Минчане стесняются забирать недоеденное в ресторане домой в контейнерах, а зря: это нормальная европейская практика. Санитарные же нормы и правила ваш недоеденный стейк строго предписывают утилизировать. О том, что происходит на самом деле, нам рассказали сотрудники общепита. Большинство — на условиях анонимности.
Официанты
Ольга, бывшая официантка McDonald’s
— В
Анастасия, бывшая официантка элитного ресторана
— Некоторое время я работала в банкетном зале элитного минского ресторана, где приходилось обслуживать до 300 человек в день. Забирать оставшуюся после мероприятия еду официантам строго запрещалось, кормить ею бездомных животных — тоже. Все остатки мы расфасовывали по пластиковым контейнерам — мясное к мясному, рыба к рыбе, сыры к сырам — и отдавали гостям. Остальное сразу утилизировалось.
Марина, бывшая официантка «Кальянной № 1»
— По правилам все остатки еды нужно было выкидывать в специальный контейнер на заднем дворе, а затем утилизировать. Продукты, у которых заканчивался срок годности, списывали, а затем выбрасывали. Еды на тарелках гостей оставалось немного, потому что наши повара всегда готовили хорошо.
Вообще у нас был дружный коллектив и мы всегда придумывали, что делать с тем же мясом, которое не доели. Не пропадать же ему, когда вокруг столько голодающих! Так, одним летом возле кальянной поселились котята, и мы каждую смену носили им еду и молоко. Потом, к сожалению, перестали, потому что некоторые представители руководства не очень это приветствовали.
Антон, бывший официант бистро
— Некоторые остатки еды — обычно хлеб, овощи, соусы — отдавали посудомойкам, а они уже находили им применение.
Отходы, которые никак нельзя было использовать, выкидывали на помойку рядом с кафе. Пищевых и бытовых контейнеров у нас не было — все выбрасывали вперемешку, хотя по правилам мусор нужно сортировать, чтобы потом его можно было легко переработать.
Карина, бывшая официантка крупной сети кафе
— Все остатки еды выбрасывались на помойку. У испорченных продуктов тоже был один путь — в мусорку.
Ну а вообще, если наши клиенты не доедали что-то, они часто забирали это с собой. Был случай, когда мужчина попросил перелить пиво обратно в бутылку и мы пошли ему навстречу. Ну а что оставалось делать?
Администраторы и управляющие
— Существуют стандартные требования для кафе и ресторанов по утилизации пищевых отходов, утвержденные санэпидемстанцией Республики Беларусь. Еду, которая осталась на тарелке посетителя, нужно собрать в мусорные мешки и поместить в специально выделенные для этих целей охлаждаемые камеры. Там они хранятся не более 24 часов, а потом их забирают люди из утилизационной организации.
Подкармливать нуждающихся нельзя, а вот отвозить пищевые отходы в цирк, зоопарк или питомник никто не запрещает. Только сперва следует заключить договор с принимаемой стороной, получить заключение от главного ветеринарного врача о годности и правильной переработке пищевых отходов и организовать специальный транспорт для перевозки. Если у кого-то есть желание помогать животным таким образом, пожалуйста!
Кирилл, управляющий кафе европейской кухни
— У нас с этим просто: если какую-то еду клиенты не доедают, то персонал спокойно забирает ее с собой. Но даже если на тарелке что-то и остается, отдать это на благотворительность мы не можем. Мы же не знаем, чья эта еда. Это элементарная санитарная норма: любой гость может являться разносчиком инфекции, и, разумеется, отдавать такую пищу даже бездомным неправильно. Да и нельзя по закону.
Елена, сотрудник кондитерской
— Разница в том, что в булочной или кондитерской просто нет предварительного заказа. Практически всю выпечку и десерты готовят утром и до вечера продают. Но расчет не всегда точный. Конечно, остатки есть. Как бы жалко ни было, приходится выбрасывать. Хотя мне это кажется кощунственным: когда многие люди с небольшими зарплатами не могут позволить себе десерт за 70 000 рублей, мы его просто выбрасываем на помойку, хотя в принципе для употребления он еще пригоден.
