Как должен выглядеть истинный homo modernus? В костюме от Gucci, с Rolex на руке, с iPhone в кармане и с классической музыкой в сердце. А классика в современном мире – это непременно фестиваль.
Международный фестиваль Юрия Башмета состоялся в Минске уже в одиннадцатый раз – и как всегда, при огромном стечении народа и потому отсутствием билетов накануне концертов, с суетой, с помпой, с огромными афишами перед фасадом филармонии, которые настойчиво раз в год напоминают людям о предназначении этого серого дома с колоннами. В этом году основатель и бессменный художественный руководитель фестиваля, известный белорусский пианист Ростислав Кример снова смог собрать целую плеяду великих музыкантов в нашей стране. И это несмотря на кризис и тот факт, что многие другие фестивали на грани выживания.
В чем же секрет спросила я у него: «Секрет в нашей взаимной любви со слушателями! Я искренне благодарен вам, дорогие наши слушатели, за многолетнее доверие и за переполненные залы на всех концертах фестиваля! Мы любим вас и делаем фестиваль от чистого сердца для вас! Я благодарен всем партнерам фестиваля, но именно вы являетесь главными участниками нашего фестиваля! Мы играем для вас и спасибо, что наша любовь взаимна!»
Малоопытных слушателей больше всего привлекает имя Юрия Башмета. Ну как же – «Вокзал мечты», совместные выступления с Дианой Арбениной и Игорем Крутым. Кто-то, возможно, вспомнит «Альтиста Данилова», а кто-то – «Декабрьские вечера» с Рихтером.
Но я скажу вам по секрету, что в нынешнем году каждый концерт был уникальным и вошел в историю.
«А что самое интересное?» - спросите вы.
И тут мнения круто расходятся! Потому что интересно было все.
Кто-то скажет, что «самым-самым» было открытие фестиваля, где выступил дуэт Сергея Крылова, которого покойный Ростропович назвал одним из пяти лучших скрипачей XX века, и известного белорусского пианиста Ростислава Кримера. Памятуя о том, как «любят» в своем отечестве поэтов, пианистов и прочих деятелей искусств, Крылов в эксклюзивном интервью подчеркнул, что Кример – «совершенно фантастический музыкальный партнер, рафинированный, тонкий музыкант, который отличается очень красивым звуком, чувством формы и меры. Музыкант с большой буквы».
По моему мнению, Крылов - лучший скрипач начала XXI столетия. Тем более, что остальные четверо лучших умерли или подпортились, а он, наоборот, набирает высоту. Но это, повторюсь, мое личное мнение. Одним словом, дуэт этот оказался необыкновенным, поскольку совершенно поразил тем, насколько два артиста подходят друг другу и в музыкальном, и в человеческом плане.
Программа была необычная – музыкальное путешествие из заснеженной советской Москвы 1960-ых годов в легкомысленную Вену времен Secession. В первом отделении – соната Шостаковича. Кое-кто даже жаловался, что нельзя брать такую сложную вещь для открытия фестиваля. Но слушали, затаив дыхание. А когда во втором отделении зазвучали салонные миниатюры венского скрипача и композитора Фрица Крейслера, публика впала в эйфорию, поминутно хлопала и без устали вызывала на бис. И действительно, исполнение было выше всех похвал!
А кому-то больше понравился симфонический концерт с участием популярного у нас народного артиста России пианиста Николая Луганского. Благо и игра была бодрящая, и музыка легко воспринимающаяся. Как сказала одна весьма известная в нашем городе дама, «а я и не знала, что люблю Прокофьева!» Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, не привыкший к столь быстрым темпам, слегка запыхался, но под уверенной рукой российского дирижера Алексея Шатского (кстати, стоит отметить, что Луганский и Шатский – одноклассники) благополучно довел дело до конца.
Кто-то, наоборот, был в восторге от вечера премьер «Современная классика», рассчитанного скорее на профессиональную публику.
Впервые в Минске прозвучали произведения прославленного украинского авангардиста и неоромантика Валентина Сильвестрова. Мы узнали, как должна звучать симфония после того, как жанр симфонии умер. Оказалось – тихо, мелодично и абсолютно завораживающе. Совсем как в фильмах Киры Муратовой «Познавая белый свет», «Чеховские мотивы» и «Настройщик», музыку для которых Муратова брала у Сильвестрова. Нет, не заказывала, а именно брала – как кошек, собак и своих любимых актеров, которые у нее путешествуют из фильма в фильм.
Кроме симфонии, прозвучала еще и Постлюдия для фортепиано с оркестром. Солировал народный артист России Алексей Любимов, которого наша публика до приезда на фестиваль Башмета несколько лет назад, где он исполнил концерты Гайдна и Бартока, знала исключительно как исполнителя старинной музыки. Но он один из известнейших в мире специалистов по исполнению авангарда и поставангарда. У нас авангард никогда не был в чести, а в последние 20 лет мы и вовсе изолированы от современного музыкального процесса. А тут вдруг окошко, из которого дохнул свежий воздух!
Кстати, абсолютно случайно я узнала, почему Сильвестрова в 1970 году исключили из Союза композиторов СССР, а потом почти не исполняли. Да, его музыка уже к тому времени была хорошо известна на Западе и даже получила там массу премий, что в СССР категорически не поощрялось. Но причина была в другом. Как рассказал мне сам Сильвестров, его упрекнули, что в его музыке «головки нот нормальные, а хвостики смотрят в сторону Западной Германии и США». Из деликатности он не поведал мне, кто был автором этого упрека. Оказалось, тогдашний председатель правления Союза композиторов БССР Григорий Романович Ширма. Так вот почему в Белорусской филармонии в 1980-ых годах исполняли Шнитке, Денисова, Губайдулину, всех опальных советских композиторов, а Сильвестрова – только сейчас благодаря приглашению фестиваля!
