Искусство в девиантной среде
Фотопроект Ивана Бессера посвящен портретам людей с особенностями психофизического развития, или, попросту, девиантам. И на этот раз выставка прошла не в стенах очередной модной галереи, а в одном из помещений психоневрологического диспансера. Каково это, посетить заведение, где созданные предметы искусства вплотную примыкают к источнику его вдохновения?
Дорога в психоневрологический интернат №3 — это сочетание темного гротеска во временной петле. С широкого Долгиновского тракта мы сворачиваем на улицу Выготского, вместо асфальта на которой — созвездия ям, залитых грязной дождевой водой. По обе стороны возвышаются церкви и монастыри. В глубине же всей этой теологической панорамы виднеется серая бетонная стена. Типичная стена, на фоне клонов которой «одухотворенные» молодые люди любят создавать свои творческие проекты, уповая на оригинальность. Но это — поверхность. Глубина находится за этим обшарпанным окаймлением, упирающимся в КПП запрятанного от глаз горожан государственного учреждения.
За серыми стенами
Уже когда мы стоим возле КПП психоневрологического интерната, к нам подходит улыбчивый человек в старомодном поношенном свитере. Глаза его полны искренности, а улыбка сразу же располагает к общению. Он, похожий на героя кинематографических социальных драм, один из жителей этого интерната, приглашает нас пройти внутрь. На его слова также откликается охранник и спрашивает, почему мы стоим возле шлагбаума и не идем дальше. Узнав, что наш фотограф заплутал в храмовых коммуникациях, этот пухлый дядечка в форме хохочет и говорит, что все фотографии уже привезли. А встреченный нами обитатель робко протягивает руку и представляется: его зовут Андрей. Кажется, у него дефект речи, но мы понимаем его без проблем.
Миновав несколько одноэтажных зданий, расположенных на идеально убранной территории интерната, мы попадаем в местное подобие клуба. Внутри помещения развешаны фотографические портреты, а сам праздничный интерьер напоминает поселковый дом культуры перед школьной вечеринкой: на пластиковых тарелочках аккуратно разложено печенье, а на лавках в ожидании сидят люди и внимательно рассматривают каждого новоприбывшего.
Жизнь в условиях детского сада
Фотограф Иван Бессер рассказывает, что давно хотел попасть в девиантную среду обитания. Но сделать это оказалось не так-то просто, потому что выбранной темой интересуются тысячи людей. Но, к сожалению, лишь для пиара и всяческих информационных спекуляций. Автор же всех вывешенных работ не скрывает, что ему эти люди очень нравятся.
Познакомился он с ними в одном из летних лагерей, которые для них проводят различные волонтерские и благотворительные организации. Кроме этого, Ивану посчастливилось попасть на фестиваль «One Day», где герои его работ принимали участие в качестве театральных актеров.
«Жизнь этих людей напоминает детский сад. Но после которого вас не забирает домой мама или папа. Поэтому таким людям надо помочь как-то выразиться. Заявить о себе как о людях творческих», — делится своими соображениями автор всей этой фотографической истории Иван. К слову, свою выставку он также подает как элемент общения для людей, которые хотят выйти к социуму, а не запираются в замкнутом пространстве четырех стен.
Говоря о банальности выбранной темы, Иван отвечает, что в русскоязычном пространстве ни одного достойного проекта он не видел. А этот был сделан в несколько этапов: что-то удалось отснять во время театрального фестиваля, что-то в летних лагерях для девиантов.
«Хочется верить в справедливость…»
Несмотря на довольно интересную и заманчивую тему, посетителей «извне» на выставке не так много. Причина в камерности мероприятия: вход в зал с фотопортретами исключительно по пригласительным. К примеру, одна из посетительниц по имени Дарья была на фестивале «One Day» и вне сцены видит всех этих людей впервые. Для нее в происходящем нет ничего шокирующего, и границ между людьми она не проводит.
Тем временем жители интерната вместе с гостями смешиваются в единую человеческую массу, здороваются и знакомятся. И тем и другим интересно посмотреть друг на друга. И у первых, и у вторых есть мысли насчет происходящего. Гости все, как один, заявляют, что такие проекты помогают им вспоминать о существовании людей на задворках городской цивилизации. Обитатели же ждут момента, когда выйдут из интернатов и смогут интегрироваться в общество.
«Когда я нахожусь здесь, то ощущаю неловкость. Но не более чем когда я прихожу в незнакомую мне компанию», — говорит посетитель Григорий.
Дополняет Григория девушка по имени Людмила, журналист по профессии:
«Первое, о чем думаешь, — как подойти к этим людям. Кажется, что между гостями и жителями интерната существует какая-то невидимая граница. Но мне интересно общение. Вообще, хочется верить в справедливость человеческого общества».
Во время наших рассуждений подошел человек и попросил его сфотографировать. А потом и вовсе сказал, что он немец, но выставка ему очень понравилась, и что у него сегодня день рождения.
«Немца» звали Михаил Булич, но местные дали ему кличку Саид. В свободное от занятий и мирской суеты время Саид рисует картины. Как и многие его соседи.
