Он точно знает, с чего начать «погружаться» в классику: Бетховен драматичен и подойдет для дальней дороги, кроссоверы — магия, которая превращает простые гармонии в сложные, а запись никогда не сможет заменить живое исполнение симфонического оркестра.
Поговорили с Ростиславом Кримером о том, зачем нам классика, кто ее слушает и как научиться эту музыку понимать. В конце статьи — небольшой подарок от маэстро.
Зачем нам слушать классическую музыку?
— Классику, как и любую музыку, нужно слушать для удовольствия. Но не только. Мы ведь не все книги читаем удовольствия ради, верно? А музыка — это бесконечная книга, где не нужно ничего читать. Нужно лишь открыть свои душу и сердце. Если вы на эмоциональном уровне почувствуете музыку, может быть, даже не понимая до конца задумки автора (это вовсе не важно), значит, это идет вам на пользу. Я думаю, что музыка, как и вера в Бога, способна дать человеку самое главное — очищение.
Мне бы хотелось, чтобы слушатель просто искренне наслаждался классической музыкой, потому что мы играем не для профессионалов, а именно для вас, наши дорогие слушатели. Я убежден: хорошее исполнение не сможет никого оставить равнодушным. Главное — в первый раз прийти по правильному адресу. И я от всего сердца заверяю вас, что XIV Международный фестиваль Юрия Башмета, который пройдет с 27 сентября по 12 октября, — это тот самый правильный адрес.
С какого возраста начинать слушать
классическую музыку?
— Я рекомендую начинать слушать классику еще до рождения. Абсолютный факт, подтвержденный сотнями исследований: для гармоничного развития личности просто необходима классическая музыка. Она плодотворно влияет на развитие мозга ребенка на поздних сроках беременности и в первые два года жизни.
Вы знали, что ребенок, находясь в животе у мамы, запоминает музыку, которую слышит, и способен узнать ее, когда родится?
В рамках фестиваля Юрия Башмета есть традиционный концерт для младенцев и беременных женщин «Музыка твоего сердца». В этом году он пройдет 4 октября в концертном зале «Верхний город». Это специальный проект для беременных, молодых мам и детей, где мы знакомим самых юных слушателей с классикой в адаптированном для этого возраста формате. Чтобы дети и мамы могли чувствовать себя комфортно, создаем удобное пространство для игры, общения и приятного времяпрепровождения. Каждый раз атмосфера на этих концертах совершенно особенная.
Существует миф, что классическая музыка — это скучно. Как его развеять?
— Это совершенно не так. Я повторю пример про книгу: необязательно читать «Войну и мир» в три года. То есть не нужно сразу начинать знакомство с классикой с Шенберга. Есть Моцарт, Бетховен, Чайковский. Музыка должна трогать сердце.
У меня есть знакомые, которые говорили, будто классика — это не для них. А теперь они владельцы коллекции в тысячи дисков. Классика во всех ее проявлениях всегда останется классикой, и именно потому она живет веками, ее слушают не миллионы, а миллиарды человек. Скульптуры и живопись, памятники архитектуры, которые мы посещаем в путешествиях, и даже классический костюм — согласитесь, что шорты удобны очень и могут быть модными, но все-таки костюм и платье — совсем другое дело. Так и поп-музыка в сравнении с классикой.
Из моих наблюдений: чем более образованным человек становится в жизни, тем больше он находит себя сначала в джазе, а потом переходит на классику. Ведь искусство — это совершенное чудо, которое Бог подарил человечеству.
Становится ли моложе аудитория, которая слушает классическую музыку?
— Во всем мире удивляются нашему феномену в этом смысле. Дело в том, что во многих странах аудитория становится все старше и старше. Когда мы начинали фестиваль Юрия Башмета, средний возраст гостей был примерно 60 лет. Именно тогда я сказал себе, что нужно искать новые подходы, и мы стали одними из первых на территории стран СНГ, кто начал делать кроссовер-проекты. Классика и… рок, джаз, фолк, цирк, поэзия, поп, живопись, «4 измерения искусства» и многое другое. Мы каждый год изобретаем что-то новое в надежде привлечь умных, целеустремленных молодых ребят.
И этот год не исключение. Очень рекомендую прийти на проект «Ожившая симфония», аналогов которому не было и нет. Вас ждет голографическое шоу под живую музыку оркестра. Изображения будут появляться не на экране, а на… Впрочем, нет, придите и сами посмотрите 9 октября в 19:00.
Таким образом, сегодня средний возраст нашей аудитории — 30-35 лет. За 14 лет помолодеть на 30 лет — это неплохо, согласитесь?
С чего начать «погружаться» в классику?
— Здесь нет какого-то универсального рецепта, но дать рекомендации можно. Начните слушать самые известные произведения. Например, «40 симфония Моцарта». Но советую тогда сразу в исполнении Николауса Орнонкура. Все слышали «Времена года» Вивальди, «Лунную сонату» Бетховена, «Лебединое озеро» Чайковского.
«Лунная соната» вообще стала музыкальной «попсой», и сегодня я чаще слышу такого рода произведения из мобильных телефонов, нежели из акустических аппаратов.
Важно не столько, что вы слушаете, а кого и как. Рекомендую как-нибудь послушать не только первую часть «Лунной сонаты», а один раз всю ее целиком. И тогда вы поймете, о чем я говорю.
Какую музыку включать для работы, а какую — для отдыха?
— Мне очень интересна музыкальная волна, зародившаяся в ХХ веке: Шостакович, Вайнберг, Прокофьев. Но они заставляют тебя концентрироваться только на музыке.
