24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Экологическое против традиционного: белорусские фермеры рассказывают, чем органическая еда отличается от обыкновенной

Текст: Берекчиян Валерия, 31 марта 2016 6

Модное европейское гастрономическое течение organic food появилось и у нас: магазинов, предлагающих «экологически чистую» продукцию, становится все больше; заграничные упаковки с пометкой «bio» выглядывают с полок все чаще. Relax.by расспросил трех фермеров из разных областей и выяснил, чем экологическое лучше привычного магазинного, стоит ли за него переплачивать и как опознать его по внешним признакам.

В 2009 году Американское общество по вопросам питания (American Society for Nutrition), изучив 12 разных научных исследований, пришло к выводу: свидетельств благотворного влияния органической пищи на здоровье нет, как и подтверждений тому, что между органической пищей и произведенной традиционными методами есть разница в питательной ценности.

Однако экологически чистые продукты становятся все популярнее среди минчан: сейчас в столице работает больше десяти интернет-магазинов, предлагающих органическую и фермерскую еду. Мы пообщались с фермерами: заводчиком элитной баранины из «Дворянской усадьбы» Николаем, опытным птицеводом и основателем молодой фермы Виктором и владелицей овощного хозяйства «СидСад» Еленой. В теории нам помог сориентироваться владелец лавки фермерских и органических продуктов «Тук-тук. Латук!» Андрей Маранов:

— Формально и законодательно в Беларуси нет экологического фермерства, как нет и официально принятых обозначений и терминологии. Так что надписи «100% био» или «100% органик» на белорусские этикетки клеят недобросовестные продавцы. «Чистую» продукцию, которую предлагают наши фермеры, уместнее называть натуральной.

В ноябре 2015-го по вопросу экологического и органического фермерства в Беларуси проходило серьезное мероприятие с участием наших и зарубежных чиновников: тогда фермеры просили ввести хотя бы европейскую терминологию. За 2016-й год даже планировали вывести стандарты, которым должна соответствовать экологическая или биоеда. Пока все на стадии разработки, и в ближайшие 1,5-2 года мы вряд ли сдвинемся с мертвой точки.

В Беларуси органическая продукция только выходит на рынок. В частных хозяйствах преобладает еда, выращенная обычными сельскохозяйственными методами (натуральная). Химические добавки используют в основном промышленные гиганты.

Часть I: мясо

Натуральную баранину или говядину можно получить только от животного, которое кормили натуральными кормами без применения модификаторов, стимуляторов и регуляторов роста и антибиотиков. Овечке для нормального развития нужны лишь солома, вода и зерно.

Экологическое фермерство требует больших затрат. На химии животное растет, как на дрожжах. А вот чтобы вырастить мраморную говядину натуральной, потребуется вдвое больше времени и, соответственно, корма. На пальцах: на содержание и вскармливание «экологичного» барашка тратят 2 миллиона, потом продают за столько же, срабатывая в ноль. При участии химии экономят почти половину времени, зарабатывая 1 миллион сверху. Из таких затрат формируется завышенная цена на натуральные продукты.

По мнению Николая, в Беларуси легко наткнуться на фермеров-обманщиков: можно сказать клиенту, что ты — экофермер, а потом добавить в корм животного антибиотик, чтобы не болело и быстрее росло.

Вкус мяса зависит лишь от корма. Быку, которого растят в стойле, дают любую траву. А вот животное, которое пасется на лугу, ест только то, что ему нравится, — такое мясо будет вкуснее.

Другая опасность, считает Николай, угрожает потребителю, когда животное заболевает. Сперва его сажают на карантин и начинают лечить антибиотиками. Если удалось — возвращают в стойло и ждут убоя, если нет — нездоровое животное, напичканное антибиотиком (которое должно утилизироваться), отправляется на мясокомбинат, где его мясо перекручивают в колбасу.

Можно ли распознать натуральное мясо?

  • Визуальных различий нет: вы покупаете вслепую.
  • Вкус будет странным только в том случае, если совсем недавно применялся антибиотик, который допустимо использовать минимум за 2 недели до убоя.

Часть II: птица

Когда-то курица в Беларуси стоила дорого. В избытке ее стало в начале 90-х, тогда производство стало массовым.

Чаще, чем других животных, антибиотиками для роста пичкают курицу: с момента рождения и до самого убоя. Стоит заметить, что она не слишком подвержена болезням: по словам Виктора, из 30 птиц слабыми оказываются 1-2.

