Уже несколько лет столица опутана велодорожкой и существует под слоганом I bike Minsk. Корреспонденты Relax.by отправились на поиски отечественного
Мы отправились в район Октябрьской. Изукрашенная граффити с купаловским гусляром, она для велосипедистов и Мекка, и велодорожка, и уютный локальный Амстердам.
Под этими стенами фотографировалась стайка — нет, не бородатых хипстеров — девочек. И все верхом на велосипедах. Дария, Анна и Яна оказались студентками филфака, которые на Октябрьской не тусуются, но живут — в соседнем общежитии. И чаще всего передвигаются по городу на велосипеде.
— В Минске много и велодорожек, и пунктов проката, — поясняет свой выбор Анна. — За приемлемую цену можно взять байк и пойти покататься. Минск достаточно удобен для велосипедистов, хоть и есть здесь места, где можно отбить пятую точку.
— И горочки, где можно сдохнуть, пока поднимешься, — добавляет Дария с куда меньшим велоопытом. — Но если кто-то живет на Первомайской, кто-то — в Лошице, самый простой способ встретиться — выехать на велодорожку.
Впрочем, Минск, сколь бы хорош ни был, до образа велосипедного эдема не дотягивает — главным образом нарекания велосипедистов вызывает нехватка парковочных мест.
— У нас возле университета негде припарковать велосипед, — жалуется Дария. — Вот в «Хулигане» с этим все в порядке, туда ездили бы только верхом, но можно прийти и пешком — он совсем рядом с общежитием. А вот в некоторых местах парковок для велосипедов не хватает: если в Лошице их полно, то в парках Горького, Янки Купалы, кажется, нет совсем.
К слову, оборудовать парковку в Минске, руководствуясь исключительно альтруистической целью сделать город лучше, отнюдь не просто. Не так давно в одном из столичных дворов жители решили оборудовать для себя велопарковку, но в ЖЭС ответили коротко: «Мы такими вопросами не занимаемся. Велопарковок никто не строит: прокуратура запретила парковки во дворах за счет населения. Может, в ЖРЭО вам что-то посоветуют». Жильцы обратились в ЖРЭО, где им доступно объяснили, что пользоваться парковкой будут все: «Площадка не станет вашей собственностью, поскольку ее обустроят на землях общего пользования. Любой человек имеет право поставить там свой велосипед». И это с учетом того, что парковка обошлась бы жильцам в 40 млн рублей.
К тому моменту, как мы выловили велосипедисток для фотосессии, они уже проехали по городу шестнадцать километров. И если у Анны многолетний велостаж, то Дария «приехала сюда уже с красными щеками, язык на плече».
— А я привыкла, — Анна выглядит вполне себе бодрой. — До аквапарка доезжаю на велосипеде легко! Но если едете так на работу, лучше иметь в офисе сменный комплект одежды.
В битве городских велосипедов с корзиночками и спортивных горников шансов у первых не остается: они пусть и стильные, но бесполезные.
— На них не очень удобно ездить, быстро устаешь, а на горнике всегда можно переключить скорость — и крутить педали дальше. Так что я — за спортивный велосипед, — говорит Анна.
Дария к выбору байка относится философски, с буддистской покладистостью:
— А мне все равно, лишь бы ехал! С другой стороны, кому нужны эти корзиночки, когда можно взять портфель, положить в него все, что нужно, и в путь! Покрась спортивный велосипед в цветочек — и будет тебе счастье.
Мы с ностальгией вспоминаем старые добрые «Аисты», которые научили нас ни много ни мало сидеть в седле, и покидаем Октябрьскую, искренне веря, что ареал обитания велолюбителей выходит за ее пределы. Разномастные велосипедисты встречались нам на пути к парку Горького: минчане почувствовали приближение сезона и вынесли двухколесный транспорт с балконов. Не рискуя тормозить велосипедистов на ходу, мы отыскали под парковыми березками парочку, уютно расположившуюся на скамеечке после долгого пробега.
Игорь пересел на велосипед еще в середине января:
— Сегодня проехали уже двадцать пять километров, еще обратно двинемся. На велодорожке встретились с друзьями, проводили их до Серебрянки, потом приехали в парк. В старом районе Минска бордюры для велосипедистов высоковаты, приходится объезжать по частному сектору. Да и велодорожку хотелось бы пошире, а на ней — побольше фонарей, чтобы в ночное время было неопасно ездить.
— Адекватный велосипедист следит и за пешеходами, и за собой, чтобы никто под колеса не попал, — говорит Алина. — На разделительную полосу на проспекте Независимости, специально предназначенную для велосипедистов, мало кто обращает внимание — там постоянно прогуливаются мамы с колясками.
А Игорь рекомендует всем отринуть привычку бежать за утренним автобусом или начинать утро в метро:
— На работу на велосипеде добираться очень удобно — за полчаса можно проехать половину пути. В любом случае быстрее, чем на общественном транспорте. Если вам до работы десять километров, выбирайте велосипед — избежите пробок.
В отчаянном желании сфотографировать бородатого мужчину на изящном байке мы прошлись по самым хипстерским местечкам столицы, но городского велосипеда так и не встретили. Хоть и остаются минчане, предпочитающие стильные колеса удобству (безумству храбрых поем мы песню!), большинство оценило плюсы спортивного велосипеда — честь и хвала.
Карту велодорожек Минска смотрите здесь