Российский писатель-экспрессионист Александр Снегирев про прелести жизни в большом городе и уродства, встреченные на жизненном пути.
АЛЕКСАНДР СНЕГИРЕВ |
Книги Александра Снегирева — это откровения российской современностью. Несмотря на то что во многих его текстах превалирует метафорическая жестокость, лаконичность стиля компенсирует пугающие задумки и превращает творчество автора в действительно художественные произведения высокой пробы. В интервью нашем порталу Александр рассказал, почему Нобелевская премия — это конец для писателя, на кого из молодых авторов надо обратить внимание и почему художника лучше заткнуть, чем осыпать наградами.
— Прочитав вашу книгу «Нефтяная Венера», почему-то первым хочется спросить вас о политкорректности. Присутствует ли она у вас и насколько вы себя ограничиваете в публичных высказываниях?
— Политкорректность для меня означает две противоположных вещи: с одной стороны, чуткость к ближнему, деликатность в обращении с болезненными темами, с другой — ханжество. Сегодня политкорректность стала цензурой в руках тех, кто хочет заткнуть оппонентов, и моя писательская задача не бороться с политкорректностью, а просто ее не замечать, забыть о ней.
— Можете ли назвать ваши тексты публичным высказыванием?
— Конечно, литература — это публичное высказывание и единственным ограничением для меня является уместность той или иной мысли в данной конкретной книге. А страх кого-то задеть стоит приберечь для выступлений на детских утренниках.
— В официальных творческих биографиях о вас ничего неизвестно до 2005 года. Расскажите, каким было это время, до вручения премии «Дебют»? И вообще, каким был ваш настоящий, не премиальный, литературный дебют?
— Я обычный москвич, учился понемногу, работал, женился. Строил дома и сажал деревья. Писать начал поздно, в двадцать лет. Первым рассказом можно считать «Выборы», который после «Дебюта» сразу был опубликован, только не помню где. Написал я его по следам работы наблюдателем на парламентских выборах девяносто девятого года. Так меня проняло. А дальше больше и пошло-поехало.
Я постоянно вдохновляюсь жизнью,
как и все писатели, впрочем. Фантазия иногда
заводит очень далеко, но импульс
я всегда получаю из окружающей
реальности.
— Как вы теперь, по прошествии десяти лет после вашего (опять же официального) старта относитесь к молодой русской литературе и есть ли, на ваш взгляд, какие-то интересные и яркие примеры?
— Молодые конкуренты так и прут. Елизавета Александрова-Зорина и Полина Клюкина, Евгений Алехин и Кирилл Рябов, Платон Беседин и Всеволод Непогодин, Антон Секисов. Алиса Ганиева по идее тоже из этой стаи молодых волков, но вопреки возрастным рамкам я все-таки отнес бы ее к поколению тридцатилетних.