Relax.by решил разобраться, сколько теперь вы заплатите за тарелку сыра или карпаччо в заведениях столицы: как вы помните, в силу вступили некоторые изменения в законодательстве. Решат ли рестораны окупаться за счет блюд и закусок? Отвечает владелец бара Bristle Александр Кнырович.
Bristle уже видоизменил алкогольную карту в соответствии с постановлением, о чем вполне себе жизнерадостно сообщил в Facebook руководитель бара. По мнению Кныровича, данные нововведения не способны внести что-то полезное ни в белорусский ресторанный бизнес, ни в деятельность винно-водочных заводов нашей страны.
— Наценки что-то поменяют?
— Это не первый случай, когда решили регулировать все и вся, причем достаточно жестко. Из таких ситуаций выходили разными способами, в том числе и необычными.
Кстати, такая практика в дорогих ресторанах была и раньше, не все выполняют требования государства. Будут прятаться. К тому же заведений, которые в чистом виде позиционируют себя как водочные (поскольку постановление-то распространяется на продукцию свыше 28% крепости), попросту нет. Так что, теряя на водке, будут наверстывать на другом.
Ничего сверхстрашного для бизнеса не произошло. В любом случае не станут люди с невысоким доходом ходить по ресторанам: они в целом не понимают, как можно отдать 7 долларов за горячее.
— Какой путь найдет Bristle? Подорожание закусок?
— Мы планируем пересматривать меню просто потому, что оно требует сезонного обновления. Ну и, конечно, будем выстраивать его с доходностью для себя.
Все рестораторы планируют выполнять указания. Вон Муравьев в своей «Кальянной № 1» проводит истерическую акцию «Приходи со своим плодово-ягодным!».
— Рестораны премиум-класса пострадают сильнее?
— Скорее всего, да. Именно они будут стараться выходить из ситуации самыми экзотическими способами. Для них это опаснее: пойдут люди проверять «Поющие фонтаны», а там два меню. Кому от этого хорошо?
— Вы считаете, что проблему можно решить, развивая культуру пития?
— А какой белорусский алкогольный напиток пьют потому, что это бренд и он особый?
Можно сказать, что какие-то виды пива у нас особые в ресторане «Друзья», например, но на этом все. Мы не пьем зубровку от конкретного производителя, потому что она вкусная. У нас нет традиции употреблять свой национальный напиток, скажем, с медом и огурцом. Хотя это как раз то свято место, которое пусто. Только ни один производитель не берется решать проблему.
— Почему тогда такой ажиотаж вокруг постановления?
— Алкоголь для Беларуси в принципе тема острая. К тому же это просто очень неумелое регулирование рынка. Минторг не обратился к рестораторам, не спросил: как думаете, как лучше сделать, чтобы повысить продаваемость отечественных напитков? Они просто дали по голове своим постановлением. А вот если бы эту тему мусолили на совместных коллегиях рестораторов и Минторга, реакции не было бы вообще.
— Когда что-то изменится в ресторанном бизнесе в Беларуси?
— Ближайшие полтора года будет кризис. Эта сфера зависит от доходов населения. Сейчас, с одной стороны, наблюдается банкротство ресторанных проектов (кстати, из-за нынешней ситуации процесс ускорился: раньше вылетало десять мест в месяц, теперь — 17), а с другой — сегментация: на рынок приходят хорошие заведения с четкими концепциями типа Pinky Bandinsky или KFC, разрабатываются разные форматы. И это тоже норма. Вопрос в том, что в Беларуси люди получают в среднем 400 долларов в месяц, поэтому по ресторанам ходят мало.