В туманную погоду классики рекомендуют сидеть у камина с бокалом вина. Говорят, это помогает при хандре и держит в тонусе. Relax.by ценит изысканность, а также не уступает соотечественникам в
У каждого свои предпочтения: кто-то платит за вино в магазине до 100 000, кто-то предпочитает ценник выше. Людям, которые хотя бы немного разбираются в вине и выбирают его на вечер для себя, а не на званый ужин или в подарок, я могу посоветовать смотреть на цены от 180 000 до 250 000 (от 9 до 12 евро).
Я не покупаю вино в гипермаркетах. В них зачастую наценка гораздо выше, чем в специализированных магазинах. Благо их в Минске уже хватает: есть «
Конечно, есть некие основы, которые можно посмотреть на этикетке. Например, наименование по происхождению, оно есть у Италии и Франции. У Италии высшая категория — это DOCG. Это подконтрольная государству организация, вроде нашего Госконтроля. Чтобы написать на бутылке эту аббревиатуру, нужно пройти множество инстанций, выполнять определенные условия по урожайности, по количеству производимого вина и так далее. И это дает некий гарант, что вино хорошего качества. Также в Италии есть такое понятие, как супертосканские вина. Это вина IGT, контролируются по географическому расположению, для них регламент не такой жесткий. И в наших магазинах стоят по 100-300 евро.
Сложно сказать, как выбирать вино по стране происхождения. Для того, чтобы в этом ориентироваться, надо следить за урожайностью, читать специальные журналы и знать, где в этом году было все отлично. В этом году вроде как все очень плохо было в Бордо, жарко, и только совсем недавно сняли урожай. Есть года очень удачные, но эти вина редко попадают на полки.
У всех разное понятие о сомелье. Для кого-то это человек, который встречает вас в ресторане и подбирает вино к еде, исходя из вашего благосостояния. Увидев, что вы можете купить вино за тысячу евро, он спускается в погреб, приносит бутылку, покрытую благородной пылью — вот классическое европейское понимание. Но есть еще эксперты по вину, дегустаторы и так далее.
Сочетания вин с блюдами зачастую складывались исторически. Например, возьмем Бордо. Маленький регион, который, производит много вин, и все они, в принципе, сочетаются с местной едой. Там часто кушают антрекот, устрицы и рыбу, потому что рядом море, большие пастбища и очень развито сельское хозяйство. Сочетание может быть и с соусом, который готовят к блюду. Вином ты можешь усилить вкус, успокоить его или сохранить все в балансе.
Красное — к мясу, белое — к рыбе? Это не всегда верно. Например, есть рыба, с которой пьют красное вино, и есть мясо, с которым пьют белое. Нужно помнить, что у всех людей свои предпочтения и вкусы, что-то навязывать не стоит. Может, кому-то нравится красное вино с сыром с голубой плесенью, хотя по всем канонам сочетать их нельзя. Но если кто-то любит, зачем его отучать?
В мире, допустим, сейчас есть тренд сочетать паназиатскую кухню с великими бордоскими винами, бургундскими, итальянскими и др. В паназиатской кухне готовят в основном свежие продукты в воке (они проходят небольшую термическую обработку), добавляют интересные соусы на основе тайских, китайских, японских и иных традиций. Блюда получаются пряными, в меру острыми и отлично играют с такими винами, как Шабли, с новозеландскими Совиньон Бланами. Красные вина — с говядиной терияки. Появляются какие-то новые сумасшедшие сочетания, и в этом есть смысл.
Не знаю, как в других заведениях Минска, но у нас все направлено на общение. Наши бармены, подавая меню, сразу предлагают свою помощь в выборе вина, потому что для многих меню — это набор букв.
Многие заведения продают вина не по справедливым ценам. Рестораторы думают, что, просто открыв бутылку и разлив ее в какие-то бокалы (не важно, подходят ли они), ее уже можно продавать втридорога. Поэтому в Минске до сих пор в меню встречается вино, которое стоит 10 евро, а продается за 40 евро. Это ужасно. Но при этом с открытием нашего бара или «Svobody, 4» (раньше еще работал «У бар» с хорошими ценами), в окружающих заведениях винные карты изменились очень сильно. У многих они стали дешевле. Теперь возможность выпить вина в баре становится все более доступной. Да, оно чуть-чуть дороже, чем в магазине, но надо учитывать специфику, арендную плату и так далее.
Любой ресторатор, который ставит у себя в заведении винную карту, должен хоть что-то понимать в напитке. И, естественно, продавать людям честные вина по честным ценам.
Чтобы разбираться, нужно читать литературу и постоянно пробовать. Кстати, мы запускаем по четвергам образовательные ужины. Будем в свободном стиле рассказывать о вине, о составляющих его вкуса, о том, как его дегустировать, как понимать. В продолжение будут курсы по сортам винограда.
Сейчас, пока государство еще сдерживает поставщиков в увеличении цен, можно найти много вин за 10 евро. В специализированных магазинах отличный выбор. Например, есть отличный новозеландский Совиньон Блан Mud House. Я бы предложил всем, кто имеет такую возможность, запасаться им в этом году, потому что в следующем году у нас в стране новозеландских вин, скорее всего, не будет. У них был провальный сезон: ураганы, наводнения, жара и как следствие — маленький урожай. Значит, в следующем году их вина будут стоить в три-четыре раза дороже.
