Таша Лопатенко — удивительный человек. Живя в Силиконовой долине, она искренне верит в потенциал белорусской кухни и является автором двух популярных проектов «Шефы говорят» на relax.by и «Food & the City: Еда большого города» на
— Как тебя на все хватает? В чем секрет такой работоспособности?
— Я специалист по социальной работе (моя первая профессия), который постоянно был задействован в разных социальных проектах. И здесь, наверное, и кроются истоки четкого планирования. (смеется)
— Тайм-менеджмент, значит, активно используешь?
— Да, так и есть.
— Нужна ли иногда мотивация для того, чтобы выйти на работу?
— Я не выхожу на работу в прямом понимании этого слова. Но бывает, нужно себя мотивировать. Ведь из-за разницы часовых поясов мой рабочий день может начинаться в 3 часа ночи — у кого-то в это время уже утро! Поэтому мотивация нужна для того, чтобы проснуться. (улыбается)
— В чем ты находишь вдохновение?
— В кулинарных книгах, в посещении рынка, например. Мне нравится вставать с утра, идти и выбирать продукты, из которых сегодня буду готовить: свежие овощи, фрукты, сыры… Нахожу вдохновение еще и в кухнях разных стран.
— Какие страны, на твой взгляд, лучшие для кулинарного путешествия?
— А все! На самом деле, все. Потому что в каждой стране, даже ее регионах, можно найти что-то особенное. А если выделять конкретно, я бы выбрала китайскую и индийскую кухни. Мне очень нравится арабская кухня как таковая и белорусская. Я очень верю в потенциал нашей кухни и являюсь партнером и советником Белорусской гильдии шеф-поваров. Сейчас мы делаем проект по возрождению национальных рецептов.
— В чем его особенность?
— Это абсолютно уникальный проект. Да, все говорят, что нужно возрождать нашу кухню. Но ведь это не только правильно пожаренные драники. Возрождение кухни — нечто большее. Мы берем рецепты разных социальных слоев и адаптируем их к современности и действительности посредством совершенствования рецептуры, специй, способов подачи.
Этот проект начали я и Белорусская гильдия шеф-поваров. Вначале откликнулся Александр Белый — один из немногих людей в Беларуси, который знает о белорусской кухне все: именно он составлял энциклопедию национальной еды.
— Но я знаю, что традиционные блюда, которые ели наши далекие предки, не совсем подходят современному человеку. В них, например, очень много трудно усваиваемой клетчатки…
— Я сейчас скажу такую вещь. Исторически Беларусь — это кухня как минимум 5 социальных слоев, которая очень разнообразна. Поэтому она актуальна и сейчас, и через 100 лет будет актуальной. Все зависит от подачи, от игры специй. Беря привычные для нас продукты, блюдо можно обыграть на какой угодно манер. Белорусская кухня при использовании европейского опыта подачи может быть конкурентоспособной. У нас много соседей, к нам приезжают европейцы — и они хотят попробовать национальную кухню. И хотя в Беларуси, по сути, нет туризма, с теми небольшими группами гостей страны нужно работать. Мы живем в век информации: человек зашел, что-то попробовал, сфотографировал, выложил на Facebook — бац, о блюде узнали его друзья! Вот так как-то!
— А что тебя связывает с Америкой? Почему именно эта страна?
— Мы семья путешественников. Сначала поездили по Европе, пожили там. Потом муж получил докторскую степень по философии (дело в том, что за рубежом нет такого понятия, как «высший математик»), его пригласили на работу в Google. Так и получилось, что мы переехали в Силиконовую долину.
— Там, кстати, есть белорусские продукты?
— «Коммунарка» и «Спартак» есть, «Виталюр» видела. Но больше русских. Я покупаю там гречку и тульские пряники.
— Не устаешь кататься туда-сюда?
— Меня здесь держит докторская степень (как раз сейчас подаю документы на ее защиту) и занятость в проектах. Приятно быть одной из первых, кто начал говорить о кулинарии в целом и хороших рецептах в частности, но если говорят, что я «эксперт в мире еды и даже больше», то приходится много работать и путешествовать.
— Таша, ты ведь еще и журналист. Где-то училась?
— Нет, я ни одного дня не училась журналистике. Почему решила писать о еде: я знакомилась с огромным количеством информации, связанной с кулинарией, и поняла, что иногда есть проблемы с объяснением. Вроде бы и рецепт хороший, но написан он настолько сложно, что читаешь и не понимаешь о чем. И я решила что-то с этим делать. Сразу не очень хорошо получалось, потом все лучше и лучше…
— А когда, в таком случае, началось увлечение кулинарной тематикой?
— О четко выраженном увлечении можно говорить с переездом в Америку. В Силиконовой долине огромное количество магазинов с этнической едой — китайской, индийской, арабской, еврейской… И нужно выбирать! Ведь как ты сразу купишь что-то китайское или индийское? Или замороженное американское? То есть обо всем нужно было как-то узнавать. А еще в Силиконовой долине есть проблема занятости: кто-то постоянно работает в крупнейших корпорациях, а кто-то в это время сидит дома. Чем они занимаются? Находят себе хобби. А я не шью, не вяжу. Ну вот — я готовлю. (улыбается)
— Часто готовишь? И что именно?
