Relax.by уже делился с вами мнением минчан относительно неудобств на прошедшем в выходные авиафестивале. Фактором, испортившим первое впечатление и несколько тысяч нервных клеток, стала пятничная погода. Однако организаторы недоумевают: на их взгляд трехдневное мероприятие, при учете того, что оно было бесплатным для гостей, прошло даже лучше, чем можно было ожидать. Во всяком случае два его последних дня.
Relax.by обсудил закончившийся фест с одним из его главных организаторов — Антоном Быстровым, секретарем Федерации авиационного спорта.
Итак, объясняем причины и следствия основных поводов для недовольства.
Пятничный облом
Фестиваль начался с того, что пятница… не получилась. Использовались две площадки, а начиналось все с аэропорта Минск-1. В пятницу планировался первый взлет воздушных шаров, на который и должны были приехать все зрители.
Важно и то, что открытие задумывалось как полутора- или двухчасовое зрелище, не более того. Мы обеспечили охрану, выставили милицию, скорую, МЧС, но о каких-то серьезных удобствах вроде десятка туалетов (которые, к слову, чуть позже были заказаны, просто доехать не успели) или ведущего с программой никто не думал в силу того, что открытие должно было быть коротким.
В итоге, на открытии авиафесту просто не повезло с погодой: в 18:00, когда мы собирались запускать людей в аэропорт, началась гроза. Публика стала толпиться возле входа, а не пускали ее лишь потому, что было не понятно: будет ли что-то вообще. Количество людей увеличивалось, поэтому, когда погода улучшилась, запустить их через три кордона получилось не слишком быстро.
И общее впечатление — сначала недовольство ожиданием, потом — очередью, и позже, наконец, тем, что шары надули, а в небо не пустили: был слишком сильный ветер.
«Беготня» через весь город
Да, действительно, вышла небольшая путаница с тем, куда нужно ехать в субботу: на Боровую или в Минск-1. Стоит пояснить: весь фестиваль планировался в аэропорту, однако за три недели до его проведения были запрещены включенные в программу вертолетные гонки, и все пришлось переносить на Боровую. Стоит понимать, что не так просто перенести в другое место нечто настолько масштабное.
Люди не поняли, откуда будут взлетать шары. К слову, узнать, каким ветром и в какую сторону понесет воздушный шар, можно не менее чем за 2–3 часа до полета, поэтому траектория его движения, а соответственно, приглашение гостей, была не ясной. Здесь вина организаторов: информацию об этом мы дали не оперативно, и кто-то приехал смотреть не туда.
Мы хотели, чтобы шары пролетели над городом, и по ветру стало ясно, что они
должны лететь из Минск-1 через город в сторону Боровой. Это тяжело заранее спланировать, но в субботу так и было решено, только донести это до людей достаточно быстро у нас не получилось.
В общем, самое интересное зрелище было на Боровой: там люди видели, как шары надуваются, улетают, прилетают и как на них соревнуются. К слову, в следующий раз у нас будет работать сайт, где все будет сообщаться быстро и понятно.
Кордоны и бесплатный «недокомфорт»
Люди негативно высказывались и по поводу количества сотрудников милиции на Боровой, а также проверки, которая происходила перед запуском внутрь стадиона.
Во-первых, время, отведенное на проверку, фиксируется не нами, так положено и делается на всех массовых мероприятиях. Во-вторых, количество кордонов зависит от количества людей, на которое и рассчитывается.
Многие посчитали, что было мало развлечений, трибун, туалетов и прочего. Напоминаем, мероприятие было совершенно бесплатным, более того, сюда пришли около 25 000 человек. Для такого количества людей и при бюджете, собранном для организации бесплатного мероприятия в Беларуси в год кризиса, крайне сложно обеспечить все удобства. Знаете, сколько стоит топливо для воздушного шара?
Свечение нелетающих шаров и скудность программы
Свечение шаров изначально не подразумевало факт взлета. Мы хотели просто зажечь их, ведь очевидно: в ночное время в темноте лететь куда-то на воздушном шаре — безумие. Поэтому в данном случае проблема в завышенном ожидании зрителей и в том, что мы не стали писать везде тысячу раз «шары летать не будут!» Возможно, стоило предупредить об этом публику.
Что касается пауз между авиашоу, они должны быть по плану соревнований.
Например, в случае вертолетных гонок спортсменам банально нужен отдых. На мероприятии работал ведущий, были какие-то развлечения как для детей, так и для взрослых. Просто многие, может, думали, что это будет полностью авиационный праздник, так вот: это физически невозможно.
На этом культурном мероприятии удалось даже встретить людей, которые, увидев бейдж организатора, угрожали, просили жалобную книгу или обещали засудить. Да и когда попадаются комментарии вроде «на что пошли мои налоги?», хочется напомнить: налоги пошли не на это. Мы сделали фестиваль своими силами и руками.
Подытоживая, можно сказать: мы понимаем, что проблем было немало. Но ни у кого в Беларуси нет опыта в проведении авиамероприятий такого масштаба. А у нас уже сейчас есть масса задумок для следующего года.
Фото: Егор Соловьев и Даша Сапранецкая