Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Юлия Латушкина о том, как развивается отечественная мода и как себя чувствуют дизайнеры в Беларуси

Текст: Пасканная Ольга, 23 августа 2017 45804

Юлию Латушкину по праву можно назвать гуру отечественного дизайна. Она начинала еще тогда, когда мало кто верил в само понятие «белорусская мода», и казалось, что, кроме заграничных брендов и серости массового производства, ждать нечего. Сегодня Юля успешно работает не только в Беларуси, но и принимает заказы из-за границы. Ее показы поражают своим масштабом и всегда впечатляют театрализованными элементами. В ее моделях выходила белорусская сборная на последних Олимпийских играх, а совсем недавно она одела весь персонал кинотеатра velcom cinema. О том, каким непростым был ее путь и почему у белорусской моды все еще впереди, Юлия рассказала в интервью Relax.by.

Relax.by и Юлия Латушкина встретились за аппетитной тарелкой в ресторане «Ренессанс»

Быть дизайнером в Беларуси

— Белорусская мода начала формироваться лишь в последние 10 лет. Сегодня есть ощутимое движение в этом направлении. Меняется сознание нашего общества, люди начинают быстрее вливаться и вникать в мировые процессы. Им интересны разные направления, они быстро реагируют на то, что появляется на Западе, и хотят видеть то же самое и у нас — свежий взгляд и разнообразие. Мы сейчас немного замерли в ожидании большого количества самых разных дизайнеров со своим уникальным видением. И они появляются, но не так быстро.

В Беларуси сложно работать в творческой профессии. У нас для дизайнеров нет никаких поблажек, не предусмотрена отдельная система работы, нет грантов. Этот род деятельности приравнивается к ведению бизнеса. Те, кто сейчас считаются у нас уже устоявшимися дизайнерами, прошли непростой путь. Я сама после окончания института уехала в Бобруйск, потому что там было дешевле работать. Я шила три года дома и только потом арендовала комнату. А это неправильно, должно быть все наоборот. Но у нас нет выбора.

Дизайнер не может работать один, ему нужна команда — это и конструктор, и технолог, и швеи. Со старта, если ты добиваешься всего сам, это практически нереально. Если сравнивать с Западом, то это очень нестандартный путь, не каждый может его осилить. Именно поэтому, на мой взгляд, у нас так мало сейчас появляется новых дизайнеров. Многие просто сдаются, опускают руки и уходят работать на предприятия. Но, с другой стороны, если ты действительно хочешь быть в этой профессии, если ты этим горишь, то пройдешь все испытания.

Дизайн и образование

— Я заканчивала Институт современных знаний по специальности «Дизайн одежды» и убеждена, что у дизайнера должно быть образование именно по его профилю. Быть швеей и стать дизайнером — это маловероятно. Дизайнер должен иметь широкий спектр знаний, понимать, как работает технолог, конструктор, швея, и сам уметь все это делать. Его задача — всех объединить и вдохновить, придумать идею и воплотить ее, срежиссировать создание коллекции. Конечно же, нужно обладать вкусом и постоянно развивать его, многое знать, многим интересоваться, быть культурно и интеллектуально развитым. Дизайнер должен брать в руки ткань и видеть готовую вещь, а всем своим помощникам доносить, как ее сделать. Таким образом, с одной стороны, нужно постоянно расширять свои творческие возможности, а с другой — оттачивать мастерство в совершенно конкретных технических вещах.

О смысле модных показов

— Проблема наших недель моды и показов в том, что практически всегда — это просто демонстрация красивой одежды, как будто вещи взяли с вешалки. Очень мало в показах подлинного самовыражения. Я сейчас не об эпатаже и попытках выделиться, а о самовыражении именно в том, чтобы было единство между автором коллекции, самой идеей и тем, как это подано на показе. Когда даже без вывески, без дополнительной информации становится понятно, кто тот человек, который находится на backstage, и что он хотел донести тем, кто смотрит на его одежду. Его харизма должна сопровождать моделей, его стиль — прослеживаться в деталях, а показ — впечатлять. Ведь для чего мы ходим в музей или театр? Получить эстетическое удовольствие, культурно обогатиться, получить заряд каких-то эмоций. Так и показ — он должен нести в себе какой-то смысл, иногда завуалированно, иногда более прямо, но чтобы было о чем подумать.

