Поднят занавес Национальной театральной премии.
Премьера первого в Беларуси столь значимого для деятелей искусства конкурса успешно состоялась. Все секреты были открыты перед публикой на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета.
Лучшие из лучших по заслугам получили из рук многоуважаемого жюри бронзовую шестикилограммовую «Павлинку». Ведь до последнего не было известно: ни кто будет получать театральную награду, ни что он получит.
Согласитесь, достаточно логично наградить победителей первой в Беларуси театральной премии бронзовой статуэткой в виде главной героини истинно белорусской пьесы «Павлинка», написанной Янкой Купалой. Интересно сравнить: первые лауреаты известной во всем мире американской театральной премии «Тони» довольствовались весьма незамысловатыми наградами: мужчинам вручались зажигалки, а женщинам пудреницы. И только через пару лет после существования самой премии Герман Росси предложил суду жюри использовать в качестве награды медальон с изображением античных масок трагедии и комедии с одной стороны и профилем Антуанетты Перри с другой. Так что все поклонники белорусского театра могут гордиться тем, что у нас наконец-то появилась своя театральная премия и сразу же с таким весомым символом!
Театр, да и только!
Народные заслуженные легенды и подающие немалые надежды молодые таланты появились на красной ковровой дорожке равно в 18.00, без опозданий.
В 19.00 театральная элита неторопливо распределилась по зрительскому залу в соответствии с указанными на пригласительных билетах местами.
В зале все с интересом разглядывают вечерние туалеты коллег по театральному цеху, обсуждают последние сплетни из жизни театра, мило пожимают друг другу руки и выражают неподдельную радость от встречи.
Но проходит 15 минут, и в зрительском зале начинают нервно перешёптываться, ведь сегодня он заполнен театралами, а они, как никто другой, знают, что начинать принято после третьего звонка. Проходит ещё десять минут и на сцене появляются ведущие. Увы, но жюри ещё до сих пор не определилось с окончательным вердиктом. И ровно в 20.00, когда все приглашенные дамы успели блеснуть своими нарядами, а особенно проголодавшиеся после работы подкрепиться в театральном буфете, вручение национальной театральной премии всё-таки началось.
Первая пара ведущих попыталась разрядить обстановку напряженного ожидания с помощью юмора. Актриса Национального Академического Драматического театра имени М. Горького Оксана Лесная и актер Республиканского театра белорусской драматургии Денис Паршин перекинулась парой реплик на тему того, что значит быть первым.
Совсем разрядила обстановку и вызвала шквал оваций исполненная актерами песня «Happy Birthday to You, Национальная театральная премия» в народной манере со звонкими частушечными запевами. А ведь правда: весь зрительский зал присутствовал на первом Дне рождения белорусской театральной премии.
«Купаловцы» забрали все
Обладателем приза за «Лучшую мужскую роль» стал Павел Харланчук — актер Театра-студии киноактера Национальной киностудии Беларусьфильм, сыгравший в постановке "№13" Рэя Куни. Забирая награду, актер поблагодарил маму и папу за то, что вырастили такого талантливого сына, и пошутил, что особенно приятно получить эту премию и хоть какой-то приз отобрать у купаловцев. А это действительно так. Когда называли претендентов на очередную номинацию, в голове так и крутился вопрос: «Ну что, очередной приз в копилку Национального академического театра имени Янки Купалы?». Постановка «Не мой» Алены Колюновой и Александра Гарцуева по мотивам повести Алеся Адамовича «Немко» впечатлила непредвзятое жюри больше всего.
Она была названа лучшей в четырех номинациях из шести: «Лучшая современная белорусская постановка», «Лучшая работа художника-постановщика» (художник — Борис Герлован, сценография и костюмы — Елена Игруша), «Лучшее музыкальное оформление спектакля» (композитор Олег Ходоско), а номинацию «Лучший белорусский спектакль» разделила с постановкой "Набукко" Джузеппе Верди Национального академического Большого театра оперы и балета.
«Лучшую женскую роль», по мнению профессионалов, исполнила актриса все того же «Купаловского» в постановке «Не мой». То ли Светлана Аникей не ожидала получить такую премию, то ли не любит светские рауты, но, получая награду, заметила, что зря сегодня не оделась красиво, ведь все-таки пришлось выйти на сцену. Но судя по одной из реплик актрисы, она уже долго ждала достойного внимания к своей работе. «Лучше поздно, чем никогда», — с такими словами Светлана Аникей обратилась к театральной публике, сидевшей в зале.
Ещё одну награду у Купаловцев вырвал лучший кукловод страны Алексей Лелявский, его спектакль «Драй швестерн» был признан «Лучшей режиссерской работой».
На бис!
Они всю душу для вас, они вам океан любви, а вы, зрители? Что отдаете вы артистам? Единственное, чем вы можете их отблагодарить, — это аплодисменты. Может, холодный октябрьский вечер повлиял на зрителей, собравшихся возле Большого театра оперы и балета, и все грели замерзшие руки в карманах, а может, столичная театральная публика не посчитала важным встретить участников премии на красной ковровой дорожке, но выходили они под весьма не дружные аплодисменты. Так не жалейте же ладоней, хлопайте, в театре принято кричать «Браво!».
Поэтому сейчас, когда итоги подведены, исправляем свои зрительские ошибки и аплодируем стоя. Еще раз «Браво!» всем артистам, всем участникам и победителям театральной премии!