На этих выходных фестиваль «Белое зеркало» объединял поколения — тех, кто отчаянно танцевал под «НОМ» и покачивался под Ли Перри, с «богемой помладше». Последние подсознательно чувствовали, что «Белое зеркало» — центр притяжения неких «правильных людей», хоть в 1990-х, когда вышел первый альбом «НОМ», сознательной жизнью еще не жили, а о создателе регги Ли Перри слышали от старших.
В последний раз «НОМ» обращал белорусов в свою веру «Во имя разума» в 2010 году. Ли Перри, восьмидесятилетний ямаец, родитель регги, до Беларуси прежде не доезжал. Центр фотографии Studio67 на этих выходных превратился в площадку для объединения культур и поколений в космическом миксе из кино и музыки.
Мы составили краткий классификатор богемы, которую три дня кружило в водовороте «Белого зеркала».
Искусствоведы
— Объединение музыки и кино — правильный подход, мне было интересно смотреть фильм о том, как создается музыка, как музыкант обрабатывает информацию, а затем транслирует ее, а после видеть того самого музыканта.
Меня порадовала разнообразная программа — начиная с культового регги Ли Перри и заканчивая «НОМ», до сих пор социальной и актуальной группой в русскоязычном пространстве. Первый день фестиваля был спокойным, а публика — разношерстной. Приходили люди разных возрастов, видела множество знакомых лиц, но было и много людей, которых я не знаю. «Белое зеркало» — отличный повод сделать видимой культуру, повод для того, чтобы встретиться и пообщаться. Спасибо Саше Богданову за то, что сумел все это организовать.
Во второй день в Studio67 набилось много народу, кажется, не меньше тысячи человек пришли посмотреть на старичка Ли Перри. Я думала, что появятся лишь люди моего возраста, но была и молодежь. Третий день, посвященный группе «НОМ», получился камерным и спокойным. «НОМ» — старые контркультурщики, политизированная и социальная группа, их творчество не подразумевает огромного количества поклонников. Было здорово, пришло около трехсот человек, получился хороший контакт с группой. На меня «НОМ» произвели даже большее впечатление, чем старичок Ли Перри.
«НОМ» ближе нам, чем мистические переживания ямайца. Меня удивило, что на группу пришло много девушек. Мне казалось, «НОМ» — это пацанское явление. Они не лиричные и сентиментальные, их ироничная лирика весьма специфична.
К третьему дню у меня уже не оставалось сил веселиться, я шла с мыслью о том, что буду стоять в стороне. Но «НОМ» со своим совершенно невероятным профессионализмом зарядили энергией, и я не могла отойти от сцены. Богданов — молодчина, было бы здорово, если бы наш бизнес-сектор помогал развивать некоммерческую музыку.
Организаторы
— Как пребывавшему непосредственно на изнаночной территории События, мне довольно сложно распределить по классам посетителей «Белого зеркала». Пока не прошел торжественный Итоговый Пленум Организаторов, прошу не расценивать мои слова в аналитическом ключе и помнить, что основаны они на спорадических наблюдениях и тактильном опыте.
День первый. Виниловый. Таперский показ от «Грез Пафнутия», фильм «Винил весит тонну», маркет и вечеринка от московского магазина винила DIG. Винил давно просочился в сознание самых широких слоев населения, любовь к пластинке не знает класса и расы. Пришли меломаны разного возраста, обожатели Пафнутия, пришла моя мама — посмотреть, чем мы тут занимаемся.
День второй. Ли «Скретч» Перри. Опять-таки сложности классификации. Были закаленные меломаны, которые как-то узнавали про все тогда, когда еще не было интернета. Эти меломаны привели с собой уже вполне взрослых детей. Отдельный срез — поклонники регги и даба. Всего в по-ямайски теплой студии собралось неимоверное количество людей — все сознательные, культурно просвещенные граждане с активной жизненной позицией.
День третий. «НОМ». Самый андеграундный эпизод Фестиваля, который включил в себя премьеру фильма, выставку и концерт с презентацией новой программы «Семеро смертных». В рядах наблюдалась как закаленная гвардия, так и свежая поросль. Редкие вкрапления межгалактических странников, косморазведчиков и несколько гномов приятно разнообразили атмосферу вечера.
Те, кто помладше
— Я чувствовала себя девчонкой, которая случайно затесалась на эту андеграунд-вечеринку. Возможно, все бы переменилось, прими я что-нибудь внутрь. На самом деле, скорее всего, организаторы пытались добиться именно этого, но тогда я не понимаю, что делала маленькая девочка на танцполе, когда на сцене упорно орали про мразей.
Ну и еще не покидало ощущение, что это вечеринка «для своих», то есть непросвещенные не поймут.
У меня была ассоциация с сериалом «Черное зеркало», я думала, что будет что-то подобное, только наше. В итоге и нашего не было, и «зеркала» не заметила. Плюс изначально мне показалось, что концепция фестиваля — это синтез кино и музыки. А получилось, что они по отдельности. Был обычный показ, а потом выступление группы. «НОМ» теперь знаю. Правда, наше знакомство прошло бы лучше, если бы было слышно, о чем они поют.
Музыкальный журналист
— Я не знаю, как точно описать целевую аудиторию этого мероприятия. Оно для всех, кто хочет узнать что-то новое, посмотреть хорошие фильмы и послушать музыку. Как можно описать целевую аудиторию группы «НОМ»? Как ни старайся, у тебя не выйдет — это просто люди с широким кругозором, выдерживающие высокую интеллектуальную планку.
На «Белом зеркале» была публика, способная думать и анализировать. Я видел совершенно разных людей на концерте Ли Перри — они несколько отличались от тех, кто писал восторженные отзывы на откровенно проходной концерт Linkin Park. Не важно, сколько вам лет, — чтобы прийти на «Белое зеркало», достаточно обладать некими базовыми знаниями, которые позволят адекватно воспринимать творчество хедлайнеров.
К сожалению, «Белое зеркало» совпало со множеством других мероприятий, и мне непонятно, как это вышло. Фестиваль анонсировался давно, и я не знаю, почему организаторы других событий не скорректировали свои планы. Надеюсь, впредь таких неприятностей не будет.
Вышло так, что концерт Ли Перри совпал с выступлением Mujuice. Впрочем, те, кто хотел попасть на оба мероприятия, сумели это сделать. Для меня интереснее было посмотреть на Ли Перри — все же это его первый приезд в Беларусь, а Mujuice здесь был и, вероятно, еще будет.