3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Прокат кино в Беларуси: сколько зарабатывают кинотеатры и почему нам не показывают независимые фильмы

10 августа 3461 4

Даже самая провальная лента проделывает долгий и тернистый путь к зрителю. Сегодня мы приоткрываем занавес и показываем процесс «приготовления» кино с учётом специфики белорусского кинорынка. Чтобы составить более точную картину мира, Relax.by попросил дать комментарии представителей белорусских кинотеатров и локального дистрибьютора фильмов.

Как это происходит во всём мире

Если мы говорим о крупных студиях, так называемых «мэйджорах», то они полностью контролируют создание фильма на всех этапах: от идеи до готового кинопродукта. После того, как кинолента готова к прокату, её спускают далее по цепочке в региональные представительства студии для показа в кинотеатрах и распространения на различных носителях. Эти представительства самостоятельно либо при содействии локальных дистрибьюторов совместно с кинотеатрами организовывают прокат новинок на больших экранах.

Маркетинговая поддержка фильмов начинается ещё на этапе съёмок, и её интенсивность зависит от бюджета киноленты. В поддержку будущего релиза идут все доступные инструменты: от анонсов на тематических порталах в интернете до трейлеров перед показами других фильмов. Даты премьерных показов в кинотеатрах бронируются задолго до релиза примерно со стартом маркетинговой кампании. По ходу съёмок фильма дистрибьюторы картины активно поддерживают связь с представителями кинотеатров и вносят по мере надобности изменения в репертуарное расписание.

— У нас в стране работает две дистрибьюторских компании-резидента — «Интерфильм Дистрибьюшн» и «БелИнФильм». Есть ещё одна российская компания, которая имеет офис в Минске. Она в основном занимается распространением контента Disney и Sony. Все остальные работают через Россию.

До релиза фильма мы находимся в постоянном контакте с частными и государственными сетями кинотеатров через специалистов по букингу, которые отвечают за бронирование дат премьерных показов. От нас они получают информацию о малейших изменениях в датах премьер, коммерческие предложения и другие материалы к будущему релизу.

Государство в нашей сфере выступает в качестве регулятора выпускаемых фильмов. Министерство культуры выдаёт перед запуском кино на больших экранах два документа: прокатное удостоверение, которое определяет, на какой территории будет показываться фильм, и классификационное, которое содержит возрастной рейтинг картины. Представители Министерства культуры предварительно просматривают материал киноленты и после этого выдают все необходимые документы. В России, к примеру, это единый документ — прокатное удостоверение. У нас сложилось так, что он разделён на два. Получив эти документы, фильм попадает на экраны частных и государственных кинотеатров. В зависимости от того, насколько популярным будет премьера среди зрителей, зависит срок проката. Как правило, если это блокбастер — то 3–4 месяца. Фильмы с потенциалом поменьше — 2–3 недели.

Что касается доступа белорусского зрителя к премьерам мирового кинематографа, то в наши кинотеатры попадает всё массовое кино от крупнейших студий. Совсем другая ситуация с независимым кино. Многие работы не выходят на экраны кинотеатров просто потому, что кто-то из дистрибьюторов не заинтересовался покупкой прав на тот или иной фильм.

— До прихода на белорусский рынок локальных дистрибьюторов мы работали с представительствами крупных студий напрямую. Сейчас кинорынок сузился и стабилизировался. Теперь мы контактируем с местными распространителями фильмов и с некоторыми студиями по-старому — напрямую. Новый формат работы позволяет застраховаться от валютных рисков, связанных с покупкой прав на показ фильмов. Сейчас их несут дистрибьюторы, что значительно упрощает работу.

Согласование дат премьерных показов — это всегда активный двухсторонний процесс. В связи с тем, что наш ресурс экранного времени ограничен, его правильное использование позволяет получить наибольший доход от проката. Конечно, преимущество отдаётся массовому кино, крупнобюджетному.

— В нашей сети кинотеатров вся маркетинговая поддержка предоставляется правообладателем. К ней относится вся реклама, которую вы видите в городе и в кинотеатрах, включая флаеры, постеры и стенды.

Также мы стараемся оказывать качественный сервис, развлекая наших зрителей специальными мероприятиями и акциями. Например, только недавно завершилась наша рекламная игра «Рули в кино», которая проходила целых полгода, и во время которой мы разыграли среди зрителей настоящий автомобиль и абонементы в кино.

Репертуарный ассортимент в наших кинотеатрах зачастую шире, поскольку у нас больше залов, чем в обычных. Однозальный кинотеатр обычно делает выбор в пользу фильмов, у которых выше вероятность заполнить весь зал. А соберет ли полный зал какая-то другая кинолента, от независимой прокатной компании, ты никогда не знаешь на 100%. Вероятность, что он выстрелит, маленькая, поэтому и маркетинговой поддержки у таких фильмов нет или почти нет. Мы стараемся учитывать интересы всех наших клиентов и одновременно держать в репертуарной сетке фильмы, ориентированные на разные зрительские вкусы — так, чтобы у зрителя была возможность сходить и на комедию, и на боевик, и на семейное кино, и при этом находим возможность показывать фестивальные фильмы «не для всех».

Как делится доход между участниками

Половину дохода от показа фильмов оставляют себе кинотеатры. Вторая половина достаётся компании-дистрибьютору. Из этой суммы возмещаются затраты на рекламную кампанию в поддержку фильма, а также уплачиваются проценты студии-производителю. Если кроме прав на показ в кинотеатрах дистрибьютор покупал права на трансляцию фильма через другие каналы и носители (онлайн-кинотеатры/DVD/телевидение), то с доходов от этих показов компаниям-производителям также выплачиваются проценты от дистрибьютора.

Помимо процентов от показа ещё существует так называемая «минимальная гарантия», которую компания-распространитель предварительно выплачивает производителю фильма. Обычно эта сумма равняется себестоимости изготовления киноленты и не возвращается дистрибьютору, даже если она провалилась в прокате. В итоге это служит серьезным стимулом для распространителя эффективно продвигать фильм по всем каналам, чтобы он окупил свои затраты и позволил заработать на его показе.

Пиратство и слив в сеть

Утечка копии фильма в сеть по-разному влияет на доходы от её проката. Если речь идёт о зрелищных фильмах, в которых спецэффекты и компьютерная графика являются основными преимуществами, то кассовые сборы киноленты почти не пострадают. Они заведомо рассчитаны на просмотр в кинотеатрах, и преждевременное появление в сети никак не скажется на заработках от их проката.

Для дистрибьютора, который продвигает независимое кино, ситуация обстоит иначе. Слив фильма в сеть может стоить провала в кинопрокате и привести к серьёзным убыткам.

Текст: Вашкевич Константин


Новости Relax.by в твоей ленте! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте.

Соучредитель «Винного шкафа» Александр Кузнецов: «Через пять лет в Минске не должно остаться лжепафосных и псевдогламурных заведений» Правила lovestory: фотограф рассказывает, как сделать крутые снимки вдвоем