Итоги-2015, прогнозы-2016
Члены экспертного совета и эксперты журнала «Дело», среди которых Андрей Жишкевич, Вадим Иосуб, Владимир Давидович, Борис Медник, Дмитрий Черноморец, Сергей Варивода, Дмитрий Архипенко, Петр Попелушко, Юрий Зиссер, Сергей Левтеев, подводят итоги работы различных сегментов белорусского рынка в нынешнем году и делают прогнозы на следующий.
Общее мнение – белорусский бизнес впервые столкнулся с настолько сложной экономической ситуацией. И, скорее всего, будущий год (по крайней мере, его первая половина) будет не менее тяжелым. Тем не менее, использование современных технологий и передового опыта по оптимизации работы своего бизнеса позволяет даже в этой ситуации добиться неплохих результатов.
Мобильные операторы и интернет-компании постепенно вытесняют банки из сферы платежных услуг
Эти «разрушители устоев» традиционного банкинга все чаще предоставляют своим клиентам услуги, которые традиционно относятся к банковской деятельности: осуществление платежей, кредитование, инвестирование…
Альтернатива банкингу возникла благодаря лавинообразному распространению носимых электронных устройств и сетевых сервисов. В какой-то момент социальные сети и торговые площадки e-commerce закономерно задумались о предоставлении своим клиентам новых возможностей, традиционно относящихся к финансовой сфере. Для этого у них есть все возможности – и огромная клиентская база, и удобство интерфейсов, и значительные финансовые ресурсы.
«Вторжение» IТ-компаний в сферу управления финансами получило название FinTech. Большинство экспертов склонны считать, что эта новая «IТ-революция» всерьез угрожает традиционному банковскому бизнесу. Хотя и сами FinTech-компании весьма уязвимы с точки зрения государственного регулирования банковской деятельности, существует огромное количество финансовых сервисов, которые они быстро и энергично осваивают. Глобальные инвестиции в FinTech, по самым скромным оценкам, выросли за 6 лет более чем в 12 раз, с $930 млн в 2008-м до $12 млрд – в 2014-м, и распределяются по широкому спектру финансовых услуг.
Продажи элитных авто в Беларуси падают
Считается, что премиальный сегмент авторынка лучше других переносит кризис. Продажи элитных авто в это время порой даже растут. Но ситуация на белорусском рынке этого не подтверждает.
По данным БАА, доля премиальных брендов («большая немецкая тройка» плюс Jaguar, Land Rover, Porsche, MG и Volvo) в продажах составляет 4,45% или 823 шт. Для сравнения: в прошлом году она составила 7,21% с 1238 проданных авто. Таким образом, падение составило 33,52%, что соответствует среднему показателю по рынку.
Однако статистику премиального сегмента в нашей стране искажает небольшой объем рынка. Поэтому даже незначительное различие в количестве проданных авто может быть выражено внушительными цифрами динамики в ту или иную сторону. Скажем, Porsche показал отрицательную динамику в -37%, а Jaguar – почти такую же положительную (+36%), но лишь за счет того, что машин Porsche было продано на 14 шт. меньше, а Jaguar – лишь на 4 больше, чем в прошлом году.
Именно незначительный объем рынка не позволяет полноценно развивать в Беларуси премиальный сегмент, в котором не принято «играть» скидками, снижая цены. Покупателя здесь привлекают другими льготами. В частности, в пакете продажи предусматривается высочайший уровень сервиса, доходящий до того, что клиенту на время ремонта предоставляется подменная машина той же марки. При небольших объемах продаж обеспечивать такие условия экономически нецелесообразно.
Беларусь столкнулась с новыми энергетическими вызовами
Низкие цены на природный газ долгое время были, и пока остаются, одним из ключевых факторов конкурентоспособности белорусских предприятий на внешних рынках. Однако сейчас Беларусь стремительно теряет это преимущество. Основная причина снижения стоимости российского газа – падение мировых цен на нефть.
Сейчас Беларусь покупает газ в России по самым низким на постсоветском пространстве ценам. Разница между стоимостью газа для Беларуси и среднегодовой экспортной «газпромовской» ценой стала заметно снижаться в последние несколько лет, а в 2016 году эта дельта, как прогнозируют эксперты, составит рекордно низкое значение.
Минэкономики России прогнозирует такой сценарий газовой конъюнктуры. С учетом того, что нефтяные цены к 2018 году не поднимутся выше $60 за баррель нефти Urals, «Газпрому» в 2016 году, согласно новому прогнозу ведомства, придется продавать газ по рекордно низкой средней цене – $185 за тысячу кубометров. Для сравнения: в 2014 году экспортная цена «газпромовского» газа составляла $351 за тысячу кубометров, в 2015-м – $228.