Все грани таланта Виталий Новикова сложно сосчитать. Готовясь к интервью с этим неординарным человеком, нам было очень сложно сделать акценты на каком-либо проявлении его личности. Актер, музыкант, бизнесмен, продюсер… Кто предстанет перед нами? – задавались мы вопросом. Но когда мы посетили офис Виталия Новикова, все стало на свои места. Несколько гитар, комбик, микрофонная стойка, огромный шкаф, наполненный музыкальными дисками, - это нам дало понять, что посетили мы вовсе не храм бизнеса, а храм музыки. О том, что музыка – это состояние души нашего собеседника, стало понятно после прослушивания нового шедевра его группы «Настроение». А наша беседа эту мысль многократно подтвердила.
Как Вы можете описать себя, одним словом? Кто Вы – бизнесмен, музыкант, актер или кто-то еще?
У моего друга есть список файлов партнеров по бизнесу, так вот мой файл описывает меня словом «Личность»… Мне сложно считать себя серьезным музыкантом, потому что я не могу так много уделять этому времени, как мне хотелось бы. Не могу считать себя серьезным актером, также из-за того, что времени на это не хватает, хоть я и пытаюсь максимально работать в этом направлении. Просто я, наверное, человек с ярко выраженным творческим началом.
Сколько Вашего времени занимает музыка?
Когда-то музыка была моей профессией. Я уже в школе музыкой зарабатывал на жизнь. В восьмом классе я играл в ресторане, потом свадьбы, какие-то концерты, танцы на городских площадках, - все это приносило не только творческое наслаждение, но и материальную отдачу. На определенном отрезке жизни все время отдавалось музыке. Сейчас? Я всегда поющий человек. Музыка у меня постоянно в голове. Это либо просто какие-то мелодии (свои или чужие), либо произведение, над которым ведется работа.
Помните ли тот момент, когда Вы с музыкой познакомились?
Конечно! Я смотрел, как человек играет на гитаре. Я сгорал от зависти, от желания тоже извлекать звуки. Через неделю я уже играл (если это можно было так назвать). Это было во дворе дома на улице Короля (тогда это была улица Обувная). Там жила моя бабушка, и там я проводил все лето. Мне тогда было лет десять.
И что Вы сыграли через неделю после знакомства с инструментом? «В траве сидел кузнечик»?
Нет. Тогда его, по-моему, еще не было (смеется). Кузнечики были, и трава была, но в одном произведении они еще не существовали. Первое произведение, скорее всего, было из дворовой душещипательной лирики, типа «А ты опять сегодня не пришла» и тому подобный жесточайший дворовой романс.
Какие этапы своего музыкального становления можете обозначить?
С гитарой у меня отношения сложились очень быстро. Мы друг друга быстро полюбили. И, как и любой молодой человек, через некоторое время я самонадеянно стал считать себя законченным гитаристом. А так как информации тогда было не много (мы не могли себя сравнить с теми странами, где гитара являлась сверхпопулярным инструментом), мы выгодно выглядели на фоне наших бесконечных «Синих», «Зеленых», «Поющих гитар». Во дворе мы объединялись в какие-то невероятные коллективы. Мы были собой очень довольны, горды, самомнение было невероятное. Нам казалось, что кроме нас - разве что «Beatles»… Да и то вряд ли.
Вот тогда, кстати, Вы какие-нибудь западные ориентиры в творчестве брали?
В каждом городе тогда существовала тусовка мажорных, элитных ребят, у которых были высокопоставленные родители (например, дипломаты), и у них был доступ к информации, они слушали хорошую музыку. У меня же магнитофон появился только тогда, когда я школу заканчивал. Для нас самое главное было, чтобы музыка была ревущая. Ревущая гитара для нас была исключительным признаком «нашей» музыки.
Гитара, как у Хендрикса?
Ну, Хендрикс тогда был еще сложен для восприятия. «DeepPurple», «LedZeppelin», «UriahHeep» - это та музыка, которую мы слушали и которую помнят, и по сей день.
А сейчас какую Вы музыку слушаете? Что есть в Вашей фонотеке?
В моей фонотеке очень много классической музыки. Там есть совершенно фантастические образцы. Да и та музыка, которую мы слушали в детстве, не потеряла ни своей актуальности, ни красоты. В застойные времена Советского Союза очень много информации к нам приходило из Польши, страны, обладающей очень развитой музыкальной культурой. В то время польские группы выпускали продукт мирового уровня (это Чеслав Немен,SBB, «Червоны гитары», «Алекс Бэнд»). Уже потом я все эти группы заново нашел, и понял, что музыка у них фантастической красоты. Я все их впоследствии переслушал.
Есть ли среди современных артистов и групп такие, прослушав которые, Вы можете воскликнуть «Класс!»?
