Часть 2
В первой части мы уже писали о том, как важно подходить к изучению языков с умом. . Как избежать стресса и волнений, связанных с нашими внутренними барьерами, как сделать так, чтобы иностранный язык давался легко и оставался в голове надолго, а также, чего точно не стоит делать, инвестируя в новые знания.
Правило 4*: Perpetuum Mobile
Что делать: Как можно больше двигаться.
«В здоровом теле — здоровый… мозг», — как убедительно доказали американские антропологи. Первобытные люди были вынуждены постоянно передвигаться в поисках еды и убежища. Каждый день мужчины проходили от 10 до 20 километров, женщины — примерно вдвое меньше. Основная задача, предопределившая эволюционирование человеческого мозга, — принятие решений в нестандартных ситуациях в условиях постоянного движения. Именно поэтому нам лучше думается на ходу, во время прогулки по парку/сеанса в бассейне/зарядки на велотренажере. Но уж никак не сидя перед экраном компьютера в душном офисе. Выписывайте слова и выражения на карточки, которые можно носить в карманах и доставать во время прогулки, закачивайте в плейер стихи, песни, тексты на иностранном языке и шагом марш к красивому английскому!
Правило 5: Повторенье — мать ученья
Что делать: Регулярно повторять уже пройденный материал.
Мы знаем это с детства. Однако почему-то практически все учебники английского построены в виде автономных и самодостаточных разделов, практически не связанных друг с другом. «Пройдя» какую-то лексическую или грамматическую тему и написав по ней тест, студент откладывает ее в архив как изученную и… забывает о ней. Вот и получается, что тема «пройдена», но никак не выучена.
Постоянно повторяя материал в рамках отдельно взятого модуля, активно участвуя на занятиях и выполняя домашние задания, мы успешно закладываем необходимую информацию в нашу оперативную память. Это стадия первичной обработки. Далее включаются внутренние механизмы, которые помогают новым знаниям осесть, улечься и выкристаллизоваться в нашей долговременной памяти. Если по итогам этого процесса не происходит вторичного этапа повторения, память о материале тускнеет и со временем выветривается. К сожалению, ученые пока не могут предложить четкий график повторений, который подходил бы всем. Неизвестно, сколько раз надо повторить, чтобы запомнить на века, какие промежутки должны быть между повторениями, должны ли повторения дублировать друг друга или быть каждый раз новыми… Мы знаем одно: чем регулярнее студенты пересматривают свои записи по уже изученному материалу, тем прочнее он укореняется в памяти. Повторением память не испортишь.