24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Минчанки в бизнесе. Мария Гвардейцева: то, что в США занимает 15 минут, в Беларуси — две недели

Текст: Диченко Андрей, 10 февраля 2017 17

Кто-то считает, что в бизнес идут только сугубо ради денег. Но бизнес-леди Мария Гвардейцева уверена, что в первую очередь важна идея и польза от того, что ты делаешь для себя и других. Свою первую фирму она организовала еще будучи студенткой и приступила к работе сразу после сдачи выпускных экзаменов в БГУ. Затем был период жизни в США, экономические кризисы и много других событий. Сегодня Мария — учредитель коммуникационного агентства PRCI и мама четверых детей. Мы поинтересовались у нее рецептом того, как можно все успеть не в ущерб качеству. А еще узнали о том, что семья никогда не помешает бизнесу, а дела успешно можно вести и в США, и в Беларуси.

— В бизнесе, как говорят, самое тяжелое — это собраться с силами и начать. Вы помните первые три дня после того, как официально стали бизнес-леди?

— Прекрасно помню! На тот момент работала в компании БелХард, у меня было замечательное руководство, работала напрямую с генеральным директором компании. Но в определенный момент мне стало скучно. То есть задачи есть, но они легко выполняются, не требуют мобилизации всех сил и к тому же повторяются. Тогда задумалась: не попробовать бы что-то свое? Почему бы тот опыт, который был у меня накоплен к 22 годам, не использовать.

— Опыта работы в компании в столь юном возрасте хватило?

— Сейчас понимаю, что опыта тогда не было, скорее, было много амбиций. Но в тот момент я об этом не догадывалась, а поэтому решила открыть свое дело, избежав таким образом того стеклянного потолка, который уже маячил. На одном из мероприятий познакомилась со своим будущим бизнес-партнером, и тогда дела пошли в гору. Создание бизнеса совпало со временем, когда я сдавала выпускные экзамены и защищала диплом. У меня уже был ребенок, поэтому был свободный диплом, хотя училась я на бюджете. Иными словами, все складывалось в мою пользу, если оборачиваться на прошлое.

То, что в США занимает 15 минут, в Беларуси — две недели


 — Частенько общаюсь с иностранцами, и те, кто занимаются своим делом, порой говорят, что в Беларуси достаточно легко открыть свое дело. Вы с этим тезисом согласны?

— Очень спорно. И конечно же, зависит от того, про какой бизнес идет речь, это крупная компания или ИП. У меня был и остается бизнес в США. Там на открытие юридического лица уходит 15 минут. В Беларуси вся процедура заняла у меня около двух недель. Хватает бумажной волокиты, конечно… Но сложного в ней ничего нет, если сразу разобраться.

— Если речь зашла про США, то, что, на ваш взгляд, можно позаимствовать у Америки, что пригодилось бы, как говорится, «здесь и сейчас»?

— Тут я, можно выразиться, Америку не открою. Есть куда развиваться службам сервиса, колл-центрам. В Штатах практически любой вопрос можно решить по телефону. Для этого есть соответствующее законодательство. Насколько я знаю, многие компании в Беларуси по этому пути идут. Это очень удобно, когда через телефонный звонок ты можешь решить дела и тем самым избежать поездки в банк, сервисный центр или еще куда-то. Через телефон или онлайн заказать любую услугу. Если брать наши большие компании, то их личные кабинеты — это ретроградство. На американском рынке было пятнадцать лет назад то, что у нас сейчас. Но это мой достаточно узкий консьюмеристский опыт. Скорее, даже как обывателя.

Коммуникационная эволюция 

 — Сейчас все пиар-компании стали называться коммуникационными. С чем вообще связана смена названия – со сменой концепции или это вывеска скорее поменялась?

— Вывеска не менялась, мы по-прежнему занимаемся пиаром. Одного пиара мало, чтобы решить задачи, которые стоят на сегодняшний день перед клиентами. Поэтому мы сейчас занимаемся коммуникацией, мы решаем не только пиар-задачи, но и помогаем с социальными сетями, помогаем с лоббированием, проводим антикризисные программы. Одним словом «пиар» все эти области не охватишь. Поэтому есть такой глобальный тренд, который возник лет пять назад, мы теперь больше коммуникаторы. Помогаем нашим клиентам в реализации эффективных коммуникационных компаний и в целом в коммуникации.