«Не получаются головы…»
Андрей Р., который встречал нас на КПП, смотрит на свой портрет и радуется, как ребенок. С долей скромности он признается, что тоже человек творческий и ему не чужды кисти и полотна. Только вот с головами у его произведений беда: никак не получается их вывести в композиции. Где фотографировали его портрет, Андрей точно сказать не может. Вспоминает, что сначала они куда-то далеко ехали, и там уже прошли съемки.
Еще один наш собеседник — Олег Х. Выглядит серьезным и, поправляя очки, напоминает полного мыслей инженера-конструктора. Олег не ударяется в рассуждения о художественности, но подробно изъявляет нам свои мечты и чаяния, затрагивая между делом высокие материи:
«Знаете, у нас в интернате какое-то свое течение времени. Посмотрите вот на лица, они открытые, и в них нет никакой закрытости. Но, несмотря на то, что они открыты всем, мир к ним очень жесток бывает. Когда мы с ребятами с синдромом Дауна едем куда-нибудь на выставку или на спектакль, люди отворачиваются от нас. Они боятся. Потому что не знают, боятся и отвергают. На Западе есть интернаты домашнего типа, а тут мы изолированы от общества. Но то место где мы живем — это все равно лучший интернат. Тут есть место для прогулок и для игр, да и вообще много чего есть. Наша пенсия очень маленькая, и поэтому мы хотим приносить какую-то пользу социальную. Проще говоря, работать, пускай даже и на самой простой работе».
Услышав о работе, активизировался друг Олега Евгений — высокий брюнет с серьезным выражением лица.
«Целый день вкалывал на прачечной. Устал», — говорит он и машет рукой, задумавшись о чем-то своем. В интернате он периодически выполняет все обязанности завхоза.
Напоследок Евгений и Олег выражают надежду, что такие выставки станут своеобразной традицией не только в контексте искусства, но и ради простого человеческого общения.
«Когда вам будет трудно на воле, подумайте, каково нам здесь», — слова Олега Х. звучат как призыв и действительно заставляют задуматься о равенстве всех людей. Вне зависимости от мышления и возможностей.
«Общество должно прилагать массу усилий и меняться само…»
Дарья Ескевич — одна из инициаторов выставки. Она не первый год работает с людьми, у которых диагностированы особенности психофизического развития. В торжественный момент сказав несколько слов про открытие и важность такого события, она отправляется к импровизированной барной стойке. Разливая кофе и чай в пластиковые стаканчики, Дарья ответила на несколько наших вопросов.
— Насколько сложно было организовать выставку в таком учреждении?
— Как ни странно, все оказалось не таким сложным благодаря руководству, которое пошло нам навстречу и помогло во всех вопросах.
— А какие были сложные моменты помимо организационных моментов?
— Сложно было сделать связь между всеми снимками. Здесь присутствуют фотографии из летнего лагеря, театральной жизни и просто портреты. Объединить все работы в единую концепцию — тоже задача не из простых.
— Как вы думаете, когда в современном белорусском обществе понятие «нормы» разотрется и жителям этого интерната найдется место за его пределами?
— Я достаточно много знаю на эту тему и могу сказать, что даже в европейских странах, несмотря на чуть ли не революционные события 60-х годов, все равно понятие «нормы» не было нивелировано. Пока существует клиническое понятие нормы, то я думаю, что какие-то границы будут всегда. Просто нужно думать об отношении к тем, кто не попадает под норму.
— Можно тогда задать вопрос иначе: когда я попадаю сюда, у меня появляется стойкое ощущение другого мира внутри моего привычного мира. Когда произойдет максимальное сближение этих двух миров?
— Точно сказать сложно, но я думаю через лет 25, когда сработают все программы, которые сейчас у нас пытаются делать. Общество должно прилагать массу усилий и меняться самостоятельно в том числе.
— Сейчас есть какие-то изменения?
— За время моей работы, а это десять лет, я вижу, как все меняется в лучшую сторону.
— Чем отличается зритель интерната от зрителя той же галереи «Ў»?
— Говоря словами общими, в них меньше позерства и больше искренности.
Посетители активно налегают на печенье и чай. В один момент человек берет в руки гитару и начинает наигрывать мелодию, которая органично вписывается в атмосферу всеобщего шума. Всем понадобилось не более одного часа, чтобы стать едиными в общении и коммуникации. Интересно, сколько еще понадобится времени, чтобы наше внутреннее мышление и сознание перестало выбрасывать за борт социума тех, кто коренным образом отличается от усредненного стандарта этого социума? Вопрос, разумеется, риторический.
Текст: Андрей Диченко
Фото: Мария Миранович
Комментарии
Написать комментарий
ЭММИ
26 января 2014 в 23:51
Лексически прекрасный текст
ИВАН
20 января 2014 в 18:02
КИР
20 января 2014 в 17:11
ДЕНИС
20 января 2014 в 09:28
КАРРИ
19 января 2014 в 20:54
Выставка и впрямь очень интересная, а вот статья оставляет желать лучшего. :(
ТАТИ
18 января 2014 в 21:26
Замечательные лица на фото. Абсолютно все. Репортаж очень порадовал!
ЛЯЛЯ
17 января 2014 в 22:23
Прекрасно. Хороший текст с глубоким смыслом. Наконец-то на relax появилось что-то не поверхностное.
КОТ
17 января 2014 в 18:36
Отличный репортаж! Иван молодец!
ЛОРА
17 января 2014 в 17:57
Мне плакать теперь хочется.