Столичный экскурсовод рассказывает о своей работе, проблемах белорусских музеев и посетителях.
Столичный экскурсовод рассказывает о своей работе, проблемах белорусских музеев и посетителях.
О том, как стала экскурсоводом
Как таковой мечты быть экскурсоводом у меня никогда не было. Более того, до той поры, пока мне не позвонила знакомая и не предложила попробовать, я об этом не задумывалась даже. Но теперь, по прошествии почти года, я понимаю, что это мое. Общение с людьми затягивает. Особенно если есть потребность в постоянном общении. А экскурсии — это не что иное, как общение. Простой «бубнеж» о том и о сем — это не экскурсия, это лекция. С посетителями надо разговаривать, дергать их, привлекать к участию в экскурсии. Тогда будет дело.О состоянии белорусских музеев
Трудно сказать однозначно. Всё зависит от конкретного музея. Но, как по мне, сейчас музеи, к сожалению, не пользуются большой популярностью. Основные посетители — школьники и студенты, которых туда приводят в рамках программ обучения. Сами по себе люди как-то не особо ходят. А зря. Наши музеи сейчас активно развиваются. Во многих появляются современные технологии, свои «фишечки».О том, чего не хватает нашим музеям
Да, вроде, всё есть. Хотя нет. Не хватает. Посетителей не хватает (но не всем музеям). Банально, но денег не хватает. Условий для хранения фондов нормальных не хватает. Людей для работы не хватает, потому как зарплата невысокая, это не секрет. Правда, слава Богу, в каждом музее есть энтузиасты, готовые на всё ради любимого дела. Это просто уникальные люди. С горящими глазами, знающие свое дело, трепетно любящие свои музеи и с благоговением трясущиеся над любым новым экспонатом. Вот на таких людях, как мне кажется, и держатся наши музеи.О посетителях музеев
Группы бывают разные. Вот сейчас, к примеру, и в начале осени, в основном, детские, т.е. школьные. С детками работать интересно, но трудно. К ним подход нужен особый. Лучше всех их знают только их учителя. Хорошо если сопровождающие тебе помогают, следят за дисциплиной. Но такого иногда не бывает, учителя порой совсем не помогают. Тогда бывает очень трудно. На первых порах я их пыталась перекрикивать, делала замечания, но теперь просто молчу. У меня на каждую группу отводится определенное время. Чем дольше они будут буянить, а я молчать, тем меньше я им успею рассказать. И виноваты будут они, а не я. Это моя главная установка. Я от нее не отхожу никогда.О том, что случается на экскурсиях
Хм, да у меня каждый день интересный. Из последнего вот помню, как искала туриста из приезжей группы по всему Минску. Загулял парень, приехавший на чемпионат поддержать свою команду. Оставил все вещи в гостинице, а сам куда-то пропал. Ох, и набегались мы с его сопровождающим. Уже чуть не морги собрались обзванивать. Но, слава Богу, сам нашелся. Правда, где был, не сказал. Тот еще партизан.О том, кому нужны экскурсии
Тут всё зависит от того, чего человек хочет от посещения музея, да и от специфики самого музея. Вот недавно я была во Львове в музее, посвященному еврейской культуре, экскурсию не брала, так если б не смотрительница зала, так бы ничего и не поняла. И не потому, что совсем «не в теме», а потому, что экспозиция такая. Ей нужно пояснение. И табличками тут не отделаться. На них много не напишешь. А вот экскурсовод или аудиогид всегда помогает многое прояснить для себя. Преимущество экскурсовода перед аудиогидом в том, что первому можно задать вопросы.Текст: Евгений Казарцев
Иллюстрация: Артем Сорман