— Программист, который делает сайты, теоретически может развить свои навыки до корпорации. А у коммуникационной компании где потолок? Это тоже может быть корпорация или это стабильно работающий бизнес, но не растущий по экспоненте?

— Он может расти экстенсивно, почему нет? Благодаря социальным сетям сейчас это стало возможным. Белорусские коммуникаторы, к сожалению, не на сто процентов воспользовались возможностями, которые дало развитие социальных сетей. В США социальные аккаунты взяли на себя пиарщики. На нашем рынке не все пиар-агентства оказались настолько сильными, чтобы развить SMM-направление. Сегмент, конечно, есть, но мы сейчас видим, сколько возникло организаций на рынке из ниоткуда, которые занимаются только ведением социальных сетей. И это компании, которые выросли с нуля до ста пятидесяти — двухсот человек. На самом деле, пиар — это консалтинговый бизнес. И расти есть куда, есть международные примеры, корпорации. Для нашего рынка самый большой маркер — это рейтинг Holmes Report 250. Белорусских агентств пока нет в этом списке. Так что есть куда расти.

Семья — не приговор бизнесу 


 — Когда я поступал в университет в 2006 году, «пиар» был профессией, которую мечтали освоить все. Вы выбрали это направление из-за популярности или потому что увидели в нем потенциал?

— Когда я поступала, впрочем, как и сейчас, специализация называлась «Информация и коммуникация». Буду откровенна, что конкретно скрывается за этой загадочной и широкой аббревиатурой, на момент поступления я до конца не понимала. Мне не очень интересно было идти чисто в журналистику, и мне посоветовали посмотреть на это направление. Я, собственно, была расстроена, что мне приходится поступать в БГУ, а не в международный вуз. Я провалилась тогда с поступлением за рубеж. Мне было все равно, куда идти, так выбрала «Информацию и коммуникацию». Затем, когда на третьем курсе началась специализация, я влюбилась. Мне безумно понравилась концепция.

— Часто барышни считают, что рождение ребенка ставит крест на их карьере. Можете ли вы привести аргумент против этого?

— Дети могут стать помехой. Для многих действительно на рождении детей карьера заканчивается. Это абсолютно нормально. Другое дело, что в жизни не бывает все и сразу. Невозможно достигнуть сразу всех своих Эверестов одновременно. Наша жизнь состоит из периодов: в один мы более успешны в карьере, в другой мы выполняем свои родительские функции, у нас появляются дети, мы их воспитываем. Но это не значит, что на этом наша жизнь заканчивается. Этот период подойдет к концу, и наступит какой-то другой.

— То есть, если говорить сухо, в контексте бизнеса, дети — это какой-то промежуток, после которого можно продолжать?

— Это абсолютно нормально для женщины — брать паузы в карьере и воспитывать ребенка. Другой аспект, что качество проведения времени с ребенком важнее, чем количество. Не обязательно сидеть с ним три года. Частичная занятость даже после полугода возможна и полезна, на мой субъективный взгляд, для мам, потому что дает возможность интеллектуальной деятельности, которая очень отличается от домашнего времяпровождения.

— Зная вас, всегда было интересно, не скучно ли было в декрете? Находили ли вы себе занятие для самообразования или дети отнимают столько времени, что не до этого?

— Рождение ребенка, особенно первого, — это всегда стресс. Потому что до конца никто никогда не представляет, что его ждет и как поменяется жизнь. А жизнь с появлением ребенка, в частности, первого, меняется. Точно так же, как и с появлением каждого последующего. С четвертым, как в моем случае, ты уже четко понимаешь, что тебя ждет. Но разве может быть, к примеру, скучным занятие йогой? Или прогулка по парку? Это совсем другие вещи. Точно так и с появлением ребенка. Понятно, что когда очень много быта и на женщине висит все — это тяжело. Физически и морально. Я верю, что любой мамочке, когда ребенку исполняется месяц, нужен час-два в день, которые она может посвятить самой себе. Потому что каждой женщине нужно личное время. Иногда одной в душ сходить — это уже мечта. Или спокойно выпить чашку кофе, который никто не разольет и не перевернет.