Как у соседей
Роман, шеф-повар московского ресторана
— Не раз слышал, что бизнес-ланч в кафе и ресторанах готовят из того, что остается со вчерашнего дня. А иногда и вообще из продуктов с истекшим сроком годности. Конечно, это просто мифы. Идеальная кухня работает так, что после обеда не остается вообще ничего. Собственно, в том и мастерство шеф-повара: он должен не только круто готовить, но и грамотно рассчитывать количество продуктов. Раз уж после обеда остаются горячие блюда или супы, их доедает персонал. Хотя с экономической точки зрения это неправильно.
Еще один миф говорит, что персонал забирает списанные продукты домой. Тоже странно об этом слышать, потому что в большинстве приличных ресторанов Москвы сумки персонала проверяет охрана. Унести с собой лосося или устриц не получится. А если приходишь со своей едой, то охранник должен ее промаркировать.
Наталья, управляющая коктейльным баром
— На самом деле продукты идут в утиль редко. Все закупается в таком количестве, чтобы на складе большие запасы не хранились. В каждой приличной сети ресторанов или баров должен работать отдел или хотя бы специалист по логистике, который смог бы грамотно продумывать все нюансы. Выбрасывать или доедать за клиентом еду — это просто нецелесообразно. Зачем тогда такой бар или ресторан?
Для примера: если свежие овощи к нам привозят ежедневно, то их мы заказываем максимально на два дня. Но все равно продукты периодически остаются в небольшом количестве. Тогда, как и любой другой мусор, мы их просто выбрасываем.
Как по законодательству
Санитарные нормы Беларуси предписывают собирать остатки с тарелок в специальный контейнер, а затем утилизировать. Так что чей-то торт или стейк не попадут в тарелку другого клиента. Передавать их нуждающимся или благотворительным фондам запрещено.
Также в санитарных нормах прописано, что блюда должны готовиться по мере спроса и реализации. В виде заготовок можно держать, например, салаты, но без заправок и соусов. Салат хранится не более шести часов, отварное мясо, птица и бульон — не дольше часа.
За продукты с истекшим сроком годности заведение ожидает внушительный штраф и/или закрытие. Оставлять на следующий день те же салаты, паштеты или заливные блюда нельзя. Любые супы, которые не были проданы, должны выливаться. Молочные изделия, блюда из мяса, соусы, омлеты, пюре и напитки собственного производства тоже нельзя оставить на завтра.
Оградить себя от несвежих продуктов: 8 советов от минских официантов
- Не ссорьтесь с официантом. Ну как можно грубить и придираться к человеку, который имеет доступ к вашей еде?
- Бизнес-ланч может оказаться сомнительным заказом. Пообедать на 30–40 тысяч даже в столовой не всегда удастся. Поэтому странно рассчитывать на качественный обед в кафе за такую сумму, поверьте.
- С тех пор как работаю в общепите, если иду в кафе, всегда заказываю цельный кусок мяса. Алкоголь и напитки прошу принести в бутылке и открыть при мне. Лед отдельно. Я это не зря делаю, вы же понимаете.
- Красивые описания в меню тоже творчество. Пробуйте разглядеть за витиеватыми прилагательными и изысканными словами реальное блюдо. «Нежная сельдь с ароматными прованскими травами и молодым картофелем, выращенным на юге», — это селедка с картошкой с рынка. Наверняка.
- Не везде стоит верить рекомендациям официантов. Например, если у ресторана договор с поставщиками какой-то марки вина, они могут оговорить бонусы в случае продажи определенного количества этого вина. Угадайте, какой напиток мы будем рекомендовать?
- Постоянный клиент, который никогда не оставляет чаевых, любимым быть не может. Пусть он будет хоть самым замечательным человеком!
- Не везде картинка в меню соответствует тому, что вам приносят. Это объясняется тем, что сменился повар или человек, который сервировал блюдо, и внес свой авторский штрих.
- Я бы не стала заказывать, например, в мексиканском ресторане блюда китайской кухни, а в пельменной не позарилась бы на суши. Повар просто не может уметь готовить абсолютно все. Соответственно, больше шансов нарваться на некачественный продукт или на привезенный непонятно откуда полуфабрикат.
Фото: google.com