Более 80 процентов информации мы получаем при помощи глаз. При этом никто из нас не представляет, как контролировать этот процесс и фильтровать визуальный поток. А ведь основываясь на полученных сведениях, иногда неосознанно, мы принимаем те или иные решения. И одно дело, когда речь идет о личных намерениях, совсем другое, когда от ваших действий зависит будущее проекта или дальнейшее развитие бизнеса.
Эксперт в области визуализации данных и тренер Образовательного центра ПВТ Алексей Шинкаренко рассказал, почему сегодня всем специалистам нужно наравне с английским учить визуальный язык, и объяснил, в каких случаях данные будут играть на вашей стороне.
Даже если факты правдивые, подать их можно под любым соусом
— Больше десяти лет я занимался исследованием фотографии. И с каждым годом мне становилось все более и более ясно, что фотография и данные — предметы с одними и теми же свойствами. Когда мы говорим про визуализацию данных, то, по сути, подразумеваем фотографию. На данные можно посмотреть так же избирательно, как с помощью рамки видоискателя на мир. При этом нам нужно «сфотографировать» какую-то точку зрения. Парадоксально, но факт: данные без точки зрения не существуют. Мы их можем увидеть, понять только в интерпретируемом варианте.
Когда мы говорим о том, что человек сегодня потребляет глазами преобладающее количество информации, то подразумеваем, что большая ее часть «попадает» к нам автоматически. Мы не контролируем этот процесс. Да и логичный вопрос: кто вообще об этом думает, ведь смотреть — это естественно?
То же самое происходит с той визуальностью, на основе которой мы принимаем решения. Даже если у нас есть «правдивые» факты, интерпретировать их можно по-разному и сделать с ними можно тоже все, что угодно. Очень легко ввести в заблуждение данными, просто подав их под разными соусами. Я давно начал собирать примеры, как с помощью данных принимались неверные решения. Их оказалось очень много! У любого человека спроси, и каждый приведет не один подобный случай, исходя из собственного опыта.
Во многих компаниях работают по принципу: «Главное, чтобы мне не прилетело»
— Все знают, как можно с помощью данных привести к ошибке, манипулировать решением, повернуть ситуацию со статистикой, — рассказывает Алексей. — Более того, именно это сегодня в компаниях и происходит. Почему? Человек, если он находится на низком уровне и ему приходится формировать отчет для принятия решений на очень высоком уровне, боится взять на себя ответственность за ошибку интерпретации.
И что он делает? Вместо того чтобы анализировать данные, он анализирует ожидания. Он боится не оправдать ожидания вышестоящих руководителей, потому что если не попадет в их представления, то будет нести ответственность — неважно, совершил он ошибку или нет. И так происходит в большинстве компаний. Эта особенность — то, что человек не всегда рационален в своих поступках — давно и хорошо описана в поведенческой экономике. Например, как «ошибка хиндсайта» — суждение задним числом.
Человек предпочитает замечать искажение суждения у других, но не у себя. В аналитике очень важно понимать, когда из рационального происходит переход в иррациональное и эмоциональное — вместо того, чтобы приближаться к некой достоверности данных, не приближаться к подтверждению запроса (confirmation bias — определение этого явления).
Ошибки будут всегда, но можно научиться их распознавать
— Большая часть аналитики в компаниях — аналитика подтверждений желаемых результатов или ожиданий. И все стараются это делать. Возможных интерпретаций огромное количество, а данных их уточнить всегда не хватает.
Вот посмотрите, сколько уровней нужно пройти тому же отчету прежде, чем он попадет на стол руководителю. Первый — один специалист создает модель данных из бизнес-процессов. Второй уровень — следующий специалист структурирует и организовывает полученные данные. Третий — еще один человек строит к ним визуальный интерфейс или, по-простому, готовит отчет на основе полученных сведений. Он определяет, с какой стороны мы вообще будем смотреть на эти данные, что нам от них нужно. Четвертый этап — отчет поступает к руководителю, наблюдателю, который тоже по-своему интерпретирует полученные факты в виде отчета.
И на каждом из этих уровней возникают ошибки! Более того, они множатся. Чем ниже человек в этой цепочке связанных действий, тем больше на нем ответственности за то, что его ошибка наследуется и передается дальше и дальше. И о чем он думает? О том, как обезопасить себя от рисков, что именно он потом будет отвечать за появившуюся ошибку. Для того, чтобы знать, в какой момент и какая ошибка может произойти, весь этот процесс сегодня необходимо понимать тем, кто работает с отчетностью и аналитическими документами.
Риск потерять работу сильнее, чем желание продвинуть бизнес
— Вам необходимо понимать степень риска и как себя вести, когда есть проблема. Чаще всего человек в этот момент не смотрит в данные. Он может себя, конечно, успокаивать: я абсолютно сознателен и руководствуюсь только фактами. Но на самом деле его внутренняя лимбическая система не позволяет это делать. Он естественным образом боится за то, что его накажут, если всплывет ошибка. А она в любом случае будет, поскольку истины в данных нет — есть только разные уровни интерпретации, которые приближают нас к некой желаемой правдивости.
Люди боятся потерять работу. И этот страх сильнее, чем желание показать руководству какие-то инсайты, которые воплотятся в рискованной инновации для бизнеса. Но если специалист будет понимать этапы, на которых возникают искажения, то будет знать, как минимизировать ошибки. Визуализация данных — предмет, который должны пройти все. Нет особенных людей, которым это не нужно. И это вопрос не прихоти, а требования к минимальной визуальной грамотности, которой сейчас у многих специалистов просто нет. Мы учим белорусский, русский, английский языки со школы, так почему знания по визуальному языку должны просто свалиться с неба? А ведь мы потребляем и передаем большую часть информации именно в визуальной форме.
Если руководитель направит своих сотрудников на курс по визуализации или сами аналитики проявят инициативу, то они будут лучше понимать, как манипулировать данными. Как можно, например, привести к правдивому, но неверному решению. Все в данных будет говорить о том, что нужно идти одним путем, но правильная дорога будет другой. Такие парадоксы будет легко создать, конечно, если это необходимо. Точно так же, если руководитель сам обладает визуальной грамотностью, он будет распознавать такие моменты и действовать осознанно. Данные могут легко увести от правильных решений, точно так же, как и привести к ним. И уже от вас зависит, хотите вы ими управлять или они будут управлять вами.
Авторский курс Алексея Шинкаренко «Основы визуализации данных», который проводится на базе IT-Academy (Образовательный центр ПВТ). Старт новой группы уже 26 февраля. Форма обучения — очно-дистанционная, продолжительность — 103 учебных часа (два месяца).
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат!