Мы негласно бдим соблюдение социального запрета на прикосновение. Целомудренно пожимаем руку при встрече, похлопываем по плечу и смущенно удивляемся объятиям и дружеским поцелуям. А если ещё и незнакомый человек — да кто ты такой, чтобы трогать меня!
Помните, как в детстве мы все пытались потрогать, познакомиться и подружиться. Через контакт меняли фокус внимания, открывали новые возможности и раскрывали сущность того, что происходит здесь и сейчас. Неужели мы узнали все, что хотели? Мир движется вокруг нас, а мы движемся в мире, фокусируемся на пространстве, на себе. Но, кажется, чего-то не хватает в этом негласном танце.
Контактная импровизация — это процесс понимания себя и своих движений. Мы не демонстрируем свой внутренний мир: слишком много тараканов в головах. В контактной импровизации все начинается с атлетического понимания движения, но главная идея в расстановке точек над «і» в личном и физическом отношении с жизнью. Танец учит расслабляться и быть готовым к знакомству со своими тараканами.
Так что же такое контактная импровизация? Система, помогающая привыкнуть к толчкам в общественном транспорте, или раскрепощение до распущенности?
Это танец, в котором, соприкасаясь с другим человеком, вы начинаете совместное исследование секретов движения. В фокусе партнеров — ощущения собственного тела, поиск духовной связи через прикосновения, понимание потока движения в пространстве. Но кроме метафизических явлений, КИ — четкое понятие о гравитации, инерции, передаче и распределению веса и точках опоры. Каждое движение в таком танце уникально.
Люди приходят импровизировать, а не повторять движения за преподавателем. КИ — умение услышать себя через тело и жить через осознание движения.
История контактной импровизации началась в 1972 году, когда Стив Пэкстон и ещё 11 танцоров продемонстрировали перформанс под названием “Magnesium” (“Магний”). В течение 10 минут люди постоянно сталкивались друг с другом, прыгали, бросали друг друга и валялись по полу. После этого представления многие хореографы и танцоры начали исследовать принципы и возможности коммуникации через движение и прикосновения.
КИ не полностью уникальная техника. В своем преподавании Стив Пэкстон использовал методы из айкидо и release-techniqe. Но благодаря работе над осознанием движения были разработаны совершенно новые упражнения, поддержки и способы. Чтобы танцевать, нужно было правильно выполнять основные и очень простые правила, опирающиеся на понимание и ощущения, а не на на заучивание.
Импровизация — и не борьба, и не традиционный в нашем понимании танец, и не сексуальная прелюдия. Это коммуникативная практика, изучающая способность слиться со своим телом, откинуть стереотипы и прочувствовать партнера. В джеме, массовом танце, где каждый может быть как зрителем, так и участником, меняя свои социальные роли в зависимости от внутренних потребностей, основой является пара. Танцоры, не обязательно парень и девушка, вместе прорабатывают эмоции и кинетические образы. В процессе партнеры меняются, работают в группах или сольно — с самим собой, со стеной или полом в качестве объекта. КИ — это социальный танец, где люди ищут положительные ощущения, а не устраивают соревнования. КИ — это свободный танец.
Танцевать КИ можно с кем и чем угодно. Даже с воздухом. А если ваш партнёр ребёнок — это незабываемо! Я как-то танцевала с племянником, и это в самом деле волшебно! Дети ещё не полностью поняли и впитали барьеры для телесного общения — это делает их самым чувствительными партнерами. Мне кажется, танцевать с ребенком — самый лучший способ вернуть детское и чистое восприятие себя. Малыши ненасытны в контакте и очень смелые в движениях. Прорабатывая ситуации с ними, убиваешь в себе страх перед прикосновением.
Сегодня за простотой КИ многие видят будущее. Благодаря включению эмоционального аспекта техника стала развиваться не только как явление современного искусства перформанса, но и как вид танцевальной терапии. Через понимание внутреннего мира люди адекватно и положительно взаимодействуют и сотрудничают, практикуя доброжелательное отношение друг к другу. Эти характеристики указывают на мощный социальный аспект танца, который может использоваться как психотерапия.