Пережить мировой экономический кризис

— Мне кажется, в кризисы, какой случился в 2008 году, прежде всего страдают такие бизнесы, как пиар, консалтинг. Ощутили это на себе, когда Вашингтон заявил, что мир столкнулся с кризисом?

— В 2008 году я была в Штатах. Но у нас клиенты не ушли. Если это хорошо поставленный PR-бизнес, большая часть клиентов находится на абонентском обслуживании. Они связаны с тобой годовым контрактом. Естественно, потом мы ощутили. Рынок поменялся.

— А с чем конкретно столкнулись? Для большинства людей кризис, о котором они слышат по телевизору, просто абстрактное понятие.

— 2008-й был давно, давайте про 2014-й, чтобы всем было понятно. Что случилось? Резко вырос доллар. Что это означало для нашего бизнеса? Контракты фиксируются в белорусских рублях. У нас был один большой контракт, он был зафиксирован в белорусских рублях по курсу 10 000. И тут через неделю он становится 14 000. И я понимаю, что целый год мы вынуждены работать по старым ценам. Сумма автоматически уменьшается на треть. Собственно, эта треть и определяла нашу маржу проекта. Какие-то бюджеты, проекты просто не начались. Я помню 2015 год, тогда бюджеты подтвердились только к маю. У животного в состоянии стресса есть три реакции: прикинуться мертвым, вести себя агрессивно или убежать. В принципе, у компаний те же реакции на любой кризис. Тогда, в 2015-м, мы ощущали, что многие компании решили «казаться мертвыми».

Лекарство от «шишек» — правило 10 тысяч часов

— Кризис для вас — это выброс адреналина?

— Естественно!

— Перенос бизнеса в другую страну — затея правильная или исключительная мера, к которой люди вынужденно прибегают?

— Сначала попробуйте бизнес туда перенести. Для этого надо знать другую страну, понимать, как там все работает, востребованы ли ваши услуги. Это не так все легко. Точнее, это очень и очень тяжело. Даже не знаю, что должно случиться, чтобы пойти на такой шаг…

— Сколько времени у вас ушло, чтобы понять все детали профессии в Беларуси?


— У меня очень хорошая команда из главного бухгалтера и юриста, которые закрывают большую часть вопросов. И у нас хороший финансист в компании. Мне не приходится многими вопросами заниматься. И все равно мы шишки набиваем, чего уж скрывать. Как правило, все ошибки в договорах стоят больших денег. Остальное можно решить в процессе работы. Самое пристальное внимание — к договорам. Совет работает и на старте, и когда тебе кажется, что ты уже профи в своей сфере.

— А сейчас можете сказать, что прекрасно ориентируетесь в этой сфере?

— Я верю в правило 10 000 часов. Если ты 10 000 часов занимаешься какой-то деятельностью, ты в любом случае станешь профессионалом. Не важно, чем ты занимаешься. Пиар и коммуникации сейчас одни из самых быстро меняющихся сфер, и для нас это значит постоянное обучение. Мы читаем статьи, подписаны на платную аналитику, покупаем членство в ассоциациях, чтобы иметь доступ к кейсам, мониторингам, аналитике, чтобы быть в тренде и понимать, что нужно нашим клиентам. Коммуникация — это сфера, где с опытом многие вещи начинают к тебе приходить интуитивно. Ты понимаешь, что может стать трендом, а что нет. Но это все равно не значит, что ты полностью избежишь ошибок. Когда был бум с покемонами, многие старались сделать информационную волну на этом. Но она очень короткая была, нам казалось, что будет длиннее. Если говорить о последних трендах, недавно Беларусь подписала документ об отмене виз с 80 странами. Я думаю, это станет одним из основных коммуникационных трендов, вызов для белорусских брендов. И мне кажется, что это частично конец эры вышиванок. Это тот поезд, который уже пришел из пункта А в пункт Б. Я имею в виду не сами вышиванки, а тренд. Это значит, что перед компаниями появится задача выстроить коммуникации так, чтобы стать понятными и любимыми для всех. Стараться сделать продукт, который будет интересен разным потребителям с разных рынков, а не только местным покупателям.

— Бывали ли случаи, когда люди с улицы приходили к вам с проектами и эти проекты потом выстреливали?

