Мы живем в столице: у нас собираются пробки, строится китайский квартал, а заброшенные здания порой превращаются в лофты. Значит, где-то есть и места с экзотической кухней. Вооружившись этой логикой, мы отправились искать такие рестораны и в каждом найденном попросили накормить «на свой вкус».
Справка Relax:
Экзотической мы считали ту кухню, которая представлена не более чем в трех ресторанах Минска.
Джомолунгма
Ресторан, больше похожий на пещеру Аладдина, словно собрал в своих залах сокровища и трофеи, добытые в пешем походе по странам Азии, а в укромных уголках скрыл тайные комнаты с чайными принадлежностями и столом для официального ужина. Оформлял ресторан сам владелец: лично собирал все артефакты «Джомолунгмы» и привозил их из Индии, Китая (особенно сильно повлияли на интерьер) и других стран.
Юлия Высоцкая, заместитель директора по маркетингу:
— Ресторану «Джомолунгма» уже 10 лет. С самого начала существования ресторан удивлял Минск экзотической кухней, и до сих пор его меню остается чем-то необычным для белорусов. «Джомолунгма» не специализируется на какой-то одной кухне, за словом «восточная» скрываются тибетская, китайская, непальская, индийская и японская кухни. Есть даже несколько блюд европейского происхождения. Несмотря на то, что владелец заведения — тибетец, здесь готовят очень много китайских блюд. Тем более что кухни этих регионов схожи.
Большинство наших гостей бывали и в Индии, и в Китае, и они приходят к нам за теми блюдами, которые им понравились в путешествиях. И всегда говорят, что мы готовим «один в один». Думаю, дело в том, что наши повара приезжают к нам из восточных стран. Наш шеф-повар, например, из Индии.
Тали: рис, курица, картофель с цветной капустой, дал фрай, соус чатни, папар, тава-роти, салат.
295 000 рублей.
Как и положено на Востоке, одна порция — почти полкилограмма.
Тикарам Пандей, шеф-повар:
— Тали — это национальное индийское блюдо. Там много составляющих: овощи, горох, курица карри, рис, салат. В Индии очень популярное блюдо. Его можно есть как угодно: и смешивать все, и есть по-отдельности. Тали — это как целый обед в одном блюде. Традиционно индийские блюда — острые и пряные, но здесь мы готовим на европейский вкус. Хотя, конечно, приготовим и поострее, если гость захочет.
Ресторан, где вас встречают и кормят по всем правилам восточного гостеприимства. Сами вы не делаете ничего: девушка-официант вымоет вам руки до и после еды, усадит за стол, разложит еду по тарелкам. Гость должен только наслаждаться. На выходе из Mazaj обязательно угощают арабским кофе с кардамоном и смазывают руки гостя ароматическим маслом.
Валентина Кирильчук, директор:— Ресторану Mazaj исполнится в этом году пять лет. Мы специализируемся на арабской кухне, в основном это Сирия и Ливан. У нас два шеф-повара: один — ливанец, другой — сириец. Оба раньше работали бренд-шефами в крупных заведениях Востока. Для нашего меню они отобрали самые вкусные из арабских блюд, из тех, что мы можем приготовить здесь.
К слову, мы единственный в Беларуси ресторан премиум-класса, который предлагает гостям халал-блюда. Халал — общее название для еды, разрешенной по шариату. Поэтому наши гости, зачастую, — люди из стран Ближнего Востока и других мусульманских стран. Заходят также туристы, представители посольств, бизнесмены и все делегации восточных стран.
Ольга Олешкевич, управляющая:
— Белорусы тоже любят арабскую кухню. До знакомства с ней многие ошибочно полагают, что она похожа на индийскую, но это не так. Арабские блюда имеют сдержанный вкус, специй и трав в них не много, все очень сытно и по-домашнему. Некоторые национальные блюда напомнят вам кухню у бабушки.
В отличие от Европы, в арабской кухне нет индивидуальных блюд, еду принято делить с семьей и друзьями, поэтому каждая порция — очень большая. Также на стол никогда не подается одно блюдо: только в сопровождении с другими. Кстати, шефы обязательно выходят к гостям, если это делегация или банкет, и рассказывают о блюдах, узнают личные пожелания.
Кепси би ляхме (плов с бараниной); холодная маза (закуски): хумус би тахини, мхамарра, баба генуж, мтабаль бетенджан; горячая маза: фалафель.
Плов — 290 000 рублей, хумусы — 110 000, фалафель — 95 000.
Порции такого размера, что полноценно пообедать могут двое мужчин, а в тарелках все равно что-то останется — как и должно быть у гостеприимного хозяина.
