Фотографии Вивиан Дель Рио – это вечный поиск некой художественности в обыденных вещах. Фиксируя на камеру вроде бы банальные события, на выходе она демонстрирует геометрически верные и полные смысла фотокартины реальности. В отличие от текущего тренда драматизировать и омрачать происходящее, Вивиан Дель Рио удается «уловить» забавную ироничность и оптимизм. Может именно поэтому ее работы вызывают положительные эмоции и искреннюю улыбку. В интервью нашему порталу фотограф рассказала, какие профессии планирует освоить в будущем, как получились ее некоторые картины, а также о том, почему важно видеть прекрасное во всем.
Справка: Вивиан Дель Рио (родилась 1 октября 1966, Москва) – российский фотограф, художник, иллюстратор. Детство провела с родителями на Кубе. Образование получила в Московском полиграфическом институте на художественном отделении по специальности художник-график. Сотрудничала с издательствами «Вагриус», «Октопус», «Бослен», журналами «Departure», «Свой Бизнес», «LAN», «Wallpaper», «Огонек», «Madame Figaro», «Playboy», «Publish», «Интерьер & дизайн» и др. Автор книг «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Гавана+Москва». Преподаватель Школы визуальных искусств. Неоднократно выставлялась на персональных и групповых выставках. Работы в частных коллекциях и коллекции “Русского музея” в Санкт-Петербурге.
- Глядя на ваши фотографии, складывается ощущение, что вы любите нефигуративное искусство. Так ли это?
- Однажды фотограф Андрей Гордасевич сказал: «Мы все переводчики с литературного на визуальный, а ты сразу говоришь (снимаешь) на визуальном». Дело в том, что я родилась в семье художника, с детства ходила в студии, позже, после некоторых метаний, получила художественное образование. То есть, для меня мир искусства – это среда, в которой я выросла и сформировалась и визуальное для меня гораздо важнее всего остального. Мне доставляет удовольствие рассматривать случайные сочетания цветов, пусть это будет стена или ткань, или еще какая-то фактура, не важно. Если пойти от конечного результата – самой фотографии, то тоже найдется объяснение. Что такое отпечаток? — лист бумаги с изображением. Изображение двумерно. То, что видит зритель – иллюзорно, метафизично. Зритель видит человека, к примеру, но человека нет, есть его плоское изображение. И это изображение находится в окружении других форм, которые не менее важны для того, чтобы снимок состоялся. Человек на фотографии всего лишь форма, такая же, как и остальные. Так вот, для меня фотография – это упорядочивание форм. Я иногда себя ловлю на том, что иду без фотоаппарата, а все равно стараюсь занять такое положение в пространстве, чтобы то, что я вижу, композиционно сложилось.
- Были ли моменты в вашей жизни, когда вы ощущали, что фотоаппарат вас наоборот ограничивает?
- Смотря как к этому относиться. Например, если у меня в руках мороженое, я не могу снимать. Это меня фотоаппарат ограничивает или мороженое? Это, конечно, шутка. По большому счету, фотоаппарат сделал меня другим человеком, изменил характер и образ жизни. И, нет, он меня не ограничивает. Если мне, например, хочется просто смотреть вдаль, не фиксируя, я смотрю.
- Никогда не хотелось выйти за рамки фотографии и попробовать себя, например, в видеоарте?
- Я себя никогда не загоняю ни в какие рамки. Делаю то, что хочу. Жизнь загоняет. Например, последние годы я не могу заниматься живописью, негде. Когда-то писала и у меня очень много новых идей. Я профессиональный иллюстратор и этим все еще зарабатываю. Занималась керамикой. Но опять же, нужна мастерская, чтобы развернуться. Видеоарт - пока только в инстаграме. Хотя идей много тоже и даже есть сценарий короткометражки. Еще одна профессия, которая не дает мне покоя - модельер.
- Модельер это потому что вы лично стремитесь в гармонии? Мне всегда казалось, что модельеры это те, кто видят человека в виде уравнение с окружающим миром в его текущей ситуации…
- Мне нужно, чтобы все, что меня касается, было прекрасным. Вещи, дом… Я. Мне нужно, чтобы все, на что я смотрю, доставляло мне удовольствие. Последнее время мне кажется, что дизайнеры повседневной одежды просто издеваются над публикой. А публика принимает все за чистую монету.
- А архитектура в стиле хай-тек вам нравится?
- Мне не нравятся никакие стили как таковые. Я могу говорить только о каждом конкретном случае. Покажите мне пример и я скажу свое мнение.
- «Москва-сити» например.
- Как ни странно, нравится.
- Вообще технологические конструкции мегаполисов это для вас? Или же уютные небольшие местечки?
- Для меня, как фотографа, мегаполисы, да. Но для меня - человека — маленький домик в Апеннинах.
- Не могу не спросить, про ваш Кубинский период. Про Кубу мне очень нравится стихотворение «Молодость революции»Юлии Друниной. Я никогда там не был, но мне действительно кажется, что это страна вечной молодости. Ваша Куба, она какая?
- У меня с Кубой тяжелые отношения. И чем больше я ее понимаю, тем меньше она мне нравится. Знаете, мне папа однажды сказал: «Дочка, я должен тебе сознаться, но ты никому не говори. Мне очень стыдно, у нас роду были пираты». Понимаете о чем я? Для человека не вовлеченного — это романтика, веселье, песни, пляски. Для меня — это семейные трагедии, всеобщая нищета и прочее. Это как смотреть изнутри и со стороны, всегда разные картинки. Что меня примеряет с этой страной — море, солнце и яркие краски.
А меня всегда вдохновляла история этой страны. У меня отец офицер ВМФ он бывал на Кубе,его друзья там служили. И я ни разу не слышал плохого слова о кубинцах. Тем не менееэти люди служили чуть ли не по всему советскому миру, и рассказывали всегда разное. но вт Куба - всегда позитивные отзывы.
- Вы, кстати, будучи человеком частично из другой части света, ощущаете свою уникальность или же свои отличия от людей многонациональной России?
- Ощущаю. Но это скорее не национальное, а культурное. На меня очень сильно повлияла жизнь в Англии. Что касается национального вопроса, кроме того, что мое имя коверкали и коверкают, я никогда не ощущала никакой дискриминации.
- Вы в свое время начинали как живописец. Если справочная информация не врет, то в 1990-х. Какими яркими событями, которые повлияли на ваше художественное становление это время запомнилось?
- (смеется). У моего тогдашнего мужа было 100 пар носков. Он писал картины, а я стирала. Однажды я разозлилась и получилось вот что:
Если же серьезно, то я очень жалею, что у меня не было тогда фотоаппарата.
- Как вы относитесь к радикальному искусству? Акционизм там например, или натуралистические перформансы...
- Пусть цветут все цветы. Если человеку нужно что-то сказать, он должен говорить.
- Насчет вашей концепции «Бессознательной живописи». Когда вы поняли, что под ней можно подразумевать серию фоторабот, а не художественных рисунков?
- Ну это изначально документальная фотография. Я просто зафиксировала и откадрировала результат борьбы коммунальных служб с вандализмом. Своеобразная схватка хаоса и порядка, искусства и выхолощенности, и в этой битве рождаются образцы, полные живописной силы и композиционного динамизма, отсылающие к работам таких известных художников как Ротко, Малевич, Поллок и так далее «Бессознательная живопись» — это мое определение процесса, участники которого об искусстве не задумываются, главное для них — быстро выполнить задание. Эта серия фотографий — показатель того, что искусство существует помимо людской воли и вопреки сложившимся обстоятельствам.
- Можно с уверенностью сказать, что в каждом из нас есть тяга к искусству, только большинством она не осознана?
- Можно так сказать, а можно предположить, то тот, кому надо, видит искусство везде, а кому не надо, не видит даже в музее.
- Насколько здесь вообще важен элемент образования? Художественного академического образования, имею в виду.
- Я как раз об этом много думаю. А не является ли образование той самой рамкой, за которую невозможно выпрыгнуть? Но с другой стороны, видимо, зависит от каждого конкретного человека. Очень важно не останавливаться на достигнутом. Как можно больше смотреть, читать итд. В какой-то момент понимаешь, что все в мире связано: искусство, наука, философия, литература... вообще все
- А технические науки вас привлекают? Например, математика…
- Я когда-то училась на химика. И с химией у меня было все окей. Но меня выгнали за то, что я не могла сдать историю КПСС. А я не могла найти логику и мне все казалось враньем. Теперь я очень рада, что моя жизнь повернула в другое русло. Но вот сейчас, мне стало очень интересно, что такое квантовая физика. Я смотрю документальное кино, слушаю лекции, а знания по химии очень помогают пониманию.
- Глядя на многие ваши фотографии, действительно складывается ощущение, что они геометрически верные.
- Я хочу все систематизировать, видимо . Искусство - это создание искусственного мира. Мой мир должен быть идеальным.
- Не ощущали ли вы в себе уравновешенную пропорцию гуманитария и технаря?
- Меня не хотели отпускать с химфака, наговорили хороших слов. А сейчас я понимаю, что творческий склад ума хорош для любой профессии. Ну, почти для любой. Моя московская бабушка, которая меня воспитала, говорила, что у меня «конструктивный ум». Я не знаю, то ли она мне это внушила, то ли действительно так.
- Что для вас является пошлостью?
- Пошлость, это когда пытаются приукрасить красивое.
- Часто ли вы обращайтесь к своим ранним работам и вообще часто ли оборачиваетесь на предшествующие нынешнему положению дел идеи и концепции?
