Как
В списке пиратских стран Беларусь — завсегдатай: числится там последние десять лет. Особо осуждают американцы мягкость нашего законодательства в отношении нарушителей авторского права: пиратство влечет за собой уголовную ответственность, только если происходит повторно в течение года (в первый раз можно отделаться штрафом) или связано с нанесением ущерба в «особо крупном» размере.
Михаил Волчек, представитель «Пиратского центра» Беларуси, рассказал Relax.by о плюсах пиратства и разъяснил, чем нам грозит попадание в особый список Торгового представительства США:
«Пираты заботятся о потребителе»
— В Беларуси отсутствует копирайт-лобби. Значит, мы, потребители, можем быть более творческими и меньше учитывать институт авторского права. Даже игнорировать его.
Тот факт, что Беларусь попала в отчет США, сам по себе ничего не значит. Раньше на него вообще никто внимания не обратил бы. Другое дело, что сегодня защита авторского права стала трендом и для Беларуси. Государство встало на защиту авторства, совершенно не задумываясь о потребителе. Разве это справедливо, что мы платим за кино, даже не зная, хороший ли нам предлагают фильм? Мы должны иметь право сначала ознакомиться с продуктом, а потом уже заплатить (или не заплатить) за него.
По данным Национальной федерации музыкальной индустрии Российской Федерации за 2013 год, потери российских музыкантов от действий пиратов, нелегально распространяющих их произведения в интернете, ежегодно составляют около 70 000 000 долларов.
Не надо забывать, что законодательство об авторском праве разрабатывалось 200 лет назад. Тогда не было ничего известно ни об электронных носителях, ни о цифровой экономике. Люди, которые сегодня боятся новых подходов и цепляются за авторские права, просто живут в старом техноукладе и забывают, что контрафакт, который проник к нам, скажем, в 1990-е, ускорил процесс нашего развития во всех смыслах.
Когда мне говорят, что авторское право нужно творцам контента, чтобы зарабатывать, я привожу классический пример: музыканты, которые играют в метро, могут отбить немало денег за свою работу. Если человек делится творчеством с другими, то и с ним поделятся. Сегодня контента так много, что от него тошнит. Но хороший пользователи заметят, начнут уважать — и отдадут творцу деньги в виде похода на концерт и покупки промопродукции. За старые модели держатся только крупные корпорации и уже стоптавшиеся авторы, которым хочется защитить свою монополию, вкусно поесть и мягко поспать. Остальным авторское право мешает развиваться.
«Авторы достойны денег»
Музыкальный продюсер Александр Богданов, напротив, специально создает лейбл, чтобы авторское право защищать. Он рассказал нам, что делать белорусским музыкантам, у которых «увели» трек.
— Сейчас мы с коллегами запускаем музыкальный лейбл, который будет базироваться в Москве. Он как раз и станет защищать авторские права наших исполнителей. Музыка — это большой труд, и она должна приносить авторам прибыль.
Основные деньги идут с концертов. Так всегда было. Что касается альбомов, то песни «Серебряной свадьбы» и «Кассиопеи», например, выложены в интернете и на платных, и на бесплатных ресурсах. И копеечка всегда какая-то музыкантам капает. Все альбомы «Свадьбы» есть на iTunes и на торрентах. И на сайте «Круги», где можно заплатить столько, сколько считаешь нужным. За цифровой альбом «Серебряной Свадьбы» люди готовы отдавать до 20 долларов совершенно добровольно.
С такими случаями я буду бороться. Или недавно была ситуация с белорусскими радиостанциями: сначала все наотрез отказываются брать треки «Серебряной свадьбы» из-за неформата, а потом выясняется, что они активно крутятся на радио. То есть редакторы просто обманывают музыкантов — не подписывают договор, чтобы не платить авторские отчисления.
Никаких механизмов защиты сейчас нет. Национальный центр интеллектуальной собственности в Беларуси никак не контролирует эти нарушения, а только подписывает договоры. Единственный способ бороться с пиратством — сотрудничать с лейблом, у которого будет достаточно сотрудников и средств, чтобы отслеживать незаконное использование и реагировать. Люди сидят и сутками мониторят, например, на сайте мобильных рингтонов, не появился ли трек.
Для всех остальных по-прежнему актуален старый дедовский способ: записываешь треки на диск, запечатываешь его в конверт и отправляешь по почте сам себе. И единственное неопровержимое доказательство авторства — почтовая печать с датой. Она покажет на суде, что материал принадлежит тебе, потому что ты раньше его заявил. Больше в Беларуси для независимых музыкантов реальных рычагов защиты интеллектуальной собственности не существует.
1 июня ждут в России все лейблы, потому что изменится законодательство: четче начнут контролировать авторское право. Говорят, можно будет зарабатывать деньги на цифровом контенте. А Беларусь просто смотрит на большого брата и старается шагать следом.
По данным исследования Международной ассоциации производителей программного обеспечения BSA (Business Software Alliance), проведенного в 2013 году, оборот нелицензионного ПО в Беларуси равен 173 млн долларов. В апреле текущего года впервые в нашей стране оштрафовали предприятие за использование нелицензионных копий Microsoft Windows и Microsoft Office. Штраф получила группа компаний «Родная сторона». Решением суда Минского района нарушитель должен выплатить сумму в размере 40 базовых величин (7 200 000 рублей).
Фото: pikabu.ru