Я очень долго занималась различными танцевально-двигательными терапиями, но только КИ стал для меня не покидающим процессом, научившим чувствовать и доверять. Я бы сказала, что в танце доверие и ответственность тесно связаны между собой. Если ты учишься и полностью доверять, но и в тоже время выключаешь ответственность за происходящее, ты теряешься. 50% доверия и 50% ответственности — идеальное соотношение для танца. Я доверяю партнёру и готова к действию: каждый отвечает сам за себя.
КИ помогает развить творческое сознание, спонтанное восприятие ситуации и влияет на физическое развитие. Каждый джем уникален, он сталкивает людей и с различным опытом танца.
Импровизация — большой эксперимент со своими ощущениями и переживаниями. Нет задачи клонировать движения и эмоции, быть артистичным и играть на публику. В КИ нет четкого разделения на учителя и учеников — каждый может быть техником и учителем. Главное знать базу по принятию и отдаче веса, понимать движение импульса и своего партнёра.
На первый взгляд, все просто. Но танец — это лаборатория ответственности. Наставником должен быть человек опытный, ведь в группе всегда есть новые люди, которым нужно помочь найти гармонию и баланс с ситуацией.
Без учителя на пути тяжело: нужен тот, кто ведёт и направляет. Он должен вдохновлять на духовную практику через контактную импровизацию.
В КИ точка соприкосновения всегда блуждает по поверхности тела. Любой из партнеров может взять вес другого: девушка, поднимающая парня — нормальное явление, если вес и импульс принят правильно. Танец в импровизации — это работа с рефлексами тела. Техника не имеет ограничений по физическим показаниям. Однако знания о возможной нагрузке и травмах при потере внимания — обязательные условия для КИ.
В начале каждого занятия я спрашиваю о том, что люди знают о танце, показываю видео для примера, рассказываю о правильном распределении веса. Нужно быть внимательным к партнёру и попытаться в каждом найти изюминку.
Сегодня многие люди ищут саморазвития и слишком много думают о своих социальных ролях. КИ работает с осознанием не только тела, но и с более глубокой материей. Это тяжело и занимает определенное время — некоторые не выдерживают и уходят. Почему? Просто кто-то готов к экспериментам, а кто-то — нет.
Оптимальное время джема — 3 часа. Все начинается с расслабления, перенаправления внимания на себя, свое тело и эмоции. Дальше разминка, подразумевающая работу в паре, моделирование ситуаций танца и отработку технических моментов. И только после начинается сам джем.
Что мне дала контактная импровизация? Умение красиво и легко двигаться везде. Появился интерес к движению: уровню скорости, пластичности, чувствительность к телу. Я стал внимательнее наблюдать за людьми, за их движениями в разных ситуациях, анализировать их. Человек не может двигаться снаружи красиво, если он сковывает движение ещё внутри себя. В КИ важно ощущение потока — движения с партнером в виде одного организма, доверяя друг другу. Это высшее творческое ощущение, после него наступает открытое и хорошее состояние.
Каждая пара работает в своем ритме, который удобен им, часто не соответствующий ритму других пар, музыкальному сопровождению джема. В танце можно отключить себя и научиться доверять всем, но вот личные предпочтения отключить очень сложно.
В КИ нет разделения на хорошо-плохо, но это танец с сексуальным подтекстом. Всегда есть тот, с кем хотелось бы танцевать, а с кем — нет. Но взаимоотношение мужчины с женщиной нужно всегда оставлять за дверью. Партнёр — это партнёр, это бесполое существо. Только отказавшись от всех социальных и гендерных ролей можно поймать «поток».
Контактная импровизация — уникальный опыт общения между людьми. Танец учит по-новому воспринимать мир, быть чувствительным к нему, осознавать и адекватно отвечать на прикосновение. Контактная импровизация — умение быть в гармонии с собой и с другими, получать удовольствие от движения.
Попробовать себя в контактной импровизации в Минске:
Студия танца и фитнеса «Кредо» Адрес: ул. Гусовского, 4 (ул. Ивановская, 56; ул. Маяковского, 127) Телефон: +375 33 302-15-10; +375 29 665-73-36; +375 25 694-10-15; +375 17 390-09-10
Центр современной хореографии «SMART dance» Адрес: пр-т Победителей, 111 (ул. Громова, 14; ул. Стариновская, 11; пр-т Партизанский, 95) Телефон: +375 44 499-94-14; +375 44 759-94-14; +375 29 859-94-14
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения
удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.
Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время.
Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете
ознакомиться с нашей
Политикой обработки файлов cookie