству увидел, как слитки драгоценных металлов становятся драгоценными и милыми сердцу украшениями.

Когда мы собирались посетить завод Zorka, встречающая сторона назвала в качестве ориентира «большое серое здание». Этот факт ввел нас в некоторое смятение, потому что промышленная зона Шабанов в подсознании видится одной сплошной серостью, где трудно отличить один индустриальный пейзаж от другого. Однако производственное строение Zorka трудно не заметить: оно действительно серое, но на фоне окружающей серости впечатляет своим современным видом и ухоженной территорией. Несмотря на то, что здание новое, за его опрятностью тщательно следят — это ощущается прямо с парковочной стоянки для автомобилей: свежая разметка, ухоженные газоны, прибранная территория. 

Заходим в холл, нас встречает охранник в деловом костюме. Он просит оставить в специальном шкафчике все металлические вещи. Так как на заводе ежедневно обрабатываются десятки килограммов драгоценного металла, то такие меры безопасности вполне оправданы.

Ни дня без эскиза


Мы начинаем нашу экскурсию с креативного отдела. Первое звено — это отдел разработки нового продукта.
Логично, что все великие дела и изобретения начинаются с задумки. А над ними затем работают дизайнеры.

— Мы посещаем ювелирные выставки, вдохновляемся трендами и новинками и на основании этого разрабатываем концепт коллекций ювелирных украшений. Далее в ход идет статистика и аналитика продаж. На основании этих данных у нас формируются полная картина и критерии для работы над украшениями, — рассказывают про свою работу сотрудники отдела.

Глядя на ювелирные изделия в том же бутике ZIKO, нельзя не отметить те творческие задумки, которые воплощаются ювелирами завода. А поэтому вовсе не кажется странным, что за «результатами статистики и продаж» кроется самое настоящее творчество. Его плоды — новые коллекции, придуманные креативным отделом. Креативщики стремятся выпускать по одной коллекции каждый месяц.

— В день мы делаем где-то по пять эскизов. Из всех придуманных выбираются лучшие, которые идут в производство. В ближайшие два месяца мы представим четыре новых коллекции, — рассказывает дизайнер Наталья.

Но древняя латинская пословица гласит, что совершенству предела нет. И тем более, если речь идет о вещах, которые в своей философии подразумевают стремление к совершенству. Поэтому бывает и такое, что некоторые концепции постоянно дорабатываются перед тем, как пойти в серию.

— Доработки могут быть и на стадии трехмерной печати, и даже тогда, когда прототип изделия отливается в серебре. Есть изделия, на эскиз которых уходит несколько дней, — добавляет дизайнер.

Все свои эскизы они делают двухмерными. А уже в соседнем отделе специалисты на основе чертежей делают точную трехмерную модель. Таких моделей в месяц делается в среднем 130.


Главное в работе завода — это качество. А поэтому даже без тени лести можно сказать, что сотрудники гордятся каждым скромным результатом своего труда. Что ж, посмотрим своими глазами, как задумка приобретает форму. С этой целью директор по производству Диана Савицкая ведет нас в производственные помещения.


От 3D-дизайна к 3D-печати


Диана Савицкая приглашает на участок изготовления моделей, где установлены масштабные 3D-принтеры. До этого мы видел только эскизы, а уже в этом отделении установка «печатает» полимерный или восковой вариант изделия. Сами сотрудники этот процесс называют «выращиванием».

Выращенную модель используют для массового тиража какого-либо украшения.

— Чаще всего мы используем восковой 3D-принтер. У него больше возможностей, и он удобен для создания макетов, — говорит о тонкостях производства Диана Савицкая.

На печать уходит примерно шесть часов. Интересно, что принтер используется для печати сразу нескольких восковых моделей изделий по файлам, подготовленным 3D-инженерами. Восковой принтер «выращивает» прототипы из двух видов воска — белого и голубого.

Белый растворяется в специальном растворе, а голубой остается. Он же используется при отливке серебряной мастер-модели, которая затем подвергается обработке и служит основой для изготовления резиновой пресс-формы. С ее помощью готовится основа для серийного производства методом литья. Такой метод отлично подходит для сложных украшений. Но когда речь идет про ювелирную продукцию, то в голове тут же возникает образ обручальных колец. К нашему дилетантскому удивлению, обручальные кольца, грубо говоря, делают из золотой трубы. Зачем? Сейчас узнаем!

