Светлану Залесскую-Бень больше знают как лидера фрик-кабаре-бэнда «Серебряная свадьба». Ее удивительные кукольные спектакли остаются в тени французской и не только поэзии, любовных переживаний и других последствий жизненного опыта и сокращений сердечной мускулатуры, о которых поет «Серебряная свадьба».
До Белорусского государственного театра кукол, где идут сказки Светланы Залесской-Бень («Пеппи Длинныйчулок» по А. Линдгрен, «Мойдодыр» по К. Чуковскому, «Жуткий господин Ау» по Э. Успенскому и др.) добираются в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста под предводительством мам-пап-бабушек и классных руководителей. Ее камерные спектакли (Любимая форма театра режиссера — Светлана как-то призналась: «Я бы играла такие концерты и спектакли, чтобы ко мне приходили десять человек. Чтобы я с ними могла конкретно общаться. Мое душевное состояние тяготеет к общению именно с маленькой группой людей».) видело еще меньше зрителей, правда уже взрослых.
Трогательная история ежа и кошки, в конце которой на тебя как будто бы падает бетонная стена и ты понимаешь, что можно пережить все, кроме вранья («Домашний ёж» по рассказу «митька» В.Шинкарева); электрическое, жужжащее «Чудо святого Антония» М. Метерлинка; исследование людьми червей и червями людей (экзистенциальный спектакль «Черви») никогда не были репертуарными постановками. И тем, кто не видел всех этих кукольных чудес, сейчас остается только одно — не пропустить спектакли нового проекта «Картонка», который затеяли Светлана-Залесская Бень и компания. И в частности их первую постановку «Был бы у меня дракон…».
— Мне кажется, драконы невероятные существа, опасные и прекрасные, — говорит Светлана Залесская-Бень, укладывая в коробку картонного, зеленого в красный горошек дракона.
Только что он подружился с девочкой Сьюзи, разгромил город, побывал на чаепитии у одной замечательной старушки, исправил все свои ошибки, вернул на Землю детей, которых отправили на Луну, и загадал под волшебным деревом, чтобы один злой-презлой Мистер подобрел… А теперь зубастый улыбчивый герой укладывается в коробку с реквизитом и куклами, где-то между мыслями Сьюзи и интерьером бабушкиной комнаты. И пока Светлана разбирает импровизированную сцену, мы разговариваем о спектакле.
— В галерее «Ў» отмечали Новый год, и нам очень хотелось сделать что-то легкомысленное, маленькое и простое, — рассказывает режиссер о том, как появилась картонная история о драконе. — В духе домашнего кукольного театра, т.е. без особенных затей, а так, как сыграли бы родители, желая порадовать своих детей в Рождественский праздник. Хотелось поставить какую-то современную городскую добрую сказку, в хорошем смысле нравоучительную, без занудства. В конце концов, мы вдохновились сказками Дональда Биссета (у него есть сказка про то, как девочка дружила с драконом и перевоспитывала его, про то, как дракон нес с горы огонь, чтобы помочь бабушке вскипятить чай) и постарались сохранить свойственную ему легкую парадоксальность без морализаторства: за ночь была написана сказка по мотивам его сюжетов, которая стала спектаклем.
Спектакль был показан в галерее «Ў» дважды. Мы делали его камерным, а пришло около 200 человек, и мы играли два спектакля подряд. Потом мы играли его еще и еще — у себя дома (приглашали друзей), во многих других местах — и поток желающих не иссяк. И я убеждена, что этот жанр настольного театра, очень мобильного, который может передвигаться, быть где угодно, театра картонного, плоского, близкого к детскому рисунку, похожего на оживающую книжку, очень нужен и важен. Мы очень счастливы, что с нами сотрудничала художник Антонина Слободчикова, она нарисовала декорации, кукол (мы вместе их делали). Ее стиль, нам он очень близок, он такой «детский», но в тоже время он очень профессиональный. У нас есть мечта — мы хотим сотрудничать с разными художниками. Выбирать сказку, которая будоражит художника и нас, а потом ее оживлять. Взрослую, детскую сказку — не важно. Главное, чтобы был вот этот момент анимации, оживления неживого.
— А «мы» это кто? — спрашиваю я у Светланы.
— Наш театр. Пока он с таким приблизительно-условно-рабочим названием «Картонка», потому что все делается из самого прекрасного материала на свете — картона. Зоя Кенько, Света Бень. Зоя — астроном, директор звездного неба (она ведет лекции в минском планетарии и открыла для меня мир космоса и звезд). Мы думаем, что наш театр будет впускать в себя много очень разных людей: художников, музыкантов, других актеров кроме нас. Основное условие — мобильность, камерность и возможность показывать спектакль где угодно: на улице значит на улице, в квартире, значит в квартире. «Картонка» появилась с появлением истории про дракона. Сейчас мы готовим теневой спектакль по китайским сказкам. Мы хотим сделать постановку, совмещенную с традиционным китайским чаепитием.
— Как зрителям попасть на спектакль «Картонки»?
— Мы не имеем своего помещения. Но мы очень охотно передвигаемся по Минску и другим городам. Мы можем приехать всюду, нашим двигателем является не жажда наживы, а пропаганда искусства. Мы очень хотели бы участвовать в различных фестивалях. Вот сейчас нас пригласили на фестиваль «Большая перемена» в Перми. В мае повезем туда спектакль про дракона. Но пока что постановка за пределы Минска не выезжала, а здесь мы показывали ее около десяти раз.
— Ваше отношение к драконам?
— Восхищенно отношусь к драконам. Я верю, что драконы существовали на самом деле, что ящеры пришли в легенды и мифы из реальности. Очень рада, что в мире сохранился комодский дракон, который живет на острове Комода и который там, конечно, зверствует, но так красиво это делает. Драконы — опасные и прекрасные существа.
Это восхищение передается зрителям спектакля. «Был бы у меня дракон…» — семейная, веселая, поучительная история, которая с легкостью помещается на любом столе, длится двадцать пять минут и «обновляет» того, кто ее смотрит. Другим человеком выходишь после просмотра, куда более радостным и куда более счастливым, как будто под волшебным деревом с разноцветными огнями постояла…