- Я не так давно занимаюсь фотографией. Всего 12 лет. И часто включаю «ранние» в выставки и книги. Постоянно анализирую - что и зачем снимаю, снимала.
- Когда вы ощутили признание как фотографа? Был ли такой эпизод, который вы хорошо помните или это растянутый процесс?
- Как только появилась цифровая камера и быстрый интернет. Я стала показывать все, что снимаю в интернете и мне тут же предложили сделать выставку. Выставка, как ни странно, прошла успешно.
- С пленкой пытались работать?
- Да, но это был не мой материал. Я не люблю ограничения. 36 кадров – это слишком мало. А много по 36 - слишком дорого.
- Если бы человек писал про вашу жизнь книжку, то что это было на ваш взгляд: триллер, комедия, может быть ужастик или фантастика?
- Ужастик.
- Какой самый необычный отзыв вы получили за все время ваших выставок в галереях? Я думаю, что люди порой оставляют в гостевых книгах интересные послания...
- У меня только однажды была такая книга. И я ничего сейчас из нее не вспомню. Но вот, есть одно место, где постоянно висят мои работы. Их купили для ресторана, но повесили мои данные, чтобы понятно было, чьи работы. И вот однажды в 3 часа ночи звонит интеллигентная старушка и спрашивает: «Никак в толк не возьму, что это за медия? Акварель?».
- Случались ли с вами какие-нибудь магические и мистические вещи, связанные там с фотографиями или вообще просто с вашей жизнью, посвященной искусству?
- Ну не знаю насколько магические. Например, я однажды заблудилась в Берлине и по своим «снимкам», по тем домам и столбам, которые снимала, нашла дорогу.Часто бывает, что снимешь кого-то незнакомого на улице, а его узнают и расскажут судьбу. Вот когда я писала стихи, там были действительно мистические совпадения...
- Было одно кафе в Минске, где среди книг для чтения был том кубинской поэзии 60-х годов издания на русском языке. С тех пор эту книгу так нигде и не видел, а кафе закрыли. Есть ли у вас некое подобное в жизни упущение?
- Очень много. Есть люди, с которыми так и не познакомилась, хотя они были рядом и куча общих знакомых. Есть книги, которые не могу найти, хотя начинала их читать и помню сюжет. А еще, у моей бабушки была сестра, которая вышла замуж за литовца. Она все время привозила казюки - сухие цветы с праздника Казюкас. Они у нас стояли в вазе. Потом сестра умерла и бабушка моя тоже. И никто больше не знал ни про этот праздник, ни про эти цветы. И когда я рассказывала, чуть ли не крутили у виска и говорили: тебе приснилось. Всю жизнь почти! А потом появился google.
- Ну и напоследок: где бы вы хотели побывать для какого-нибудь футуристического фотопроекта. В Антарктиде, например…
- Мне много где хочется побывать. Антарктида - конечно! И Япония! и Дальний восток. Хочу поснимать в Нью-Йорке и Лондоне. Да много где... Но больше всего, пожалуй, на Ямале.
такое чувство, что некоторые фото просто кадрировали с очень большого зума, т.е. снимали абы что попало в кадр и затем вырезали, что более менее получилось
ОЛЬГА 28 июля 2014 в 14:47
Красивые, безупречные, точные как в аптеке. И абсолютно холодные. Хочется увидеть в фотографиях хоть какую-то эмоцию, иначе зачем фиксировать уже существующее?
КОЗОЧКА 28 июля 2014 в 10:11
Офигеть, как щедро у нас люди раздают диагнозы)
А судья, простите, кто?
ДМИТРИЙ 26 июля 2014 в 11:19
Ну на самом деле как таковой фотографии здесь практически нет, больше нагрузка на композицию и на компоновку.Она ошибается говоря про себя как художник, она скорее дизайнер. Миру нужны новые формы а не копирование действительности со всей её правильностью или не правильностью. Здесь слишком тяжёлые изображения, выверенные, здесь нет той простоты, которая была у Слюсарева. Либо ещё 20 лет либо менять область.
СЕРЕГА 25 июля 2014 в 12:56
Отличные фотокарточки, отличное интервью.... Нравится такое читать.
АННА 25 июля 2014 в 09:41
Отлично!
СЕРЖ 25 июля 2014 в 09:32
Вивиан прекрасный фотограф и человек, которого я хотел бы видеть в Минске на мастер-классе. Нереально смешная живопись и реально хоршие фотографии без ванили и пафоса.
КИРАНАЙТЛИ 24 июля 2014 в 22:06
Смотрю на фотографии, вроде совершенно обычные, но цепляют. Среди кучи гламура, они очень кстати.
Ваш отзыв принят. Спасибо!
ОК
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения
удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.
Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время.
Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете
ознакомиться с нашей
Политикой обработки файлов cookie