Новое поколение режиссеров о том, что мешает снимать полнометражные фильмы и каким должно быть белорусское кино.
Будучи неравнодушным к искусству во всех его проявлениях, relax.by решил разыскать молодых белорусских режиссеров, которые, несмотря на материальные трудности и отсутствие четких перспектив, продолжают делать новое белорусское кино. Четыре интервью с молодыми и смелыми — это четыре откровения будущего белорусского кинематографа, который никак не может скинуть с себя партизанскую ауру.
«Я РЕЖИССЕР И МНЕ НЕ СТЫДНО ТАК ГОВОРИТЬ»
ученица минской киношколы, автор фильмов «такая СТРАННАЯ жизнь» (сценарист), «Самая лучшая» (сорежиссер), «Для этой звезды значит» (сорежиссер) и полнометражной картины «Граф в Апельсинах». |
Когда бралась за полнометражный фильм, я просто знала, что готова к этому. Это какое-то внутреннее необъяснимое чувство, которое появилось внезапно. Ты еще толком ничего не снял, у тебя на винчестере лежит гигабайтами несмонтированная короткометражка, но внутренне ты уверен, что уже вырос, прежде всего, личностно и знаешь, как это делать.
Я достаточно провела времени на съемочной площадке в качестве ассистента и «принеси-подай-уйди-не-мешай», поэтому делать просто домашние задания в киношколу мне было уже неинтересно. Идеи приходят ко мне каждый день, но не было такой, которая зажгла бы и повела за собой через огонь и воду. И вот однажды я сидела в баре со своим другом из Польши. Там заиграла Nirvana Smells like Teen Spirit, и с того момента этот вспыхнувший во мне огонь любви к своему детищу ведет до конца работы над фильмом.
Я всегда стеснялась представляться в компаниях или где-либо как режиссер. Мои друзья говорили «а это Влада, она режиссер», а я отнекивалась, мол, да ну ладно. Мне часто говорили «не бойся называть себя режиссером», а я боялась, потому что считала, что еще не сделала ничего, чтобы так называться. В какой-то момент съемок «Графа в Апельсинах» я перестала стесняться. Ты кто? Я режиссер. Вот просто резко пришло осознание того, кто я и что я могу. Хорошо или плохо — судить не мне. Но я режиссер, и точка. И мне не стыдно так говорить.
Идеи приходят ко мне каждый день, но не было такой, которая зажгла бы и повела за собой через огонь и воду
Я всегда любила музыку. В подростковом возрасте я даже судила людей по музыке, которую они слушают. Сейчас, конечно, улыбаюсь этому максимализму. Но могу с точностью утверждать, что та музыка, которой я увлекалась, сформировала меня как творца.
В последнее время я очень прониклась живописью. Она стала наполнять меня, вдохновлять, я поняла, наконец, как общаться с художником через картины. Люблю литературу, которая тоже является для меня отличной возможностью выйти на внутренний диалог с собой. Меня вдохновляет театр, но я очень разборчива в этом.
Меня привлекают все виды драм. Отдаю предпочтение социальным. Ничего не могу поделать: сплю в кинотеатре на трансформерах, но даже моргнуть не могу на фильмах Звягинцева. Ценю эстетику и утонченность Вонга Кар Вая, авторский стиль Уэса Андерса, достоевщину Ханеке. Я также люблю эксцентричное кино. Чхан Ук Пак отличный учитель в этом плане. Восхищаюсь Ксавье Доланом, поразительный талант в крайне раннем возрасте. Недавно была вдохновлена и поражена картиной Паоло Соррентино «Великая красота». Когда-нибудь сниму фильм с таким душевным размахом, а пока просто съезжу и погуляю по тем местам в Риме.
Я считаю, что в какой-то степени режиссер не имеет пола. У него в любом случае должны быть яйца, чтобы все организовать. В то же время без утонченного душевного склада не сделаешь кино. Поэтому я уверена, что понятие «гендер» в режиссуре — лишнее. Это смесь двух полов, при гармоничном сочетании которых получается результат.