Портал Relax.by вместе с сервисом voka продолжает знакомиться с сериальными маньяками страны. Героем пятого эпизода стал Антон, кинообозреватель, который ведет свой телеграм-канал о фильмах и сериалах. Он не стесняется говорить, что смотрел бразильские «мыльные» оперы, рассуждает о драматизме в историях Marvel и обращает внимание на белорусские проекты.
Когда ты начал смотреть сериалы?
— На первый сериал меня подсадила бабушка. Это был бразильский ширпотреб: «Земля любви — земля надежды»... Какая-то подобная ерунда. Не сказать, что у меня был выбор в 5-6 лет, поэтому мы с ней смотрели вместе. А потом обсуждали, какой герой с кем мутит. Я даже родителям пересказывал серии. Еще в детстве подсел на «Комиссара Рекса», его смотрел, не пропуская ни одной серии.
А первым серьезным самостоятельным выбором стал, наверное, «Побег из тюрьмы». Причем я его очень странно смотрел. Начал с середины, когда он шел по ТВ — интернета ведь особо не было, не было возможности скачать или посмотреть онлайн — а досматривал уже на дисках. У одноклассника взял запись «Побега...», но оказалось, что это был третий сезон. А он оторван от двух других, поэтому не было проблем с пониманием сюжета и мне дико нравилось. В итоге все сезоны я пересматривал 3-4 раза, хотя первый — не соблюдая очередность.
«Остаться в живых», когда он шел по ТВ, тоже, кстати, смотрел с бабушкой.
Почему сериалы захватывают такое количество людей?
— Раньше аудиторией сериалов считали домохозяек. Если 10 лет назад кто-то говорил, что смотрит сериалы, то в голову приходила только «Теория большого взрыва» и другие простые ситкомы. Сейчас же качество всех проектов стало улучшаться.
Сериалы — это достаточно простое и дешевое развлечение.
Актеры из большого кино начали уходить в сериалы: Мэттью МакКонахи, Вуди Харрельсон и многие другие. Ходят слухи, что Леонардо Ди Каприо тоже скоро снимется. Вуди Аллен, Стивен Содерберг и Дэнни Бойл недавно сняли свои сериалы.
Если фильмов выходит 400-500 в год, то сериалов значительно меньше, и на них тратится больше времени. И то, что сейчас появляется, выглядит даже более качественно. Фильм — это рассказ. Сериал я считаю романом. Все же читают длинные книжки и любят их сильнее, чем коротенькие. Если история крутая, то людям нравится, когда ее много.
Кто такие сериальные маньяки?
— Наверное, это самый стереотипный человек, который смотрит сериалы. Он не спит, не учится, за ночь смотрит весь сезон. Особь, проглатывающая сериалы.
Я не считаю, что люди смотрящие много проектов сразу, — маньяки. У меня, например, не получается сезон за один раз посмотреть. А есть те, которые встают в воскресенье пораньше, а приходят в себя только ночью, поняв, что уже два сезона посмотрели. Наверное, сериальные маньяки — это они.
Сейчас часто выходят даже не сериалы, а мини-фильмы. Это то же самое?
— Нет, это не одно и то же. В самой индустрии даже есть разделение. Когда выдают награды «Эмми» или «Золотой глобус», делают отдельную номинацию за мини-сериал. Это чаще всего законченные истории, поэтому в них меньше эпизодов. Британские сериалы сняты в таком формате, но и сезоны у них выходят раз в тысячу лет.
Мини-сериалы — прикольная штука. Если с большим количеством сезонов есть опасения затягивания сюжета, то здесь их нет.
Самый треш-сериал, который тебе попадался?
— Супертреша у меня пока что не было. Хотя близок французский «Марсель» с Жераром Депардье. Это был первый неамериканский проект Netflix и, к тому же, по сюжету сильно похожий на «Карточный домик». На это я и купился.
В итоге получилась та же ерунда, которую я в детстве с бабушкой смотрел. Уровень постановки был будто из девяностых.
Моментами там бывают жутко дурацкие сюжетные ходы, например, когда один персонаж внезапно оказывается отцом другого. Серий немного, но, досмотрев сезон этого сериала, я даже на него текст разгромный написал. За второй сезон решил не браться.
Очень не понравился «Мистер Робот» и марвеловские «Защитники». Не знаю, почему «Мистер Робот» всем нравится, но я его выключил на середине третьей серии. Хотя обычно стараюсь выбирать тщательно.
А что ты думаешь о сериалах по комиксам в целом?
