Вы не замечали, что в утренней спешке в подземельях метро почти никто не улыбается? Вселенское сонное безразличие. С этим срочно нужно что-то делать! Достаточно слегка напрячь мышцы лица и подумать, что даже здесь, внизу, вас ждет нечто хорошее. Неожиданная встреча, маленькое приключение или любовь. Как знать…
Так бывает, ездит себе человек каждый день в одном и том же вагоне, с одними и теми же людьми, изнывает от скуки, читает душещипательные произведения через плечо красивой девушки. И постепенно влюбляется в эту самую девушку. Знакомый сюжетец, не правда ли? Знакомый и банальный, как сама жизнь. Простой, как деревянные пуговицы или чемпионат Беларуси по футболу.
Автор этой истории — «ранний» Михаил Задорнов, небезызвестный, а некоторыми даже любимый. Это его «Записки усталого романтика» разбавили в основном чинный и благородный репертуар Национального академического драматического театра имени М.Горького. Режиссер из Риги Игорь Куликов приготовил свой авторский театральный бодрящий будто бы фреш с привкусом хулиганской горчинки. Перед решающей дуэлью с февральской непогодой и жизненными невероятностями такой напиток будет в самый раз. Лучше выпить быстро и залпом, как водку. И два часа романтичной эйфории вам гарантированы.
Эта постановка вызывает абсолютно противоречивые чувства. Она, как хурма, на вид вроде ничего, яркая, спелая, в афише представлено одно более чем распиаренное имя. И сразу интересно. И сразу хочется попробовать. Только вот хурма, она неизвестно какая внутри (если об этом не спросить у продавца и не соотнести со своими вкусовыми наклонностями). Либо сладкая, либо вяжущая и терпкая.
«Записки усталого романтика», несомненно, обладают этой насыщенной оранжевой позитивной энергией юности и радости. Хотя бы потому, что состав актерский молод и задорен и без Михаила Задорнова. Может быть, поэтому спектакль, созданный профессиональными артистами, все же покрыт налетом добротной, но студенческой этюдной патоки. Но как раз таки сцены, где актеры изображают предметы окружающей действительности (утреннее солнце, чайник, спичку, холодный душ), очень живые и интересные. Сергей Жбанков (тот самый странствующий рыцарь печального образа Юра) то производит впечатление типичного замкнутого неудачника, которого хочется пожалеть, то вполне себе бойкого Ромео. Герои вообще как-то предсказуемо детальны. У Юры под обычное серое пальто надет салатовый свитер и яркий полосатый шарф, такой вот романтичный томный образ. Лена (Юлия Кадушкевич) — эдакая строгая красавица, героиня не его романа…
Происходящее на сцене в общем и целом напоминает мейнстримную лирическую то ли комедию, то ли мелодраму (сами авторы обозначили жанр сего, как дорожную новеллу). И это ни в коем случае не плохо! Это, как одноразовые пластиковые стаканчики, — в некоторых ситуациях они жизненно необходимы. Так и «Записки усталого романтика» необходимы, чтобы хоть иногда вспоминать об этой самой романтике, срываться за любимой девушкой в другой город, играть в снежки и танцевать танго. Впрочем, нет, танго в этом спектакле выглядит уж как-то слишком претенциозно и тривиально. Лучше б герои вместе с дядей Колей и тетей Нюрой танцевали свинг. Конечно, менее романтично, но зато неожиданно.
Иногда ходить налево, как это сделал Юра, не так уж и плохо, а даже совсем наоборот… «Записки усталого романтика» — отклонение от заданного курса с едва заметным намеком на авантюризм. Это абсолютно не спектакль, от которого можно ждать тонкой витиеватой философии, это скорее легкий, может быть, слишком легкий антрепризный бриз. Местами ироничный, шаблонно смешной, музыкально органичный, по-весеннему радостный. От повседневности тоже можно сбежать, хоть и ненадолго.
Подобные истории, пожалуй, должны заканчиваться мило и жизненно: «И жили они долго и счастливо, купили машину, ездили на выходные к родственникам, отмечали годовщину знакомства в первом вагоне с шампанским и воздушными шариками». Ан нет! Всё гораздо романтичней…
Комментарии
ВЕРОНИКА
06 февраля 2013 в 16:14
спектакль действительно классный!..))