Relax.by не мог пропустить такое буйство
Матч белорусского БАТЭ и сербского «Партизана», прошедший во вторник, был примечателен сразу по нескольким причинам. Во-первых, победа над сербами увеличивает шансы попадания белорусов в групповую стадию Лиги чемпионов. А во-вторых, в Борисов пожаловали скандально известные своей брутальностью фанаты «Партизана» вместе со своими товарищами — фанатами ЦСКА.
— Всех фанатов можно разделить на две основные группы: ультрас и хулиганов, — делится с нами своим взглядом на классификацию фанатов спортивный журналист Сергей Синкевич. — Первые обычно отвечают за визуальную и голосовую поддержку клуба на стадионе и за его пределами. Могут сделать красочный перформанс, нарисовать баннер, попалить файеры, придумать новые «заряды». Вторые более радикальны и цвета родного клуба готовы защищать кулаками при необходимости.
Фанатизм — это в каком-то роде игра для взрослых. Есть союзники, враги и те, кто соблюдает нейтралитет. Допустим, фанаты БАТЭ дружат с фанатами минского «Динамо». Тут никаких драк ждать не стоит. Но вот если кто-либо из них встретит фанатов «Гомеля», это может закончиться совсем иначе. Но тут важно понимать: при необходимости враги могут стать плечом к плечу на матчах сборной страны.
Особняком стоят болельщики: на них фанатская неприязнь, как правило, не распространяется.
Хулиганы и ультрас
Хулиганы — самые радикальные из всех радикалов. Они попадают во все сводки новостей после крупных и не очень матчей. Из-за них в электричке Минск — Борисов в преддверии матча из вагона в вагон курсирует ОМОН в полном обмундировании, а на самой станции от края до края приехавших пассажиров встречают сотрудники местной милиции. Молчат, улыбаются — хоть ты хлеб-соль в фуражках иди искать.
Перед стадионом ажиотаж.
— Слышали, слышали? — перешептываются в очереди болельщики БАТЭ. — Говорят, ребята собрались в лесу перед матчем, помахались — и наши сербов разбили!
— Эка невидаль! Драка перед матчем — обычно дело, — машет рукой стоящий рядом с нами мужчина средних лет в желто-голубом шарфике. Мужчину зовут Александр, он приехал на матч из Минска и с готовностью пускается в ностальгические воспоминания.
— Мне посчастливилось застать войны 2000-х — тогда все уже происходило по правилам: никаких железяк, никаких ножей. Мирно договорились, встретились перед матчем подальше от стадиона, вышли 30 на 30. Одни победили, другие облажались — все поднялись, отряхнулись и пошли смотреть футбол.
Другое дело 1990-е, когда дрались все: школа на школу, двор на двор, район на район, дом на дом. Александр рассказывает, что в те годы правил не существовало в принципе.
— В минской Чижовке тебе могли навалять, пока ты шел за хлебом в магазин, только из-за того, что кто-то из фанатов другого клуба видел тебя не на тех трибунах и не на том фанатском секторе.
Дрались с цепями и кирпичами. Со всеми вытекающими. А фанаты минского клуба «Партизан», который позиционировал себя как антифашистский, так и вовсе, говорят, ходили по залам, собирали боксеров, бойцов муай тай, звали их на матчи — «собирали пацанов».
— Сегодня до серьезных последствий доходит редко, — уверяет наш сосед по очереди.
Периодически, конечно, исключения случаются. Например, 20-летнего парня в 2012 году гомельские хулиганы избили на улице из-за того, что он шел в шарфике минского «Динамо».
— В драках всегда есть правила. Оговаривается определенное количество бойцов: если с одной стороны тридцать, то и с другой должно быть столько же. Если за БАТЭ — сотня, то и за «Партизан» — сто фанатов. Не может быть такого, чтобы с одной стороны дрались триста человек, а с другой — сто. Точнее, и такое бывает, но это большой риск: если выведешь не то количество людей, о котором договаривались, так отхватишь от всех клубов страны, что больше ни за что в жизни не захочешь играть не по правилам.