— Да, часто. Я стандартно готовлю завтрак и полноценный ужин. Обед — это салаты, крайне редко сэндвичи. В основном салаты для ребенка, который приходит из школы. У меня есть принцип: я сама выбираю продукты и сама готовлю. 3 раза в неделю — суп. В Америке ведь вообще нет такого понятия. И у нас дома 2 дня в неделю вегетарианские.
— Какие блюда любишь больше всего?
— Мамин холодец, папину селедку «под шубой», салат «Оливье». Если готовлю я — ризотто, салаты, пирожные брауни, чизкейк и перевернутые пироги.
— Экспериментируешь на кухне?
— Конечно. Я очень люблю кулинарные книги. Иногда тебя на столько захватывает процесс, что ты пошел и начал готовить. Летом в Минске у меня была потрясающая история. В тот вечер я думала над одной проблемой, не связанной с кулинарией. Нервничала, и нужно было куда-то девать свою энергию — я отправилась готовить. И представь, в 4 утра я нахожу себя на кухне в компании 70 профитролей, 2 пирогов и множества маффинов! Нормально так ночь прошла! Ну, и пошла кормить бомжей, которые у нас под подъездом на лавочках сидят.
— Ох, рады они были! А обычному человеку для экспериментов на кухне много надо?
— Это все очень индивидуально. Но самое базовое, как это ни странно, — умение обрабатывать свежие фрукты и овощи, правильно варить яйцо и знать базовые сочетания специй — что можно добавлять к мясу или рыбе, а что нет.
— А что с яйцом? Первый раз слышу о такой проблеме.
— Это общенациональная беда: синяя линия в сваренном яйце между желтком и белком. Как от нее избавиться, подсказал повар Жак Пеппин, такой же известный во Франции, как для нас, наверное, Иосиф Кобзон или Юля Высоцкая (смеется). Нужно просто перед варкой сделать канцелярской скрепкой аккуратную маленькую дырочку — не важно, на заостренном или тупом конце яйца.
— Как ты относишься к вегетарианству?
— Точно так же, как к сыроедению, веганству — совершенно спокойно.
— Не видишь ли в нем угрозу определенной части кулинарного искусства?
— Абсолютно нет. Я с удовольствием читаю книги по сыроедению. У меня есть на основе его несколько своих авторских рецептов. У сыроедов можно найти замечательные коктейли на основе замороженных бананов, прекрасные сочетания овощей и фруктов. Вегетарианство — кладезь рецептов, также связанных с овощами и фруктами: с термической обработкой и без. Самый вкусный шоколадный пирог без яиц, 100 % вегетарианский, я пробовала в Сан-Франциско в очень строгом веганском ресторане. Не могу сказать, что я готова придерживаться такого типа питания каждый день, но раз в месяц — с удовольствием.
— Ты историк кулинарии. У нас этому где-то учат?
— В Беларуси, насколько я знаю, нет. Я учусь в Америке.
— Когда ты начала ее изучать?
— Дело в том, что когда ты читаешь английскую, например, рецензию на ресторан, это похоже на красивую историю, рассказ. У нас же это, мягко говоря, реклама или описание места общего пользования. А ведь ресторан — не туалет. Чтобы хорошо о нем написать, ты должен знать технологию приготовления, понимать историю блюда… А где взять знания? Этому нужно учиться, это и есть история кулинарии.
— Дай нам, пожалуйста, несколько практических советов о том, как выбирать продукты в белорусских реалиях.
— Во-первых, продукты должны быть свежими. Во-вторых, их должно быть немного. В условиях белорусской действительности неуместно покупать большие «порции», потому что у нас две беды — дороговизна продуктов и неумение их хранить. В-третьих, второе правило касается всего, даже замороженной рыбы. Лучше купить одну небольшую рыбину и посмотреть, как она себя ведет, как ты можешь ее жарить. Нет гарантии, что в следующий привоз она будет такой же, но если делаешь что-то новое, лучше начинать с небольших порций. И насчет навязшей темы дороговизны оливкового масла: нет, это не так дорого! Понятно, что не каждый может готовить на нем абсолютно все, но каждый может добавлять его в салат и т.п. То же самое — с коричневым сахаром. Белорусский хорош, но нужно знать маленький нюанс — при готовке его следует разводить в сиропах. Потому что с яйцом взбить его просто не получиться. Что еще сказать о продуктах… Мне нравится наша молочная продукция — она действительно высокого качества.
— Все успешные люди умеют и любят мечтать. А ты? У тебя есть заветная мечта или цель жизни?
— Умею! Хочу поехать на Северный полюс и в Индию, пройти обучение в буддисской кулинарной школе, издать сборник терапевтических сказок, на что я все никак не могу решиться. И поехать с мужем в большое кулинарное путешествие: взять длительный отпуск и посетить несколько стран, каждой уделяя по месяцу и изучая ее кухню.
Комментарии
CHEFS.BY
04 мая 2012 в 22:12
Чушь про чушь
АНЯ
28 апреля 2012 в 10:27
Если жарить по одной рыбе, чтобы понять, какая она, то боюсь, что семья меня не поймет...
Лучше напишите нам какой-нибудь рецептик с рыбой интересный
А статья классная!
ОЛЬГА
26 апреля 2012 в 09:54
Таша, а где у нас в Минске можно попробовать индийскую или китайскую еду? Желательно похожую на настоящую! :)
TALERKA.RU
24 апреля 2012 в 15:23
Чушь про серую линию. Просто варить надо не более 8 минут.