Абдурахман Хафис Хасан, шеф-повар:
— Это традиционный плов с бараниной: мясо ягненка, много орехов (кедровые, миндаль, кешью), рис басмати и секретный набор специй. Холодные закуски выкладываются на горячий лаваш. Классический арабский хумус — много кунжутной пасты замешивается с нутовой пастой и оливковым маслом: баба генуж — баклажанная икра с овощами и гранатовым соусом; мхамарра — томатная паста с гранатовым соусом и орехами; мтабаль бетенджан — баклажан с кунжутной пастой.
Настроиться на спокойный и гармоничный лад здесь можно прямо с порога, глядя на бегущую по стеклу воду и вдыхая аромат благовоний, кажется, впитавшийся в стены. Ресторан Taj похож на дворец раджи, которому не чужда современность: ниши в стенах заполнены божествами индийского пантеона разной величины и степени значимости, вокруг — слоны, священные коровы и традиционные музыкальные инструменты, а на стене — ряд из плоских дисплеев, на которых крутятся популярные индийские клипы. Здесь нас угостили сладостями, которые без чая осилит не каждый белорус. Но одно можно сказать точно: ничего даже отдаленно похожего нам раньше пробовать не доводилось.
Елена, директор:
— Мы работаем почти семь лет. К нам заходят и индусы, и туристы, но чаще всего — белорусы. Индийская кухня пользуется спросом, потому что многие уже успели побывать на популярных индийских курортах и полюбить местную еду, а те, кто не бывал, наслышаны о ней. Мы даже организовали при ресторане доставку еды «
».
Тадж император десерт.
147 000 рублей.
Мохан Сингх, шеф-повар:
— Это традиционные индийские сладости. Когда в Индии знакомятся родители жениха и невесты, в первую очередь несут эти сладости. На свадьбе тоже всех угощают ими. Да и любой праздничный стол заканчивается таким десертом. Они разные и по составу, и на вкус. В составе есть нутовая мука, сухое молоко, кокос, какао, пряности и многое другое. Разноцветные сласти украшаются пищевым серебром.
Со сладостями обязательно надо пить индийский чай. Черный чай смешивается с зеленым кардамоном, имбирем и молоком: очень интересный вкус и полезно для здоровья, можно даже простуду лечить таким чаем.
Библос — некогда существовавший ливанский город, по развалинам которого сегодня водят экскурсии. По стенам же ресторана Byblos развешены картины этого исторического места и сцен из его жизни. Но больше ничто не отвлекает от еды, а дух Востока передан именно в ней.
Анна Кравчук, директор:
— Byblos, вероятно, первый ресторан экзотической кухни в Беларуси. В июле нам исполнится 16 лет. Наша специализация — ливанская кухня, но в меню есть и европейские блюда. Ливан — бывшая французская колония, поэтому современная ливанская кухня имеет европейские элементы.
К нам заходят те, кто соскучился по родным блюдам, заглядывают и туристы, но чаще в летнее время. Есть постоянная публика и среди минчан, а в будни из офисов заходят на обед.
Конечно, в ливанских блюдах есть своя специфика, там действительно много специй, но они не острые, это едят даже маленькие дети. Блюдо, которое покажет наш повар, — это обязательный заказ любого ливанца. Если я вижу в счете это название, я могу дать практически полную гарантию, что за столом будут гости из Ливана.
Табули: петрушка, помидор, лук репчатый, фирменный соус.
89 000 рублей.
То, что на глаз покажется вам весенним салатом, на деле будет обладать совсем не тем вкусом, который вы можете ожидать.
Поль Шайна, шеф-повар:
— Табули — традиционный ливанский салат. Петрушка, лук и помидор очень мелко режутся, даже рубятся. Такая мелкая нарезка — особенность ливанского салата, в таком виде даже знакомые овощи раскрываются по-другому. Если нарезать крупнее, это уже будет не табули. Все заправляется лимоном, солью и маслом, добавляется крупа, которая растет только в Ливане, — бургуль. Получается очень полезный и легкий салат.
Ресторан «Экспедиция» похож одновременно и на охотничий домик, и на музей, и на кладовую путешественника. Все вокруг складывается в импровизированную экспозицию вещей коренных жителей севера и трофеев, напоминающих о дальних дорогах. Верно ведь, мятый подкопченный чайник — лучший спутник любых приключений.
Ирина, исполняющая обязанности директора:
— Мы любим север, и в ресторане все построено вокруг этой темы. Кухня — блюда русского севера: якутские, чукотские, удмуртские. Мы стараемся соблюдать все традиции их приготовления.