Рождение «золотой трубы»


Входим на заготовительный участок. Обращаем внимание на решетки, коими устлан пол и технологичные рукомойники. Завод — это место, где нет ни одной лишней детали. И, как оказалось, решетки и рукомойники нужны, чтобы собрать драгоценную металлическую пыль, а затем вновь запустить ее в производство. Сами участки завода расположены фактически по кругу. Сделано это не из-за любви к австро-венгерской архитектуре, а для удобства передвижения между всеми производственными помещениями. Кстати, инфраструктуру этого одного из самых крупных ювелирных заводов в Европе проектировал итальянец Джузеппе Даль Досо, в портфолио которого наличествуют концепции заводов, построенных в Японии, Индонезии и многих других странах.

А теперь перед нами печь непрерывного литья, в которую загружается драгоценный металл. Благодаря специальной технологии отливки он «вытягивается» в золотую трубу, из которой затем делаются обручальные кольца.

Такая технология необходима потому, что все обручальная кольца бесшовные. Это красиво как в плане эстетики, так и с точки зрения прочности. Отсутствие швов на изделии — гарантия его элегантности и долговечности. А пока что мы смотрим в «окошко» станка и любуемся жидким металлом. Он выглядит точно так же, как и мимикрирующее тело «плохого» терминатора из культового фильма Джеймса Кэмерона. Температура — 1 080 градусов по Цельсию. Зрелище завораживающее.

Вскоре показываются очертания золотой трубы непривычного цвета. Она сделана из сплава золота 585 пробы. Сейчас перед нами только заготовка. На соседнем участке из нее «нарежут» кольца, а затем они пройдут обработку и полировку. Мы еще вернемся к свадебным аксессуарам, а пока что перед нами — двери участка изготовления восковых моделей.

Литье с камнями


Мы помним, что на первом производственном участке ювелиры готовили резиновые пресс-формы для изделий. Непосредственно на этом участке отливаются восковые модели.

— Под давлением происходит впрыскивание воска, затем в холодильной установке конструкция охлаждается. Из полученного «саркофага» извлекается восковая модель, — рассказывает Диана Савицкая.

Интересно, что каждой резиновой пресс-формы соответствует определенная температура и давление. Эти данные загружаются в компьютер. Возникает вопрос: а можно ли организовать производство так, чтобы люди в нем практически не участвовали? Ответ — нет. Ювелирное производство требует, как бы это странно ни звучало, ювелирной и аккуратной работы. А с такой может справиться только человек, поэтому никак от человеческого фактора не уйти.

Именно поэтому каждое изделие завода Zorka можно назвать уникальным, потому что рука ювелира к нему прикладывается постоянно. Символично, что люди, занятые на производстве, максимально сконцентрированы. Они не обращают внимания ни на вспышки фотоаппаратов, ни на посторонние шаги.

Благодаря современному итальянскому и немецкому оборудованию Zorka может похвастаться технологией литья непосредственно с камнями. Камни крепятся в восковые модели. Чаще всего это кубический цирконий.

Затем из изделий собирается «восковое дерево», которое помещается в специальную емкость — опоку. Опока заполняется формовочной массой на основе гипса и помещается в печь. Под действием температуры гипс становится твердым, а воск, наоборот, выгорает. Образуются полости, которые затем будут заполнены драгоценным металлом. Он же и повторит все разработанные контуры и очертания продукта.

Прямо перед нами лежат прототипы сережек, колечек и других украшений. На первый взгляд их не отличишь от пластика. Но держать в руках такие вещи надо очень аккуратно: воск очень хрупкий. Восковые деревца отправляют на участок отливки. Там уже восковой прототип обретет свое драгоценное воплощение.

Воск превращается в золото. И никакой алхимии!


На участке литья первым делом мы видим печи для прокалки. Одна из них приоткрыта, из нее веет жаром. Тут же находятся машины для литья. Принцип работы примерно такой же, как на изготовлении трубы. В установку загружается металл, плавится и под давлением подается в опоку, заполняя пустоты, образовавшиеся после выгорания воска. До этого мы видели «елочки» из воска, а теперь держим в руках увесистую золотую «елочку» весом примерно в граммов триста. Она к тому же еще и теплая.

Это, конечно же, далеко не финальный этап. Вскоре с «елочки» снимут все изделия и отправят на участок монтировки. Элементы после литья будут спаивать вручную. А уже затем — шлифовать,полировать, наносить лазером всякие символы, если понадобится, и, как говорится, доводить до ума.