— На самом деле мне очень нравятся проекты от сотрудничества Марвел и Netflix. Ну, не все, естественно. Вот сейчас они выпустили про пятерых супергероев: Сорвиголову, Люка Кейджа, Джессику Джонс, Железного кулака и Карателя. Эти персонажи ведь не очень известны, даже в комиксах были на задворках.
Истории с ними получились без спецэффектов. Люк Кейдж — просто очень сильный, Сорвиголова — слепой натренированный чувак, Джессика Джонс особо ничего не делает. Они все выглядят как обычные люди.
Многие говорят, что комиксы — фигня. Но если «Мстители» могут позволить себе большой бюджет, то здесь — нет. Поэтому и упор на драму.
Мне кажется создатели изначально сделали ставку не на супергероев, а на обычных людей с обыкновенными проблемами. В сериале ведь поднимаются достаточно серьезные вопросы: эмоциональное насилие над женщинами, посттравматический стресс, расовые проблемы.
А стиль? Сорвиголова — это вообще нуар с гангстерами, бандитами и Нью-Йорком. У каждого сериала своя палитра, и визуально они сильно отличаются.
Делишь ли ты сериалы по каким-то своим личным категориям? Один – утром, чтобы взбодриться. Второй, наоборот, — перед сном, например.
— Скорее, нет. Но у меня есть какие-то сериалы, которые я смотрю в дороге или с телефона. Обычно это более легкие, чтобы время убить. А вот когда дома сижу, можно и что-то более серьезное посмотреть.
Что самое достойное смотрел в последнее время?
— «13 причин почему» мне кажется самым важным и главным из тех, что выходили в прошлом году. Он очень противоречивый, его много обсуждали, в некоторых странах даже запрещать пытались. К сожалению, большой известности он не получил.
Там рассказывается о девушке, которая совершила суицид и оставила своему другу кассеты, где объясняются причины поступка. И ты вместе с ним слушаешь, погружаешься в это. И если первые серии смотришь с мыслью, что героиня — истеричка и это все подростковая чушь, то ближе к финалу начинаешь понимать важность вещей, на которые многие не обращают внимания. У нас ведь как получается? Психологические проблемы людей ставят ниже физических. Сериал как раз об этом.
Многие увидели в этом романтизацию самоубийства, надуманные проблемы какой-то малолетки, хотя они-то вполне реальные.
Сейчас вообще стали меньше снимать сюжетных сериалов, в которых много загадок и тайн. Теперь более популярно брать какую-то отдельную тему и рассматривать ее под разными углами. Недавно посмотрел «Американского вандала», пародию на true-crimes сериалы, где чуваки ходят с камерой и что-то расследуют. В данном случае ищут того, кто разрисовал машину школьных учителей пенисами. Очень клевая штука. В первой серии ты думаешь, что это пародия, и относишься к этому не очень серьезно, а потом втягиваешься. По факту сериал о том, как репутация влияет на твою жизнь, и в принципе классно раскрывается тема социальных ярлыков.
Где ты обычно смотришь сериалы?
— Чаще всего дома. Сейчас подсел на просмотр через стриминговые сервисы и это клево, потому что можно смотреть с телефона. Когда-то для меня была важна более комфортная обстановка и ощущение свободности времени. Раньше не мог прервать серию на середине, обязательно досматривал до конца.
С приложениями могу смотреть, сидя в очереди или маршрутке. Начал проще к этому относиться: закрываю серию и на двадцатой минуте, поэтому могу смотреть везде.
Платная подписка стимулирует смотреть быстрее и больше. Когда у тебя все бесплатное, то думаешь, что всегда будет время посмотреть. А сериалы скапливаются!
Пробовал voka в том числе. Мне очень нравится, что у них есть раздел «Амедиатека», где появляются классные сериалы от HBO. Например, сейчас выходит второй сезон «Американской истории преступлений», хотя я даже до первого сезона не добрался. А ведь там классная история.
Зато в voka добил сезон «Электрических снов Филиппа Дика». Я его смотрел в прошлом году. Первые шесть серий прикольные, но очень странные. И заключительные эпизоды вообще крутые, похожи на ужастик. Это специфический сериал, далеко не все серии сильные.
Как думаешь, когда в Беларуси появятся свои классные сериалы?
— Уже есть. Никита Лаврецкий, независимый режиссер и кинокритик, по большей части делает фильмы за копейки в жанре мамблкор. Это малобюджетное кино, которое снимают на ручную камеру. Но у него есть свой youtube-сериал «Киномантра».
Его суть заключается в том, что показываются планерки выдуманного журнала про кино. Журналисты приходят и общаются с главредом про фильмы, спрашивают, что им постить и как делать. В сериале они только спорят, но это дико увлекательно. Я считаю, главное — классная история, а снимать можно и со своими друзьями.
Фото: Карина Савастеева