Натуральную курицу выращивают долго, а кормят тем же, чем питаются люди: хлебом, картошкой, зерном и зеленью. При таком питании она растет в 3-4 раза дольше, чем на птицефабрике: 2-месячная бройлерная курица весит 2,5-3 килограмма, натуральная — около 2 килограммов.

Можно ли распознать натуральную птицу?

  • Кожа на цыпленке-бройлере толстая, у натуральной курицы — почти просвечивается. Натуральная птица меньше бройлера в 2-3 раза и имеет желтоватый оттенок.
  • В сыром виде отличается по консистенции: натуральная гораздо тверже — такую непросто нарезать.
  • Особенно отличается натуральный бульон: он желтый без добавления приправы; в нем могут образовываться маленькие сгустки жира.

Часть III: овощи и зелень

Различия натуральных и химически выращенных растений (с использованием пестицидов, синтетических минеральных удобрений и пр.) в Европе исследуются активнее, рассказывает Елена. Велика разница в содержании аминокислот, витаминов и естественных природных антибиотиков, а также в количестве вредных веществ. Растения тоже можно вырастить быстрее, используя азотные химикаты. Вещества для растений к тому же остаются в воде и почве: плод не «съедает» всю химию; большая ее часть просто вымывается.

Экорастения защищают органическими препаратами: например, безвредными вытяжками из почвы, которые в Беларуси вполне доступны. По мнению Елены, химикаты на крупных производствах используют в основном потому, что лоббируют интересы крупных химических компаний: агрономы получают большие бонусы, регулярно закупая химию у одного поставщика. Например, голландские фирмы, продающие семена, предлагают целую схему для работы с химическими препаратами.

В Беларуси почти не занимаются анализом вредных веществ: это стоит серьезных денег. В лабораториях постсоветских стран так и не научились определять «химию» в составе продуктов: в спорных ситуациях (например, при прохождении фермерами сертификации) образцы отсылают на экспертизу в европейские лаборатории.

На всех вредных препаратах обычно указывается минимальный срок, который должен пройти с момента их использования до уборки урожая, только его никто не соблюдает: если зелень подверглась заболеванию, ее спешат обработать и срезать на продажу.

Заводчик овец Николай считает, что полностью чистый картофель выращивают только для себя: слишком это тяжело с учетом рыночной цены в 1 200 рублей за килограмм. Хозяйства и комбинаты, которые растят картофель для торговли, а также частные фермеры, готовые доставить мешок прямо к вам домой, не обходятся без химических добавок.

В белорусском климате вполне реально выращивать достойную продукцию, если не пытаться предоставить ассортимент, как в субтропиках: все ринулись за южными экзотами, а вместе с тем здесь хорошо растет множество интересных растений и овощей. Производство овощной органики — затратное занятие в силу невысокой урожайности. Однако Елена считает, что у органического фермерства есть будущее, раз его продукцией интересуются даже в кризис.

Можно ли распознать натуральные растения?

  • Визуальные различия условны. Органические овощи и фрукты зачастую выглядят нестандартно: не защищенные от внешнего воздействия, они могут иметь неидеальную форму; в яблоке может попасться червячок (что, кстати, можно считать признаком качества).
  • На вкус легко определить «химизированный» помидор: он безвкусный и водянистый. Цвет шкурки, размер белой серединки или форма косточки зависят только от сорта.
  • Различить натуральные и «напичканные» огурцы (которые, кстати, очень хорошо накапливают нитраты) и зелень невозможно вовсе: их вкус также зависит от разновидности.

Как рассказал Relax.by Андрей Маранов, недешевую натуральную продукцию в лавке «Тук-тук, Латук» покупают в основном люди с достатком выше среднего.

— Основная аудитория — покупатели в возрасте 25-45 лет. Обычно к нам приходят семьи с детьми, кормящие мамы (около 90% от всего клиентского потока) и люди, которые ведут здоровый образ жизни.

Популярность экопродукции возросла вместе с осведомленностью людей: на прилавках лежат продукты, напичканные химией, и они откровенно портят здоровье. Дети, мамы которых во время беременности употребляют много продуктов с химическими добавками, рискуют родиться с аллергией. Люди сталкиваются с угрозой все чаще и хотят ее либо побороть, либо предостеречь. Отчасти «органик фуд» — это модное течение. Люди слышат, видят, путешествуют и пробуют. А дальше — одни следуют моде, другие осознанно решают есть натуральную пищу.

Фото: по запросу google.com
Избавиться от похмелья: минские повара и бармен о самых эффективных средствах
Этот сайт использует cookies
Понятно