Рахманинов, Шопен — очень удобные и понятные композиторы. Под эту музыку хорошо думать, решать сложные задачи.
Для атмосферности я бы включил кого-то из музыкальных импрессионистов. Например, Клода Дебюсси или Мориса Равеля. Непревзойденный симфонист и гений — Густав Малер.
Моцарт — хорош для любого случая. А вот Бетховен — драматичен и прекрасен, его стоит слушать в дороге.
Кто-то советует начать «погружение» в классику с произведений Баха, Моцарта и Бетховена.
Так ли это?
— Скорее, да, чем нет. Но это необязательно. Вспомните, как вы пришли к року. Все друзья слушали? Но кто-то первый вам рассказал, на что обратить внимание. Думаю, если есть такая возможность, найдите в своем окружении того, кому классика небезразлична. И пусть он вместе с вами что-то послушает, расскажет, на что обратить внимание, почему это так здорово.
Погружение в классику можно начать и от обратного, спускаясь все глубже в историю. Вот любите вы рок, например, но ведь и к нему как-то люди пришли. А что было до? Интересно! Вот так, углубляясь в историю, цепляясь за ниточки, можно начать разматывать этот клубок. С помощью хронологического, классического метода знания будут структурированы. Но для того, чтобы так глубоко погружаться, нужно затратить достаточно много времени. На самом деле не так уж и много. Просто так даже легче «нащупать», что вас сегодня не оставляет равнодушным, а затем углубиться в тему. Однажды вам станет интересно узнать, как жил композитор, почему он написал это произведение и что он с помощью него хотел сказать.
Классика в обработке: это хорошо или плохо?
— Во-первых, обработка и кроссовер — это разные вещи. Я за кроссовер и не совсем «за» дешевые «попсовые» обработки для супермаркетов. Тут нужно, скорее, говорить о том, нравится или не нравится.
Безусловно, известные песни обретают новое прочтение, когда звучат в сопровождении симфонического оркестра. Мне очень нравятся такие эксперименты, ведь можно наблюдать за этой магией музыки: когда абсолютно простые мотивы, гармонии превращаются в сложные, интересные перевоплощения прямо на глазах. Именно поэтому я придумал и предложил такой проект Святославу Вакарчуку и группе «Океан Эльзи», и, думаю, с роком мы были если не первые, то одни из первых в СНГ. А потом всем понравилась эта идея, и она пошла, в хорошем смысле, в тираж. Вообще, многое из того, что мы делаем первыми, копируется. А это хороший показатель.
В этом году у нас будет продолжение феноменального проекта «Ночь классики в метро», но в дополненном формате. Что это будет, вы скоро увидите.
Каковы преимущества классики в живом исполнении?
— А что лучше — AC/DC вживую или в записи? Конечно, вживую драйв несравненно выше! Ведь музыка рождается прямо при вас. Это же невероятные ощущения.
Мы же «под фонограмму» не играем. Я вообще считаю, что концерт, где артист не играет вживую, не имеет права, с точки зрения искусства, на свое существование. Ни Элтон Джон, которого мы дважды приглашали в Минск, никто из великих себе такого не позволяет никогда. Однажды я видел известного «короля эстрады», играющего на рояле под фонограмму. Не буду называть фамилии, но это глупо, потому что исчезает самое главное.
Если слушать запись дома, то каков должен быть антураж?
— Конечно, в идеале устроить себе максимально комфортную атмосферу для прослушивания музыки. Окружить себя всем тем, что вы любите и что создает уют. Для меня это бокал хорошего вина и тепло дома.
Что слушает Ростислав Кример…
- В машине
— В машине я слушаю классическую музыку, конечно же. У меня лежат несколько дисков моего коллеги и друга — гениального и легендарного пианиста Пауля Бадуры-Шкоды. Также оркестровая музыка — симфонии Бетховена, например. Уверен: тот, кто начнет слушать классику в машине, уже не сможет от нее отказаться. Конечно, очень глубокие и слишком драматичные произведения, наверное, лучше оставить, чтобы не отвлекаться от дороги. Но такая классическая музыка, как Бетховен, однозначно тонизирует.
- Фоном
— Откровенно говоря, в качестве фона я люблю тишину. Тишина — это тоже музыка.
- Чтобы расслабиться
— Арета Франклин, Сезария Эвора, Рэй Чарльз, Диана Шур и т. д.
- Чтобы вспомнить хорошее и помечтать
— Помечтать — это же всегда о чуде, о самом дорогом, о вдохновении и об очищении. В музыке множество невероятных, просто чудесных творений.
— Если позволите, хочу предложить вашему вниманию вот что. Но только с одним условием, что сделаете в точности так, как я попрошу. Ну, или хотя бы представьте, что так сделали, используя все свое воображение. И только тогда включите эту музыку. А потом я бы хотел услышать ваши ощущения. Это отнимет всего 11 минут и будет моим музыкальным подарком вам.
Слушать нужно в колонках либо в наушниках. Не с компьютера или ноутбука.
Там, где вы сейчас находитесь, должна быть полная тишина, а также темно либо почти темно. Но и этого недостаточно. Закройте глаза и подумайте о самом хорошем и светлом на земле. Например, о том, как вы в первый раз увидели лицо своей мамы. Готовы?
Включайте.
Фестиваль Юрия Башмета откроется 27 сентября в 20:00 в Большом зале
Дворца Республики.
Минск впервые в полном составе посетит Лондонский Королевский филармонический оркестр. Его звездный состав — это 80 уникальных музыкантов, которые для участия в фестивале специально прилетят на один день в столицу Беларуси на чартерном рейсе.
Все подробности — на официальном сайте фестиваля.
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат!