Писатель Сергей Календа из тех, кто не подстраивается под белорусский литературный процесс, а его создает. Являясь редактором литературно-художественного журнала «Макулатура», Сергей привносит в
- Есть ли для тебя автор в литературе, мастерство которого тебе кажется недосягаемым, может, это несколько авторов? Или это отдельное произведение?
- Все создано человеком, любой роман, картина, музыкальная композиция, а значит, недосягаемых вершин не существует, если только ты сам себе не ставишь преграды. А вообще, самая главная беда, которая тормозит творчество, — лень. Особенно лень присуща людям одаренным, всем известно, что одного таланта мало, чтобы писать, как Шекспир, важно еще уметь пользоваться своим талантом, развиваться в разных направлениях, а еще распределять время работы. То, что необходимо вдохновение для творчества, это правда, но важно еще и усердие. Энтони Берджесс каждый день писал от пяти страниц, неважно что — рассказ, эссе, статья или роман — но он писал обязательно. Есть писатели, которые очень плодотворны утром и до обеда, а есть наоборот, ночные трудоголики, но я не знаю ни одного писателя, который был бы великолепен в творчестве и писал бы только под вдохновением, или пил и писал. Буковски, что бы он там о себе ни говорил, писал очень много и трезвым, а до того, как начать писать, пил, хреново работал и лентяйствовал. Для человека, который не может не писать, сам процесс — огромное удовольствие. Особенное чувство, не сравнимое ни с чем на свете, — это когда перед тобой завершенный текст, не важно, будь это роман, рассказ или верлибр. Я очень часто обращаюсь мыслями к тем писателям, которые для меня являются вершинами, во многом недосягаемыми: Гюнтер Грасс — его письмо густое, насыщенное образами, Луи-Фердинанд Селин — это гений построения стиля, сюжетной линии, Эльфрида Елинек — она мне кажется недосягаемой в абсолютной художественности, подходу к слову, экспрессии.
- С того момента, как ты издал свой первый текст, и по сегодняшний день изменилось ли что-то в современной белорусской литературе?
- С того момента прошло уже шесть лет, и где-то шесть лет назад я, можно так сказать, влился в литературный мир, честно, я мало кого знал тогда и теперь знаю двух-трех писателей, с которыми не просто здороваюсь за руку, но могу обсудить что угодно, выпить… И могу сказать, что тогда для меня существовали Альгерд Бахарэвіч, Адам Глобус, Зміцер Вішнеў, Ільля Сін, Валянцін Акудовіч, Уладзімір Арлоў, Ігар Логвінаў, Андрэй Хадановіч, и до сих пор они остаются для меня самымы важными в литературном процессе Беларуси. Да, за пять лет изменилось многое: появились новые литературные “суполкі”, целая серия книг «Пункт Адліку», «Дэбют», журнал «Пройдзісвет» и наш совместный с женой — Василисой Поляниной-Календа журнал белорусского искусства и литературы «Макулатура», появилась литературная премия Ежи Гедройца. Для меня важными изменениями являются не те, что происходят в мире белорусской литературы, но те, что я сделал и делаю, как я развиваюсь, и становится ли моя литература лучше… Да, это эгоистично, но это для меня главное.
А мне першая самая кніга падабаецца. І малады радыкальны Календа. Зараз ужо больш разважлівы стаў)