И вновь обручальные кольца


Мы обещали, что еще вернемся к обручальным кольцам. Пока что мы видели только золотую трубу, которая только своей круглой формой может вызвать ассоциации с кольцами. Сейчас же перед нами участок, где труба превращается в элегантные колечки.

Не секрет, что, к примеру, ZIKO с радостью примет заказ на изготовление именных обручальных колец. Разумеется, что такой заказ тут же поступает на завод Zorka. Ну а на участке производства обручальных колец, в который мы сейчас зашли, выполняются как раз такие задачи. Срок изготовления — от шести и до двенадцати дней, в зависимости от сложности.

Перед нами вновь золотая труба, которую уже разрезали на три части. Далее металл отжигают. Так он станет мягче и будет «тянуться».

С помощью фильер, ригелей и протяжного станка формируется требуемый внутренний диаметр трубы, который будет соответствовать размеру будущего обручального кольца.

— Станок позволяет сделать кольца всех размеров — от 15,0 до 23,0, — говорит Диана Савицкая.
Прямо на наших глазах труба отправляется в станок и вытягивается. На другом станке ювелир занимается резкой кольца по соответствующему профилю. Обработке подвергается внутренний и наружный контуры. Другие сотрудники занимаются ручной полировкой изделия.

Также здесь есть оборудование, с помощью которого можно подготовить то же колечко для закрепки камней. Его сверлят специальным инструментом и делают посадочные отверстия под камни. Плюс к этому могут нанести алмазные грани или рисунки на поверхности кольца.

Завораживает лазерная установка, которая находится в соседнем участке лазерной резки и гравировки. Изделие помещается в камеру, где с помощью пучков лазера за какие-то секунды приобретает рельеф. Все это мало похоже на лазеры из фантастических фильмов, но само зрелище завораживает. Еще секунду назад перед нами был гладкий крестик. Несколько вспышек — и он может впечатлить узором.

Машинная полировка с помощью орехов


Любое ювелирное изделие твердо ассоциируется с игрой света и блеском. Это качество — заслуга полировки. На заводе Zorka полировка проходит на специальном участке. В помещении стоят барабаны, в которых насыпаны керамические наполнители, мелкие деревяшки и, как ни странно, даже орехи. А уже в них закидываются ювелирные изделия. Автоматика, конечно же, вещь хорошая. Но все, что она может, — облегчить работу при ручной полировке ювелирам. Абсолютно каждое изделие после машинной полировки поступает уже к ним, а они вручную обрабатывают золотой или серебряный артефакт до идеального состояния.

После полировки изделие моется в ультразвуковой ванне. Можно догадаться, что по итогу всех технологических манипуляций остается довольно много отходов, которые отнюдь не ненужные, а в прямом и переносном смысле ценные. Их, понятное дело, не утилизируют, а вновь используют, после переработки на участке регенерации отходов.


— Благодаря установкам можем также извлекать драгоценные металлы из различных сплавов. К примеру, золото скупается в том числе и у населения, а поэтому его направляют как раз сюда, — проясняет производственные детали Диана Савицкая.

Кстати, в сети ZIKO у вас есть возможность обменять старые надоевшие золотые украшения на современные изящные ювелирные изделия Zorka.

Благодаря современному оборудованию, есть возможность получить золото чистотой не менее 99,95%. Сотрудник демонстрирует нам порошочек в специальной емкости. Если не знать всех тонкостей процесса, то никогда не догадаешься, что этот порошок и есть золото. Затем из него сделают сплав, и вид оно примет уже вполне привычный. 

Упаковка, маркировка и биркование


Последняя стадия производства — это упаковка и биркование. Перед этим каждое изделие взвешивается, маркируется, пломбируется и идет на склад готовой продукции. Дальше готовую продукцию уже развозят в различные торговые сети.

А мы тем временем познакомились со всем циклом производства ювелирных изделий. Этих знаний для открытия своего завода, конечно же, не хватит. Но оценить высокое качество продукции Zorka они позволяют сполна. 


Фото: Аркадий Соболев


Новости Relax.by в твоей ленте! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте.

В поисках рецепта «Докторской»: как делают колбасу на «Брестском мясокомбинате» Горизонтвилль: гид по корпусу №6
Этот сайт использует cookies
Понятно