— Все может начаться и с переписки в социальной сети. Если понятно, что предложение интересное, то мы тут же встречаемся, обсуждаем. Кому угодно можно написать в этом мире. Правило трех рукопожатий реально работает.

Если горишь о том, что делаешь, то все получится

— Перед тем как открыть бизнес, какие страхи у вас были и какие развеялись?

— Когда я начинала свой бизнес, у меня вообще страхов не было. И это плохо. Это отсутствие гибкости и чуткости к окружающему миру. Страхи — это обратная реакция, умение слушать окружающий мир. Страхи в определенном количестве — это нормально. Плохо, когда их нет. В моем случае их не было, и я набила много шишек. Лучше б они у меня частично были. На данный момент, учитывая, что свой первый бизнес я открывала давно, прошло почти 14 лет, не совсем релевантно сравнивать ту ситуацию с настоящей, ведь мир поменялся.

— Но страхи, как мне кажется, остались все те же…

— Мне кажется, тем, кто сегодня хочет открыть бизнес, не нужно опасаться бюрократических сложностей. Ничего сложного в заполнении бумаг и уплате налогов нет. Не все так страшно, как кажется. Я думаю, нужно гореть тем, чем ты хочешь заниматься. Тогда все обязательно получится. Не нужно бояться ошибок, потому что ошибки совершают все. И не нужно пытаться скрывать их от клиентов. На самом деле, лучше их признать и сказать, какой мы получили опыт. Люди это оценят, оценят искренность. На белорусском рынке очень важен сервис. К сожалению, у нас его мало кто предоставляет. На это важно обратить внимание, подумать о ценностях. Нужно сразу думать о стратегии развития бренда, и бренд должен быть личностным. Сразу создавайте историю своего бренда, думайте о том, чем будет наполнен ваш бизнес, что лично вы привносите в него, в чем его ценность для ваших потребителей. Тогда все получится.

— Но ведь одной идеи зачастую мало?

— Надо еще понимать, что придется много работать. Есть ложное мнение, что нужно не работать, а зарабатывать. Часто это проще — работать в большой корпорации с установленными правилами, получать два раза в месяц зарплату. И специалисты нередко получают больше, чем владельцы собственного бизнеса. Часто, особенно вначале, у тебя ненормированный график. У меня бывали времена, когда мои сотрудники зарабатывали больше меня, когда я вообще не получала денег, сидела и думала, как выплатить зарплату... Но собственный бизнес дает невероятную свободу, в том числе возможность сочетать работу, самореализацию и семью. Потому что ты сам можешь строить свой график. Ну и те люди, которые занимаются тем, что им нравится, более счастливые.

— То есть вы к девяти утра приходите на работу или как придется?

— Я не первый год в бизнесе. Когда нужно, прихожу к девяти, бывают командировки, ранние вылеты. Это мне совсем не нравится, но приходится. Не высыпаешься, все равно идешь. Стараюсь просто раньше ложиться спать.

— Люди делятся на четких прагматиков, которые все просчитывают, и авантюристов. Вы больше к кому относитесь?

— Мне кажется, категорий гораздо больше. Мне важно, чтобы проект или клиент, с которым мы работаем, находил отклик во мне самой. Это мой критерий. Я ценю в людях воспитание, вкус и стиль. Если присутствуют две категории, третью можно дотянуть. Если нет двух, то, наверное, нам не по пути.

— Бывали клиенты, которым вы отказали, потому что они не соответствовали вашим критериям?

 Мы не работаем с табачными компаниями. Это мой личный пункт. Это то, что не вписывается в мою этику. А в целом работа — это значительная часть моей жизни, я хочу ее делить с клиентами и людьми, которые мне нравятся. Это мой личный выбор. На мой взгляд, работать надо с теми, кто любит свое дело и не меряет все исключительно доходами и деньгами. Во всем, что бы ты ни делал, должна быть большая любовь. Тогда и остальное будет.

Фото: из личного архива Марии Гвардейцевой

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

Кто все эти люди? Разбираем, кто есть кто в минской светской тусовке. Часть первая! «Самый крепкий брак — третий по счету», — психолог Павел Зыгмантович рассказывает, в каком возрасте надо жениться
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie