Волна страсти к рисованию накрыла Минск. Арт-школы, мастер-классы, групповые занятия и частные уроки — появилось убеждение, что рисовать и даже писать картины может практически каждый. Правда ли это, и в чем феномен арт-бума — об этом в интервью с учредителем
— С приходом социальных сетей внимание человека сместилось в сторону всего визуального. Мы ищем красивое в обыденном и хотим поделиться этим со всем миром. Стираются границы, мы видим культуру хобби и саморазвития в Европе и естественным образом тоже так хотим. Помимо работы, стало нормальным увлекаться еще чем-то, ведь это отвлекает и заставляет посмотреть на мир под другим углом, перезагрузится. Чем больше у человека увлечений и знаний, тем интереснее личность. Люди стали к этому стремиться — и это прекрасно.
Раньше человек шел на курсы рисования целенаправленно, курсы были утомительными и порой даже неинтересными. Сейчас существует здоровая конкуренция, приходится делать ставку не только на преподавателя, но и на местоположение школы, рабочий процесс, учитывать массу деталей, чтобы человек, придя, получил не только знания, но и удовольствие.
— Многие не верят, что это работы людей, которые до этого не имели опыта рисования. Бывает, приходит человек и предупреждает, что кисти в руке никогда не держал, и выбирает работу попроще. Но я советую выбирать то, что действительно нравится, — только в этом случае все получится. Все имеют право делать то, что нравится, — это наш главный козырь.
— Выходит, научиться рисовать очень просто?
— В первую очередь мы учим творить, смещаем акцент с обучения просто живописи. Путь художника — это уже кайф. Если вы просыпаетесь утром с чувством, что вам надо творить, и осознаете, что это чувство настолько же сильно, как потребность дышать — значит, вы художник. Не обязательно великий художник, но уже художник.
Рисование — это медитация
— Иногда спрашиваю у своих учеников, почему они решили заняться рисованием, и часто слышу ответ: «Уже много лет я делаю одно и то же изо дня в день, это надоедает. Хочется открыть себя заново».
Рисование — это процесс медитации. Кто-то за эти два часа, пока идет занятие, останавливает внутренний диалог, кто-то, наоборот, погружается в самоанализ. Человек находится наедине с собой, и именно за этими ощущениями многие возвращаются, приходя на занятия опять и опять.
— А приходят в основном взрослые или дети?
— Изначально я делала ставку на взрослых. Сомневалась, что родители поведут детей рисовать маслом. Но со временем пришлось открывать группы даже от 5 лет. Как оказалось, в этом возрасте уже очень много талантливых детей. Хотя, вероятно, здесь еще заслуга детского умения полностью погружаться в процесс. Мне очень нравится наблюдать, как пишут дети. И учить их очень интересно.
— Кому точно не стоит пробовать себя в рисовании?
— Если человек идет на курсы с мыслью, что ему это точно не понравится. Или с мыслью, что ничего нового ему здесь не расскажут, а он лишь зря потратит свое время. Также некоторые родители горят желанием вырастить из своего ребенка художника, а он ну совсем не настроен рисовать. Я бы советовала таким родителям оставить эту затею. Преподаватель должен видеть отдачу от каждого, иначе он не сможет выстроить диалог для дальнейшей комфортной работы.
— Развивать направление искусства у нас в стране сложно?
— Достаточно сложно, но интересно. Являясь лишь маленькой частью в мире искусства, мне хочется научить людей любить творчество в разных его проявлениях. Было бы круто государству создать каталог всевозможных площадок Минска, доступных для создания стрит-арт объектов. Выбрать за единицу измерения, допустим, квадратный метр и раздавать молодым художникам, скульпторам и дизайнерам. Просто за идею. Мы все стремимся к самовыражению. Минск станет в разы интереснее, а мы — образованнее.
Текст: Мария ОрешкоФото: Дарья Лобанова