В преддверии BFW местные модницы активизировались и держат наготове кошельки. Вместе с тем творения белорусских дизайнеров доступны нам круглый год: специально для relax.by мастера «Элемы» рассказали, что связывает их с Gerry Weber, отчего дорожают вещи и как сшить то, что понравится минчанкам.
В этом году «Элема» отметила 86-й день рождения; территорию почти вековой фабрики сторожит скучающий Владимир Ильич. Сотрудники жалуются на психологически непростую работу: по телефону покупатели часто дают советы дизайнерам и конструкторам о том, как нужно правильно создавать и моделировать одежду. Несмотря на кризис, почти весь прошлый год, как и «застойные» первые месяцы 2016-го, прошел без сокращений и изменений графика.
Традиционно «Элема» выпускает две коллекции в год: осенне-зимнюю и весенне-летнюю. Бывают заказы на разработку целевых: единая форма для школ или костюмы для компаний с корпоративным стилем одежды (таких, как «7 карат», ТД «На Немиге» или «ЦУМ»). Большую часть вещей «Элема» готовит именно для белорусок, доля создается для зарубежных партнеров, чтобы занимать рабочие руки. Работают с немецким брендом Gerry Weber, для которого «Элема» шьет продукцию по предоставленным эскизам, и британским Shani.
Работа над коллекцией начинается в отделе маркетинга. Посещая торговые точки конкурентов и анализируя продажи прошлого года, погоду и пожелания минчанок, аналитики расписывают нужное количество конкретных моделей и определяют программу работы на год. С приходом кризиса стали выпускать значительно меньше вещей: раньше каждая модель выпускалась в 1 000 экземпляров, теперь производят не больше 500 (для сравнения: Gerry Weber заказывает на фабрике больше 8 000 единиц одной модели).
Получив программу, в экспериментальном цеху начинают трудиться дизайнеры-художники. Для начала определяют ткани и фурнитуру коллекции, опираясь на мнение WGSN (мировой лидер по прогнозированию тенденций в области моды). Ткани в «Элему» прибывают как белорусские, так и заграничные. Натуральные материалы находят на льнокомбинате в Орше, ткани для подкладки приезжают из Могилева. Но основная масса сырья все же поступает из Италии, Турции и Китая. Ткань проверяют в лаборатории на соответствие ГОСТам, усадку, стойкость к окраске, сухому и мокрому трению и химической чистке.
Узнав, из чего придется творить, художники рисуют эскизы (которыми целиком обклеена одна из стен), делают выклейки актуальных по цвету и фактуре тканей. Планируя внедрение нового дизайнерского решения, делают пробную оригами-версию, адаптированную к манекенам. Готовые эскизы представляют эскизному совету, который каждую неделю модерирует все прорисованные модели. Бывает, кто-то из команды видит красивую вещь на улице, тогда творцы получают задание на внеплановую разработку.
Утвержденные эскизы отправляются в конструкторский цех, где становятся выкройкой или объемной моделью из бумаги, если требуется. Отдельное подразделение «Элемы» рационально распределяет сырье: с помощью компьютерного ПО специалисты раскладывают детали изделия на отрезке ткани таким образом, чтобы уменьшить количество «обрезков». Работа этих специалистов особенно важна для потребителя: чем удачнее расположатся лекала, тем дешевле будет стоить вещь.
Ткань доставляют в раскройный цех, где установлены три массивные подвижные машины для раскройки. Принимая по сети рисунок с верно размещенными деталями, аппараты вырезают из ткани необходимые рукава, накладные карманы или воротнички и отправляют их портным.
Швейные цеха в «Элеме» называют сердцами фабрики: самое важное подразделение всегда кипит. Их первая задача — сшить по выкройке из уже отобранных лекал образец-эталон. Такой шьют на пробу, чтобы убедиться в необходимости запускать модель в массовое производство. В каждом из четырех швейных цехов трудятся по 140 человек. Этот цех контролируется особенно тщательно. К примеру, возле каждого рабочего места можно найти «Инструкцию сломанных игл»: все фрагменты иглы должны быть найдены и вклеены в специальную книгу, чтобы не остаться в изделии и не травмировать покупателя.
Когда сшито по одному экземпляру каждой модели коллекции, «Элема» устраивает своеобразный модный показ. Участники художественного совета знакомятся с проделанной работой, выставляют оценки за каждую вещь, утверждают или отклоняют сшитые модели. Во время показа специалисты стараются исправить все ошибки, например, выявить оптимальную длину (образец нередко шьют в нескольких экземплярах — на разный рост). Бывают и провальные модели, когда все же не удалось угадать с тканью или цветом. Но таких немного: здесь все тщательно прорабатывают. От совета к совету собирается коллекция.
Сформированная коллекция отправляется на заказную сессию — очередной модный показ для крупных игроков торговли. Одна сессия проходит в Москве, где владельцы местных магазинов заказывают модели в свои бутики. Позже такой же показ организуют в Минске, где собираются все универмаги столицы и областных центров. Товар придирчиво изучают со всех сторон, нередко заказчики приводят с собой эксперта-аналитика или продавца. Каждый бутик или магазин делает заказ: указывает конкретные модели, их количество, размерную линию и цветовую гамму. Определяется объем работы; уже много лет предприятие не работает на склад, а шьет именно столько, сколько необходимо продавцам.
Процесс изготовления повторяется в больших масштабах. К образцам-эталонам прикладывают полное техническое описание и возвращают создателям-портным, которые выпускают на его примере целую партию.
Каждая готовая вещь проходит контроль качества: модель сверяется с эталоном, утюжится, контролируются на брак, хорошее прикрепление пуговиц и украшений, упаковывается и отправляется на склад готовой продукции, а с него — на витрины.
Фото: Дмитрий Рыщук