Перспективы белорусской моды

— Дизайн в Беларуси — это сложно. До сих пор присутствует много критики в сторону всего «белорусского». Люди почему-то мало доверяют отечественному производству. Часто можно слышать: «Ну вот, как всегда по-белорусски» — и это носит негативный характер. Но я рада, что постепенно это уходит, меняется и сознание наших людей, и, конечно же, в легкой промышленности пусть и мелкими шагами, но начинает что-то меняться. У нас мода все еще находится в стадии зарождения, она только через несколько лет перейдет в стадию формирования и лишь затем обретет свой стиль. Ведь все мы, дизайнеры, пока волей-неволей, чаще всего подсознательно, копируем зарубежные веяния. Мы все еще впечатляемся тем, что уже видели, что уже сделано, а не выдаем абсолютно уникальный и самобытный стиль.

Дорога к вдохновению...

— Последние года 4 я стараюсь получать впечатления за счет резкой смены обстановки. Я нашла для себя такой способ перезагружаться, можно даже сказать, обнуляться. Последний раз, например, я намеренно уехала одна, далеко, в чужую страну, где не говорят на английском, и попала в совершенно нестандартные условия. Но после таких поездок открывается новое дыхание, появляется много сил и огромное желание работать и творить. Это вовсе не значит, что моя следующая коллекция будет пронизана духом этого путешествия. Просто после такой перезагрузки начинаешь замечать вещи вокруг, которые раньше, казалось, не имели смысла. Ваза на окне, узор на шторе, какое-то интересное сочетание цветов, самые разные фактуры предметов — все это вызывает новые ассоциации, наталкивает на размышления, появляются вопросы, а ответы на них вызывают невероятный прилив творческой энергии.

… и воплощение фантазий

— Я никогда не знаю, что меня вдохновит. Это может быть фильм, а может быть пирожное в кафе. Идея коллекции бывает самой неожиданной, но почерк дизайнера, конечно же, переходит из одной коллекции в другую. Я часто использую в работе стразы, бархат, кружево, но по-разному: если это восток, то узоры будут более витиеватыми, если образ более трагичный — сдержанными. Мне также свойственны противоречия, я очень люблю в одежде (и особенно на показах) сталкивать несовместимые вещи. Например, в коллекции, посвященной Марии-Антуанетте, не было мужской части, но у моделей, одетых в нарядные комплекты, были мужские прически той эпохи. В коллекции, связанной с Анной Карениной, в принте присутствовала гжель, хотя в то время, которое описывается в романе, она только зарождалась и сама Каренина о ней, скорее всего, не имела никакого представления. Я это делаю намеренно, мне нравится играть с разными настроениями, сталкивать разные элементы между собой — это и позволяет включать в дизайн анализ, историю, интерпретацию.

Не станет ли тесно рядом с Zara

— Zara пришла к нам — и хорошо. У всех будет больше выбора для формирования собственного стиля. Отразится ли это на дизайнерах? Думаю, на тех, кто уже прочно обосновался на белорусском рынке, нет. Ведь зачем люди идут к дизайнеру и почему платят ему большие деньги, нежели масс-маркету? Наши клиенты — это те, кто хотят выглядеть индивидуально, иметь вещи уникальные, скроенные конкретно под них. Они понимают, почему вещь от дизайнера стоит дороже. У нас совсем другие трудозатраты, а над каждой вещью мы работаем с исключительным трепетом. Каждая деталь — итог большого труда, как ментального, так и ручного. Сейчас мы, конечно же, расширяемся, и некоторые заказы, такие, как специальная одежда или большое количество маек, мы отдаем на производство. Но у нас постоянно выходят коллекции, между ними также шьется одежда, соответствующая спросу, и к нам может прийти любой и сделать индивидуальный заказ. Наша команда работает абсолютно с разными форматами, и мне это очень нравится: это позволяет развиваться в разных направлениях. Во что выльется, я пока не знаю, но то, что впереди большие перспективы, я уже вижу.

Партнерский материал совместно с проектом TaRelki. Что это такое?

Фото: Ирина Забирашко

Читайте также:

Zara в Минске (а еще Pull&Bear, Bershka и другие)! Фоторепортаж с открытия магазинов одежды Inditex Group

Концедайлов. Катьер. Заборов. Филипенко. Мальцева. Этих белорусов знает весь мир. А вы?

ТОП зданий в центре Минска, которые, возможно, придется снести. Разговор с минским архитектором-урбанистом

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

«Самый крепкий брак — третий по счету», — психолог Павел Зыгмантович рассказывает, в каком возрасте надо жениться
На данном Веб-сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.