За несколько месяцев существования нашей рубрики в списке едва ли не каждого собеседника появлялась галерея «Ў». Туда и направилась корреспондент Relax.by с тем, чтобы поговорить с арт-директором Анной Чистосердовой о любимых местах Минска и выяснить наконец, как бывшее здание приема стеклотары стало феноменом белорусского культурного пространства.
Для меня составление рейтинга любимых мест в Минске — сложный вопрос. Последние несколько лет я весомую часть времени провожу за пределами страны, а возвращаясь в Беларусь, естественно, постоянно нахожусь в галерее. Мне сложно разделять рабочее и личное, потому что весь коллектив галереи, включая художников, с которыми мы работаем, можно смело назвать семьей. С самого первого дня работы мы заявили «Ў» как площадку, открытую для различных мнений, экспериментов, и, за практически шесть лет существования этому правилу не изменяли.
В минских заведениях для меня важен не столько дизайн, сколько отношение к посетителям. Приятно приходить в место, в котором тебе улыбаются и относятся, как к старому знакомому. Мне импонируют культура и традиции европейских кафе, где в хорошем заведении официанты и бармены помнят тебя, твои предпочтения и всегда знают чем порадовать. Такой открытой дружеской и свободной атмосферы в Минске мне очень не хватает.
01 Пространство «ЦЭХ»
Я рада развитию пространства «ЦЭХ». Здорово, что Андрей Ленкевич вошел в этот процесс, в Беларуси он один из наиболее ярких представителей нового поколения фотографического сообщества. Мне интересно наблюдать, как развиваются места с определенной целевой направленностью, ведь изначально «ЦЭХ» позиционировал себя как пространство, которое занимается продвижением современной фотографии.
Не могу сказать, что я частый посетитель таких мест в Минске, и это в основном связано с моим непростым графиком. Неловко признаться, но, обычно я посещаю культурные площадки, когда ко мне приезжают знакомые из-за рубежа. Круто, что в последние несколько лет открываются новые пространства, в которых можно увидеть качественные художественные проекты.
02 Красный дворик
Красный дворик — это уникальное место. Ребята, которые организовывали там различные ивенты, продвигали в городе правильный свободный городской дух. Мне нравились проекты, которые делали Максим Шумилин и Сергей Прокоп: кинопоказы, диджей-сеты. Эта команда уникальным образом переносила тебя в 1960-е. Ведь иногда так хочется сбежать из сферы online, перестать каждые три минуты проверять почту и уйти в музыку, в теплоту и беззаботность, в летний бриз (пусть даже без моря), настроиться на дружескую волну.
03 «Джазовые субботы»
«Джазовые субботы», которые сейчас меняют формат и переходят к субботам классической музыки, — прекрасный проект. Я попала на первую в этом году вместе с моими друзьями из Грузии, с которыми мы в то время делали совместный проект. Я увидела огромное количество интересных людей с живыми лицами, с абсолютным ощущением счастья от прекрасной музыки, дружеской атмосферы и свободы.
04 Freaky Summer Party
Freaky Summer Party — хороший пример того, как в Минске можно организовать фестиваль, снивелировав неприятные для посетителей моменты. Я социальный человек и люблю проводить время с интересными веселыми людьми, которые разделяют мои вкусы.
05 Мемориальный музей-мастерская З. Азгура
Музей-мастерская З. Азгура — уникальная институция, в этом месте ощущается готовность коллектива музея к экспериментам. Это сакральное пространство. Независимо от того, какой проект там представлен, ты ощущаешь некую нереальность ситуации, легкую потерянность под взглямами бюстов героев соцтруда, авторов и последователей труда «Капитал». Когда эта ситуация пересекается с современным искусством, когда ты имеешь возможность смотреть шедевры кинематографа с живой озвучкой, это становится примером того, как государственный музей начинает соответствовать современным принципам мировой музейной деятельности.
Для меня образец для подражания — музеи Европы. Мне нравится, как свободно там ведут себя дети: сидя на полу, обсуждают с родителями или преподавателями произведения искусства. Там исключено ощущение того, что за тобой следят, и поэтому ты должен тихо, на мягких лапах, ходить по музею. Для меня диалог с искусством не предполагает рамок поведения. Разумеется, интеллигентные люди не станут громко обсуждать экспозицию, пытаться ткнуть в картину пальцем, но отсутствие давления взглядов в спину очень важно.
06 Фестиваль «На Грушевке»
Мне нравятся районные пикники, нацеленные на то, чтобы сделать людей, живущих рядом, еще ближе, а ареал собственного обитания — лучше. Хочется отдельно отметить инициативу по организации фестиваля в Грушевке, когда люди вышли из своих квартир, с пользой и фаном провели вместе время.
В Вильнюсе до сих пор можно найти дворики, где люди собираются за одним столом, играют в игры, трапезничают вместе. Современные реалии вынуждают нас быть индивидуалистами, бегающими по замкнутому кругу: работа, деньги, работа… Неплохо бы врезать в этот круг калитку в мир, наполненный другими человеческими радостями.
07 Филармония
Люблю минскую филармонию. Мы привыкли недооценивать потенциал, который у нас есть, равняться на другие столицы, и очень часто незамеченными остаются уникальны музыкальные события.
У меня есть любимый дирижер — теоретик музыкальной культуры господин Зубов. Как только увидите на афише филармонии эту фамилию, без сомнения идите и наслаждайтесь.
08 Кинотеатр «Ракета»
Кинотеатр «Ракета» — очень «вкусный» проект. Мне радостно, что у минчан есть возможность не только наслаждаться классикой европейского кинематографа, но и смотреть актуальные мировые премьеры. Я ретроград, я не люблю излишней «хайтечности», для меня важна камерность в привычной, пусть немного нафталиновой обстановке. Кинозал — пространство, в котором должна превалировать идея фильма, харизма актерского состава, а не шанс насладиться функцией 5D и перекусить чипсами. Снимаю шляпу перед командой Cinemascope и их титанической работой.
Не так давно я открыла для себя уникальную возможность просмотра классики мирового кинематографа в Музее истории белорусского кино. Билет туда дешевле, чем в маршрутку. Я попадала на показы Блие, Хичкока Альмадовара... Особо хорошо опция, благодаря которой можно заказать любимое кино из архива музея, позвать друзей и устроить закрытый просмотр.
Места, которых больше нет
Кафе «Вена» — это очень маленькое пространство, которое по пятницам было набито «правильными» людьми и превращалось в очаг безудержного веселья. Как правило, там можно было услышать фанк, соул, джаз и наслаждаться ею до поздней ночи пятницы. А то и до субботнего утра. Ты шел туда и знал, что будешь делать и, главное, что тебе при этом будет хорошо. Сейчас мне этого не хватает в Минске. Я вижу огромное количество вечеринок, а вот уверенности в том, что мне будет хорошо, нет, ведь музыка — лишь одна составляющая пазла, который необходим для такого веселья.
В 1990-е в Минске существовало множество клубов, можно было выбрать музыку на любой вкус. Я очень любила «Резервацию» и прекрасный клуб «Пилот» . У меня дома до сих пор огромное количество флаеров. Чуть позже возник «Бронкс» — оодин из отличных примеров грамотного микса разгульного веселья и серьезного подхода к интерьеру и кухне. Редкие из оставшихся ветеранов уже не те, в такое веселье, которое было в городе в конце 1990-х, я уже не верю.
Фото: Евгений Ерчак