К некоторым акциям фанаты подходят с фантазией. Так, фанаты-соперники приносят на матчи с могилевским «Днепром» на трибуны голову свиньи. А самих фанатов «Днепра» называют свиньями. Это прозвище они получили от группировки River Lions из-за «чересчур сильного потребления алкоголя».
А вот фанаты «Гомеля» в 2013 году принесли к автобусу БАТЭ гроб, в который положили тряпичную куклу с шарфом борисовского клуба.
Вот
Старожилы
Проходим через металлоискатели, и Александр знакомит нас со своим товарищем из Минска по имени Сергей. Он из тех, кто играл раньше в футбол и помнит все взлеты и падения любимых клубов.
— Раньше фанатов у БАТЭ было больше в разы, но потом случился отток, — пускается в воспоминания Сергей. — Большинство клубов традиционно считаются приверженцами правых взглядов. БАТЭ пытался бороться с этим имиджем и хотел установить на фанатских трибунах видеокамеры, чтобы в случае конфликта можно было отследить, кто зачинщик. Вроде как хотели оградить своих болельщиков от агрессии, а фанаты эту идею пробойкотировали и вообще перестали одно время приходить на фанатский сектор. Потом создали официальный фан-клуб, но он значительно меньше, чем был когда-то, до «реформы».
Тем временем трибуны фанатов-сербов нехотя заполняются. Обещанного безумия так и не случилось. Зря организаторы опасались «Партизана» и ЦСКА настолько, что впервые за трехлетнюю историю стадиона повелели зрителям в обязательном порядке приносить с собой паспорта. Единственное, чем фанаты из России отличились, — аккуратно и чуть застенчиво делали фото значков и наклеек ЦСКА на фоне борисовского стадиона и накладывали фильтры. На этом бесноваться они закончили, и игра вошла в безнадежно мирную колею.
Девочки
Фанаты-мужчины вечно что-то кричат и размахивают руками — одним словом, ведут себя достаточно предсказуемо. Другое дело приходящие на матч женщины, в целом неагрессивные, но совершенно разные. За семьдесят минут матча ни футболисты БАТЭ, ни сербы не забили ни одного мяча, и мы отвлеклись на поиски лиц, родственных нам по гендерному принципу. Фанат-попутчик помог составить типологию пришедших на стадион дам.
Жены футболистов
Центральная трибуна равномерно прекрасна и длиннонога. Нам поясняют, что здесь сидят жены и родственники футболистов — каста в высшей степени уважаемая. Принадлежность к ней передается либо по крови, либо в результате удачного замужества.
Большинству жен — до тридцати, они юны и не особенно интересуются футболом, но верность семье обязывает их болеть и порой даже вскакивать с мест. В отличие от фанатов на трибунах подешевле, они могут позволить себе надеть на игру не сувенирную майку с логотипом БАТЭ, но настоящую, снятую с мужа и мужем же дарованную.
— Среди них есть жены со стажем, — рассказывает нам сосед по трибуне Марк. — Я их очень уважаю, они ездят за мужьями уже много лет, всегда приходят болеть. Например, жена Андрея Леончика, капитана солигорского «Шахтера», всегда приходит на матч и приводит с собой маленьких собачек.
Вынужденные свидетели
Эти люди приходят сюда, переступая через себя во имя целостности семейных уз, потому как обещали когда-то быть рядом «и в горе, и в радости». На лицах многих можно прочитать: если для одного борисовский стадион — радость, то для другого — доля скорби и девяносто минут тоски, сомнительно скрашиваемой хот-догом. И это без дополнительного времени.
— Мамы с детьми здесь бывают редко, чаще ходят всей семьей. Отец — болельщик, и он берет с собой ребенка. Ну и жене приходится идти с ними, — рассказывает нам Марк. Тут БАТЭ забивает свой первый и единственный мяч в этой игре, и мы теряем Марка — он подскакивает со всем стадионом, скандирует: «Желто-синие — вперед!» Фанатский сектор затягивает песенку-кричалку, рядом кто-то не то плачет, не то стонет: «Мишаня, молодец!»
— Сербы думали, что влегкую нас сделают, но нет, — поясняют нам с соседнего ряда. И мы тоже, мимикрируя под футбольных ценителей, несколько раз хлопаем в ладоши, а потом возвращаемся к созерцанию стадиона.
Девочки-агрессоры
Пока Марк переживает стресс, мы находим на трибунах Марину. Вообще-то Марина болеет за «Ювентус», но, не имея возможности поехать на матч любимчиков, время от времени заматывает шею шарфиком БАТЭ.
— Жаль, здесь нет моей подруги, — говорит Марина. — Мы с ней болеем за «Ювентус» с 12 лет, я видела ее в ярости. Нас всегда принимают за своих, защищают от фанатов другой команды. Когда подруга приходит на стадион, в ней очень сложно узнать тихую спокойную девушку-блондинку, какая она в жизни.
Марк, оправившись наконец от первого восторга, спровоцированного удачной игрой БАТЭ, вновь готов комментировать происходящее и классифицировать присутствующих.
Кузьмичи
Этот тип фанатов не нуждается в легальной возможности выплеснуть агрессию — они приходят на стадион по старой памяти в поисках друзей юности, с которыми по-прежнему можно выпить пива и взмахнуть шарфиком/флагом над головой.
— Это мужики с животами. Они силятся помочь футболистам в меру возможностей, — говорит Марк, — постоянно кричат с места, подсказывают, мол, бей давай и так далее. Их здесь много — все эти ребята в шапочках и с дудками. Они приходят скорее с друзьями встретиться, а не футбол посмотреть.
«Мужики с дудочками» как раз обсуждают, где кто прикупил новую вувузелу:
— Вроде бы обычная детская игрушка, а какой звук! — радуется один из них. — Из Италии привез, всего несколько евро стоила!
Оборотная сторона: фанаты-меценаты,
белорусский язык и пропаганда ЗОЖ
Главное, господа, не делайте поспешных выводов: фанаты не значит агрессия. Наши, белорусские, делают массу полезных вещей, за которых их можно и нужно уважать. Так, они всячески поддерживают белорусский язык — поют песни на мове, сочиняют кричалки, делают баннеры.
Большинство (безусловно, не все) активных ультрас продвигают идею здорового образа жизни — ходят в качалку, отказываются от алкоголя. А также выполняют работу клубных маркетологов, раздавая листовки и всячески рекламируя любимый клуб.
Ультрас из БАТЭ, «Динамо-Минск», «Гомеля» оказывают помощь детдомам, и, что самое важное, стоят горой за своих. Например, когда случилась история с избиением гомельчанами парня с шарфиком минского «Динамо», фанаты-минчане помогали маме пострадавшего морально и материально.
Под занавес, объединенные ликованием по случаю победы белорусов над сербами (1:0), мы пытаемся разгадать магию превращения стороннего и вялого наблюдателя за отечественными футбольными достижениями в орущего и счастливого (а мы орем и счастливы) болельщика. Вот у Сергея Синкевича, который матчей в жизни отсмотрел великое множество, на этот счет мнение такое:
— Никаких особых знаков отличия у фанатов вроде как нет. Но они — это правда — видят друг друга издалека. Обычно фанатов характеризует особый стиль: Lacoste, Fred Perry, Lonsdale — такие бренды среди них очень популярны. Хотя, конечно, дело не в одежде.
Самые отшибленные фанаты — на Балканах, в силу своей экспрессивности, видимо. Те же сербские «Гробари» творят бардак едва ли не на каждом матче. Турки зажигают неслабо.
И, несмотря на то что «Гробари» переводится с сербского как «Могильщики», Сергей уверен, что конкретно белорусам опасаться в отношении их нечего:
— Если белорусы приедут в гости к сербам, то проблем, скорее всего, не будет, потому что и те, и те — славяне. Сербы очень любят русских и белорусов. В Белграде даже можно встретить стикеры «Руки прочь от Беларуси» на тему санкций Америки и Европы против нашей страны.
Ответный матч с сербским «Партизаном» футболисты БАТЭ сыграют
в Белграде 26 августа.
Текст: Нина Шулякова, Елена Васильева
Фото: Андрей Макаров, belta.by, spb.sovsport.ru, belultras.by, belaruspartisan.org, pressball.by, europeanultras.com, by.tribuna.com, vk.com