С момента открытия заведения (месяца три назад) я не покупал вино в магазинах и не знаю, сколько там стоит хорошее. Все вино я пью здесь. Но могу рассказать, как мы выбираем сорта для бара, на какую цену рассчитываем и чем руководствуемся.
Одно время мы пытались найти самый дешевый продукт, чтобы максимально большое количество людей могло его себе позволить. Брали самые дешевые позиции исходя из того, что пусть это не самое интересное, но — вино. Охлаждали его до правильной температуры, откупоривали, пробовали – и понимали, что мы не можем это предлагать.
В нашей карте есть вино, которое стоит 45 000 за бокал. Как мне кажется, в наших реалиях это более чем приемлемая цена для вина в заведении, дешевле просто некуда. Потому что в цену вина в заведении закладывается и работа официанта, и работа, например, вентиляции, и каждый третий бокал, который разобьют, и многое другое. Я не назову среднюю наценку по городу, это каждый сам решает. У нас так: мы ищем самое адекватное соотношение цена-качество, потому что кошельки у людей не бездонные, и в то же время вино приходит в страну уже дорогим. Мы не пытаемся сделать огромную наценку, а потом смотреть, как это пойдет людям. Нельзя брать за то, что в принципе не является дорогим продуктом, большую сумму.
Дешевые вина в меню нужны для того, чтобы человек мог с чего-то начать. Если у него в кармане 45 000, я должен дать ему возможность пить хотя бы это вино, слушать музыку с винила, общаться с нашими барменами и, возможно, в следующий раз открыть для себя что-то интереснее.
С момента открытия я мечтаю добиться того, что мы будем предлагать людям по 50 гр хорошего вина. Просто для того, чтобы они его попробовали, прочувствовали, развивались в своем вкусе. Но пока, к сожалению, вечером приходят не дегустировать, а отдыхать, а для этого 50-ти грамм не хватит.
Для своей карты мы стараемся забрать те основные сорта, которые должны быть в принципе — это все Совиньоны, Шардоне, стандартные красные сорта. Потом ищем местные сорта. Та же Италия предлагает много местных автохтонных сортов, которые будут адекватны по цене.
В винах Старого света и Нового света — свои вкусовые особенности и стоимость. Например, в Чили вино выпускается в больших объемах, там дешевле рабочая сила, дешевле аренда земли, ниже налоги. Когда люди спрашивают, что взять из недорогого, я советую местное итальянское вино, а если они хотят еще дешевле — предлагаю чилийское. Поэтому заказывая вино в заведении или покупая его в магазине, стоит понимать, что бутылка чилийского не должна быть в три раза дороже Бордо, а Франция очень вкусной и одновременно недорогой не может быть априори.
Италия — довольно простая страна в плане отношения к вину. Итальянцы очень любят есть, и им нужно много вина, чтобы запивать блюда. Поэтому, если не трогать максимально дешевый сегмент, а просто выбирать недорогие, я всегда советую местные итальянские вина. Они понятные, вкусные, солнечные, сладкие (не по количеству сахара, а по общему ощущению), их приятно пить, в них будет характер.
Открывая винную карту, не стоит сразу «прыгать вверх». Если вы возьмете бутылку дорогого вина, не являясь при этом тонким любителем, — это будет бессмысленно. Это как пойти в аспирантуру после десятого класса. Должна же быть какая-то база, на которой вы строите дальше свое обучение. Вино — это то же обучение. Поэтому я бы советовал людям идти от недорогих позиций, чтобы понимать разницу между ними. Взять дешевое Чили, потом местную Италию, потом дорогую Францию — и сравнить. Стоит помнить, что вкус вина и его сочетаемость с блюдом бывают субъективными. Для меня, например, стало безумно интересным сочетание креветок с рислингом Prinz Von Preussen: это искристое вино обволакивало вкус креветок и забирало всю остроту от соуса. Но то, что нравится мне, другому может показаться странным. У нас так часто бывает: мы открываем на пробу новую бутылку, я высказываю мнение, что для меня вино ровное, мягкое, не сильно спиртуозное, свежее, что я бы предлагал его с нетяжелыми сырами. В то же время мой коллега говорит, что чувствует спирт, что оно для него кислотное и он бы его не брал вообще. По факту — два противоположных мнения. Все субъективно.
Если вы ищете недорогое вино, берите моносортовое. Вы будете знать, что от него ожидать. Дешевый Карменер все равно будет Карменером. То же самое с Каберне, Совиньон, Шардоне. Если вы будете брать дешевый купаж — вы просто потеряетесь и не будете понимать в принципе, что пьете.
И последнее — да, за 180 000 можно найти бутылку вина, которое будет приятно пить.
Винные магазины Минска в нашем каталоге:
Магазин премиум алкоголя «Vino&Vino premium alcohol (Вино&Вино)»
Сеть магазинов «Штопор»
Магазин «Garsia (Гарсия)»