В прошлом году меня просто в шок поверг концерт «Морального кодекса». Это просто высочайший профессиональный уровень! Великолепный живой концерт! Я очень люблю «Машину времени» (это, наверное, еще с детства идет), записи которых раньше приходили к нам в страшно искаженном варианте. Мы их даже путали с «Воскресеньем», потому что они всегда играли вместе на концертах. Мне очень нравится «Уматурман», «БИ-2» (то, что они показывают в последних альбомах). В Беларуси я обожаю «J-Морс»… И еще – вы знаете такую группу «Toobes», видели? Когда я их увидел, был в шоке. Это же абсолютно американская группа, и по мысли, и по уровню владения инструментом! У музыки нет жанра, нет стиля, есть только качество. Посмотрите, все, что мы слушали 40 лет назад, слушаем и сейчас. Например, «LedZeppelin» как играли в 68-ом музыку, до которой планета не доросла, так Плант и сейчас делает музыку, до которой планете еще надо дорасти.
Расскажите о своем проекте «Настроение». Как и когда родилась идея создать именно такой проект?
Выдающийся в моем понимании человек Андрей Костюгов стал писать песни для моей дочери, Наташи Новиковой, которая работает под псевдонимом Натана. Я пытался направить ее в определенную музыкальную среду, и пока мы мучились, искали, спорили, Андрей мне сказал: «Послушай, есть музыка, которую я пишу для себя. Давай я тебе поиграю». И он сыграл мне огромное количество симпатичных песен, которые не подпадали ни под какой жанр. Это ни рок, ни попса, ни шансон, это просто хорошие песни. Несколько песен мне просто запали в душу. И я предложил сделать проект «для себя». В 2008 году мы начали…Когда я вошел в студию (а я не был в студии 25 лет), я был поражен. Это как пещерному человеку дать автомобиль. Когда-то у меня была собственная студия (в конце 80-х годов), но сейчас я был в шоке.
Какой инструмент созвучен Вашему внутреннему миру?
Гитара. Я чувствую ее, и она меня слышит. И в наших аранжировках гитара – это главный инструмент.
Есть ли инструмент, на котором хотели бы научиться играть?
Раньше я мечтал научиться играть на саксофоне. Я потратил на это целую неделю, и какие-то даже звуки извлекал. Но, к сожалению, чтобы овладеть инструментом, нужно остановить жизнь.
Сейчас я предлагаю вам маленький блиц-опрос – несколько вопросов, на которые нужно по возможности ответить одним словом.
Если еда, то…Водка (смеется). Если еда, то суп.
Если машина, то…Тойота.
Если пора года, то…Осень
Если женщина, то…Хорошо.
Если друг, то…Навсегда.
Чем, помимо музыки, Вы увлекаетесь?
Я увлекаюсь большим теннисом. Уже четыре года. До этого я был человеком не спортивным. Но сейчас дело обстоит так, что мое увлечение можно назвать тихим помешательством. Я стараюсь играть пять раз в неделю.
Есть ли в Вашем окружении люди, знакомством с которыми Вы гордитесь?
Если буду перечислять, то люди подумают, что я хвастаюсь… Андрей Макаревич, Леонид Каневский, Евгений Маргулис – это мои близкие друзья, с которыми мы вместе отдыхает, ездим куда-то… Это Эммануил Виторган, Клара Новикова, Борис Березовский. Точно подумают, что я хвастаюсь, но это не так.
Самый счастливый момент в Вашей жизни.
Будем надеяться, что он еще впереди.
Поделитесь своими творческими планами. Что хотите успеть сделать в будущем?
Я бы просто хотел, чтобы у меня все получалось. Я категорически не доволен собой все время. И очень надеюсь, что хотя бы те направления, которые развиваются в моем сознании, правильные. Вот сейчас спектакль ставим. Надеюсь, получится. Это короткие и важные для меня перспективы.
В ближайшее время у «Настроения» будут какие-нибудь свершения?
Диск? Сейчас диск – это довольно условное понятие. Сейчас нет такого, что под фанфары выносят на красной подушечке пластинку. Но из того материала, который мы уже успели наваять, можно сформировать нечто, что можно назвать альбом, можно уже сделать то, что называют отвратительным словом «презентация». На самом деле мы просто соберем друзей, сядем и сыграем. Это будет примерно в сентябре.
Концерты намечаются?
Мы вообще редко выступаем. Потому что наши выступления не носят коммерческий характер, мы не берем за это деньги. Если приглашает телевидение, мы идем и поем, если друзья просят, тоже приходим и поем. Вот и все.
Комментарии
ПАВЛОВИЧ ЮРИЙ
29 ноября 2011 в 00:07
Виталий, привет! Мы вместе музицировали в ДК МАЗа в начале 90-х. Некоторые темы, которые мы тогда делали, я записал и могу переслать тебе, но не знаю куда. Есть и моя новая музыка.
Юра (клавишник) почта unter5@mail.ru