По традиции, в одном концерте с живым классиком прозвучало сочинение молодого белорусского композитора, специально заказанное для исполнения на фестивале. На сей раз выбор пал на 28-летнего Сергея Бадалова. Он начинал учебу в Минске, а сейчас учится то в Польше, то в Германии. Так что его сочинение - на мой взгляд, вполне интересное - тоже оказалось в каком-то смысле «окном в Европу».
Это был концерт для знатоков современной музыки и профессионалов. Но и профессионалы, и любители с особым рвением штурмовали концерт ставшей традиционной серии «Легенда на скрипке Страдивари». И этот концерт подарил огромное количество сюрпризов, которые держались в тайне до самого концерта.
Зал был забит под завязку. Переполненный партер, балконы («галерка») и бельэтаж аплодировали стоя. Мест не было даже на ступеньках балкона. Как рассказал нам один из слушателей – доцент МИТСО Александр Айзенштадт, – он специально приехал на концерт из Гомеля, чтобы вместе с женой отпраздновать тридцатилетие совместной жизни. Билеты им подарили дети. И таких романтических пар в зале было немало.
Знатоки же отметили удивительно чистое звучание East-West Chamber Orchestra, основателем, художественным руководителем и главным дирижером которого является Ростислав Кример. Это уникальный оркестр, который состоит исключительно из лауреатов международных конкурсов, концертмейстеров ведущих оркестров и музыкантов с мировыми именами. Концертмейстер первых скрипок в этот раз был дважды лауреат конкурса Венявского Никлас Лиепе, помощник концертмейстера – ничуть не менее титулованная скрипачка Алиса Маргулис (оба - Германия), помощник концертмейстера виолончелей – дважды лауреат конкурса Чайковского россиянин Александр Бузлов.
Знаменитая немецкая скрипачка Вивиан Хагнер в начале программы исполнила концерт для скрипки с оркестром Моцарта, а затем вместе с пианистом Ростиславом Кримером впервые в Беларуси был исполнен концерт для скрипки и фортепиано с оркестром этого композитора. Премьера для которой ноты были заказаны специально в Лондоне. Это было по-настоящему стильное исполнение Моцарта в лучших традициях венской классики. Оно и понятно, ведь оба артиста заканчивали Высшую школу музыки в Германии.
Но настоящей жемчужиной стало начало второго отделения, исполнение вариаций А.С.Аренского на тему П.И.Чайковского «Был у Христа-младенца сад». Дирижировал Ростислав Кример, в оркестре были только струнные (из которых половина – Страдивари и Гварнери), виртуозность и прочие прикрасы отошли на второй план, и осталась только музыка – чистая, как слеза.
А затем пошли сюрпризы. Без объявления в программе ранее, в качестве подарка фестиваля из оркестра на место солиста пересел виолончелист Александр Бузлов и в стиле Йо Йо Ма потрясающе отыграл виртуозные вариации Россини под названием «Une Larme» («Слеза») – зал взорвался аплодисментами. Это было действительно фантастическое исполнение.
А потом был главный сюрприз – Мелитина Станюта вместе с Ростиславом Кримером и его оркестром исполнила восхитительный номер, специально подготовленный к этому вечеру под знаменитое «Либертанго» Пьяццолы. Когда мы только узнали о том, что на фестивале будет в этот раз кросс-овер классики и художественной гимнастики, это казалось невероятным. А сейчас подумалось, все же насколько современная художественная гимнастика близка к балету, а балет к гимнастике. Совершенство, которому нет предела.
Хагнер уехала, а Лиепе, Маргулис, Бузлов и Кример остались, чтобы сыграть восхитительный камерный концерт в зале «Верхний город». Особенно впечатлили два трио – Бетховена и Шуберта. Бетховен был сыгран яростно и ярко. Сложнейшее фортепианное трио Шуберта, которое длится около 60 минут, пролетело как одно мгновение.
Очарование было настолько велико, что позабылись и проблемы с акустикой, и плохо настроенный рояль, и крайне экономичное освещение сцены, из-за чего музыканты с трудом видели ноты. Хронические болячки «Верхнего города», которые давно пора лечить.
Впрочем, сами гости были всем довольны, а уж публика и подавно.
А заключительным аккордом фестиваля стал концерт обладателей премии «Грэмми» Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Маэстро Юрия Башмета.
Фестиваль в этом году был как всегда на высоте и, думаю, многим дал заряд позитивной энергии – как слушателям, так и молодым белорусским музыкантам, которым как никогда сегодня нужны настоящие профессиональные ориентиры. Благо лучших молодых музыкантов, студентов академии музыки и учащихся музыкального колледжа при ней в качестве благотворительности организаторы пускали на фестиваль бесплатно. Фестиваль также организовал и благотворительную встречу композитора Сильвестрова со студентами академии музыки.
Впрочем, Ростислав Кример и Никлас Лиепе успели еще дать благотворительное выступление по сбору средств для детей на ужине мишленовского повара и собрать для них несколько тысяч долларов на аппараты для восстановления.
Для Ростислава Кримера этот фестиваль стал особенным. В ответных словах на приветствие президента страны участникам и гостям фестиваля он об этом подчеркнул. Особенным, потому что буквально за день до начала фестиваля у Ростислава Кримера родился сын. Поздравляем от души с этим событием и хотим сказать, что и для нас этот фестиваль стал тоже особенным по своей атмосфере, доброте и сердечной теплоте!
До свидания, фестиваль, и спасибо! До скорой встречи через год!
Автор: Юлия Андреева