Вокруг нас — лес и яблоневый сад, что тоже очень созвучно с кухней. Для полноты ощущений, можно сходить в баньку прямо в здании ресторана.
На улице расположено уникальное сооружение — северная печь, или «тандыр». Это большое углубление в земле, обложенное кирпичами, в которое закладываются и накрываются специальной крышкой дрова. Туша (теленка, барашка или любая другая) насаживается на вертел и опускается в этот тандыр, где жарится в собственном соку.
Архангельская дичь: мясо марала.
750 000 рублей.
Мясо северного оленя оказалось нежнее даже мраморного стейка, а размер порции оставит довольным и самого сурового сибиряка.
Илья Бережной, повар:
— Это наше фирменное блюдо от шеф-повара. Наш шеф, Александр Кургускин, долгое время жил на севере, где и влюбился в эту кухню. Работал в Москве, теперь — у нас, но сегодня находится в Москве по работе.
Мясо марала (северного оленя) привозят из-под Архангельска. Здесь оно маринуется трое суток в пряном маринаде (специи, чеснок, травы, ягоды можжевельника, морошка, водка). Такой рецепт мариновки мяса — очень старинный, я вам даже не все ингредиенты назвал, не имею права.
Чтобы гость мог почувствовать «северность», блюдо готовится при нем. Сырое мясо фламбируется на открытом огне до состояния «медиум». Кстати, мясо северного оленя считается самым чистым: во-первых, он живет в условиях мерзлоты, во-вторых, питается только мхом. Поэтому, как и стейк, оно может быть разной прожарки, вплоть до того, что его можно подавать сырым с солью и перцем.
Гарнир — из корня сельдерея, лука-порея, черемши и мякоти томатов. Все готовится в соусе демиглас — это соус из костей животных. Кости оленя и лося запекаются при высокой температуре, а потом вывариваются с добавлением овощей и кореньев в течение нескольких дней. В готовый соус мы добавляем моченую бруснику.
В здании «Каменного цветка», культового ресторана советских времен, теперь в почете китайские традиции. Речь не о правильной расстановке мебели или Новом годе весной. Идеальный вечер по-китайски — это много еды, много друзей, много танцев, и желательно — все одновременно.
Жэнь Хунчжи, учредитель:
— В апреле нам будет два года. Днем «Панда» — это ресторан, а ночью — клуб. В пятницу, в выходные и на праздники у нас играет группа или диджей, в будние дни ставим фоновую музыку.
К нам приходит, конечно, немало китайских студентов или сотрудников китайских корпораций. Туристы тоже любят захаживать, но это сезонно, примерно с марта по декабрь. Белорусы проводят у нас свои мероприятия, банкеты.
Люди иногда заглядывают и говорят, что у нас очень дорого, но надо обращать внимание на то, сколько весит блюдо. Наши блюда рассчитаны на несколько человек. У нас принято приходить с семьей, друзьями и брать несколько блюд на всех. Самый правильный вариант есть китайскую кухню — заказывать несколько блюд на четверых друзей. Так вы можете попробовать и мясо, и рыбу, и курицу, и овощи. Как за домашним столом. И все за одну цену.
Свинина под кисло-сладким соусом.
330 000 рублей.
Самое неожиданное для вкусовых рецепторов блюдо, напоминающее на вид и вкус лакомство детства — «хворост», в котором вдруг обнаруживаешь шкварочки.
Цзян Яньвэй, шеф-повар:
— Среди десяти самых популярных в мире китайских блюд номер один — пекинская утка, а номер два — свинина под кисло-сладким соусом. Утку гораздо дольше готовить, это нелегкий процесс, и весит она минимум килограмма два с половиной, но все равно она очень популярна в мире и в Беларуси.
Свинина под соусом появилась тогда, когда началась первая дружба Китая и России. Известный китайский повар придумал это блюдо именно для русских, потому что русские любят кислое и сладкое. И он угадал, свинину под кисло-сладким соусом заказывают во всем мире. Всем понравилось необычное сочетание вкусов, хрустящей корочки из крахмала и сочного мяса внутри. В этом огромная сложность данного блюда: повар должен долго учиться тому, как сделать блюдо снаружи хрустящим, а внутри — сочным.
Безусловно, в экзотическом обзоре столицы должны присутствовать и некоторые другие места: как минимум — Mai Thai, как максимум — «Сайгон». Но первым еще предстоит зарекомендовать себя, а вторые давно себя зарекомендовали.
фото: Дмитрий Рыщук