Мобильные операторы уже не являются «телефонными компаниями». В сфере их интересов сегодня – оказание услуг передачи и хранения данных, а также Интернет
По данным операторов связи, в 2015 г. впервые не наблюдалось прироста голосового трафика. Зато о кратном увеличении передачи данных на протяжении последних лет информируют все три мобильных оператора. Старт «эры 4G» еще больше усилит это тренд.
Тем не менее, борьба за доли рынка мобильной связи продолжается. Красноречивым свидетельством острой конкуренции служит тот факт, что проникновение мобильной связи оценивается уже в 120%. Это значит, что немало абонентов пользуются услугами нескольких операторов одновременно и пока не определились, какого из них признать «своим».
Упорнее других, по понятным причинам, борьбу за место на рынке ведет самый молодой GSM-оператор life:). Новая цель компании — устранение «клубного эффекта». Как подчеркнула генеральный директор ЗАО «Бест» Д.Цыбульская в эксклюзивном комментарии «Делу»: «Крупные операторы намеренно устанавливают высокую стоимость интерконнекта. Для абонентов это означает высокие цены на исходящие вызовы в другие сети. Отсюда — эффект связанности или «клуба», когда люди преимущественно общаются в своей сети и не хотят ее покидать. Вместе с тем, само существование «эффекта клуба» указывает на наличие нездоровой конкуренции, что тормозит и пагубно отражается на развитии всего рынка информационно-коммуникационных технологий Беларуси».
Два крупнейших GSM-оператора, конечно, тоже стремятся удержать свои доли рынка. Но у них на повестке дня другие задачи. Обеспечив инфраструктуру для мобильного Интернета, оба оператора поставлены перед вопросом — как мотивировать абонентов к потреблению интернет-трафика? Решая эту задачу, операторы идут параллельными курсами, используя примерно одинаковый набор средств: предложение тяжелого контента (видео и аудио), поставку облачных решений, обеспечение хранения данных и поддержание фиксированной сети Интернет. Диверсифицируя свои бизнес, оба крупнейших оператора постепенно эволюционируют из операторов мобильной связи и услуг в поставщиков разнообразного контента и ИКТ-решений.
Потенциальный годовой оборот рынка логистических услуг Беларуси оценивается более чем в $1,5 млрд
Однако реально доля логистики в ВВП Беларуси составляет лишь 7,5%, тогда как в Литве — 14%, в Германии — 17%, а в ряде азиатских стран — в разы больше.
После того как Указом Главы государства под строительство транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в Беларуси было выделено 50 участков и принята соответствующая программа, реально в стране в рамках госпрограммы построены 20 ТЛЦ, еще 18 — введены в действие инвесторами самостоятельно. То есть в принципе 38 новых объектов за столь короткий срок для нашей страны — вроде бы совсем не плохо. Однако, как отмечают эксперты «Дела», при разработке и реализации программы изначально было допущено много ошибок. И самая серьезная из них – ставка не на качество, а на количество ТЛЦ. «Логистический бум» привел к бурному насыщению рынка более или менее качественными складскими площадями. По данным Colliers International, уже в 2012—2014 годах сток современных складов в Минске и пригородной зоне увеличился в два раза. А за 2015 год рынок пополнился еще 62 905 кв.м. новой складской недвижимости.
Падение цен началось на рынке еще в конце 2014 года, а в 2015-м на фоне резко ухудшающейся экономической ситуации, ставки аренды в этом сегменте рынка недвижимости рухнули на 25-35% в еврономинале в зависимости от класса помещений. Начали отмечаться случаи откровенного демпинга, когда сопоставимые по качеству и местоположению ТЛЦ предлагаются по ценам на 30—40% ниже, чем у конкурентов.
Как отмечают в Colliers International, в 2016 году ситуация на рынке вряд ли улучшится, так как общая ситуация к этому никак не располагает, и падение ставок продолжится.
Деноминация неизбежно повлечет дополнительные затраты субъектов хозяйствования. Как их минимизировать?
Процесс деноминации в Беларуси будет запущен уже 1 июля и продлится до 31 декабря 2016-го.
Деноминация по своей природе не является экономически значимым фактом. Она не влияет на покупательскую способность деноминируемой валюты и, соответственно, не должна способствовать росту цен и инфляции. Однако на практике в связи с необходимостью проведения таких мероприятий, как например, замена кассовых аппаратов, изменение программного обеспечения и программ ведения бухучета, принятие иных технических, организационных и правовых мер, субъекты хозяйствования непременно понесут дополнительные расходы. Кроме того, несмотря на то, что госорганы неоднократно подчеркивали недопустимость отнесения расходов, возникающих из-за деноминации, на затраты, увеличения цен вряд ли можно будет избежать. Но поскольку решение принято и деноминация неизбежна, субъектам хозяйствования можно только посоветовать заблаговременно к ней подготовиться и постараться минимизировать связанный с ней затраты.
Кроме того, в свежем выпуске журнала «Дело» вы найдете ответы на ряд других важных вопросов:
• Что происходит на рынке страховых услуг
• Долго ли продлится на рынке недвижимости «эра арендатора»
• Как «умные вещи» меняют жизнь человека дома и в офисе
• Почему в Беларуси трудно найти наемного «топа»
• Как меняется бизнес в сфере агро- и экотуризма