4 февраля состоялся вебинар с дискуссией «Цифровизация ресторанного бизнеса. Тренды 2021». Опытом обменялись эксперты из двух стран — Беларуси и Украины. Участники вебинара узнали, как цифровизация и реорганизация ресторана в 2020 помогли пережить пандемию и какие тренды мы забираем с собой в 2021.
Ресторанный бизнес особенно сильно пострадал от пандемии. Часть заведений не выстояла и закрылась, но при этом другие гибко среагировали на изменения и увеличили выручку в этот непростой период. Как им это удалось? Своим опытом и кейсами поделились Ольга Иванова, маркетолог киевского ресторана MARIO, и Анастасия Гринкевич, управляющая минского кафе «Балкон».
Маркетинговые находки
Ольга Иванова рассказала о том, как ей удалось расширить аудиторию консервативной киевской кондитерской и запустить продажи выпечки по всей Украине:
— В начале прошлого года я работала с сетью бутик-кондитерских, которые на рынке очень давно и хорошо знакомы людям старшего поколения, но не слишком интересны молодежи. Целью было увеличить продажи и привлечь новую аудиторию.
В качестве отправной точки я взяла Пасху: у этой сети кондитерских традиционно вкусная пасхальная выпечка, которую все знают и любят. Я придумала отправлять куличи по всей Украине почтой. Мы запустили рекламную кампанию в фейсбуке и инстаграме с бюджетом 200 долларов. Продажи шли очень активно, производство работало 24/7. Мы отправляли заказы не только почтой, но и продавали навынос в пункте выдачи, который работал во время карантина, — туда выстраивались большие очереди. Средний чек составил 87 долларов, и в итоге мы заработали более 1 млн гривен.
Анастасия Гринкевич рассказала, как кафе «Балкон» переориентировалось на другие форматы работы во время пандемии:
— С началом пандемии мы сосредоточились на онлайн-проектах, стали активно развивать доставку и заказы навынос, рассылали предложения для крупных компаний. Запустили рекламу в социальных сетях, настроили таргет. Наши сотрудники рассказывали гостям, что у нас есть сайт с возможностью онлайн-оплаты, заказы навынос со скидкой. Доставку переводили в бесконтактную.
Также разрабатывали спецпредложения для посетителей. Например, формировали выгодный для гостя пакет на доставку или навынос, что помогло нам увеличить количество заказов. К ним добавляли купоны, чтобы удержать гостей: при следующем заказе они получали бонус, при повторной доставке — еще один купон сроком действия 2 недели. Эти инструменты тоже неплохо сработали.
Работа с командой
Главный совет, который Ольга Иванова дала владельцам ресторана, — это прислушиваться к своим специалистам, не навязывать жестких директивных решений. Так, грамотная командная работа помогла ресторану MARIO сохранить весь штат заведения и даже набрать новых сотрудников.
Анастасия еще в 2019 году сделала упор на тимбилдинг и сплочение команды: появились совместные спортивные активности, изучение иностранного языка, неформальные встречи. Такой подход дал максимально положительный эффект в пандемию — к тяжелым временам сотрудники были сплочены и настроены на преодоление трудностей.
— Важно жить в одном ритме, быть на одной волне, иметь общие ценности с командой, потому что без них работа не имеет смысла. В пандемию не увольняли людей — сократили время работы, кого-то переквалифицировали. Вместе понимали: чтобы существовать и работать эффективно, мало уметь что-то одно. Поэтому ребята оперативно доучивались на бармена, курьера. Острых моментов не было, все подстраивались и искали выход из ситуации. Если заботишься о сотрудниках, то они позаботятся о твоем бизнесе и о тебе, — рассказала Анастасия Гринкевич.
Как изменилось поведение потребителей
Одним из решений, к которым подтолкнула ресторанный бизнес пандемия, стало QR-меню.
— В 2020 году мы ввели в ресторане QR-меню, — говорит Ольга Иванова. — Некоторое время гости по инерции требовали печатное, но сейчас уже распробовали и пришли к онлайн-версии.
Также Ольга отмечает, что люди устали от карантина, хотят веселиться, поэтому на отдых в ресторане есть устойчивый спрос.
В кафе «Балкон» в прошлом году тоже ввели QR-меню и ожидали, что гости будут активно его использовать, так как оно более гигиеничное и удобное. Однако, по наблюдениям Анастасии Гринкевич, гости все еще часто просят бумажное. В целом реакция на нововведение положительная — нужно еще немного времени, чтобы люди перестроили свои старые привычки.
— Из других особенностей поведения могу отметить, что гости стали требовательнее, уделяют больше внимания выбору блюд: следят за правильным питанием, ищут здоровые продукты, — рассказала Анастасия.
Еще один интересный аспект, который обсудили участницы, — это личный бренд и его роль в продвижении ресторана. Что думают эксперты по этому поводу, можно узнать из записи вебинара. Резюмируя встречу, Ольга и Анастасия выделили тренды, которые будут актуальны в 2021 году:
- Дальнейшая диджитализация.
- Работа с командой: выстраивание открытой коммуникации, разбор ошибок.
- Работа с гостями в новом режиме онлайн: живое общение в соцсетях, дистанционное транслирование ценностей (через удобство меню, упаковку и т.д.), немедленная реакция на отзывы.
- Поток новых идей, поиск маркетинговых инструментов и их быстрое тестирование в работе.
Организатор: портал Relax.by
Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!