Не так давно прогремело событие в сфере моды, о котором вы точно слышали — показ Fashion Fabrique на «Динамо». Масштаб очевиден: такие шоу случаются на нашем рынке редко.
В комментариях в социальных сетях кипели бурные обсуждения: от дресс-кода до газона на стадионе. Мы встретились с организатором, продюсером показов, руководителем модельной Академии — Ядвигой Чайковской, чтобы узнать всю правду от первого лица.
Ядвига Чайковская
Идея
— Ядвига, расскажите немного о себе.
— Долгое время я работала за границей, и когда вернулась в Беларусь, поняла, что сфера моделинга здесь только начинает развиваться: так я приняла решение открыть модельную академию. Я в целом за то, чтобы развивать, как любят говорить, «свое».
У нас ведь как принято: если ты хочешь добиться успеха в моделинга — нужно уезжать. Мне бы очень хотелось сломать этот шаблон
Касается это и публики, которая интересуется сферой моды. Зачем часто летать, например, в Париж или Милан, если мероприятия высокого уровня появятся и в Беларуси? Это все вопрос развития и масштаба.
— Как к вам пришла идея показа?
— Идея пришла достаточно осознанно — это был запрос от моделей моей академии. Они постоянно говорили о том, что есть большое желание принять участие в крупном показе, постоянно упоминая европейские города. И в какой-то момент я задумалась: «А почему Париж? Пора уже сделать что-то здесь». Я долгое время работала моделью в Милане, и видела все внутренние процессы в организации. Поверьте, там очень много слабых моментах, когда общая картинка для зрителя часто привлекательная. Речь сейчас, конечно, не про премиальные бренды уровня Prada или Chanel, а про сегмент middle и ниже.
— По какому принципу отбирали дизайнеров для Fashion Fabrique?
— В первую очередь рассматривали, конечно, имена, которые уже звучат. Очевидно, что на известного дизайнера будут идти с большим интересом. При этом очень хотелось показать и что-то новое, свежее, поэтому в показе было несколько участников, которые пока широко не известны, но очень перспективны, имеют яркий характер и свое видение.
Здесь стоит отметить интересный момент. Если вы уже сформировавшийся бренд, то острой необходимости в таком показе у вас нет — узнаваемость, как и клиенты, итак уже есть. Но в нашем случае именитые бренды захотели принять участие в Fashion Fabrique: высоко оценили проект с точки зрения масштаба и уровня огласки.
Дресс-код
— Ядвига, по поводу тайминга показа: есть ли смысл сокращать программу в будущих проектах, чтобы гости досидели до конца?
— Программа показов длилась три с половиной часа с перерывами на welcome time для комфорта гостей. И да, мы понимаем, в чем была ошибка. Если люди приобретают билеты, то чаще всего приходят, например, на конкретного дизайнера, либо же это могут друзья или родственники модели. В таком случае очевидно, что человек вряд ли будет сидеть весь показ — это не его целевой интерес, и это нормально. Опять мы возвращаемся к вопросу развития культуры в сфере моды. У нас пока нет такого количества человек, которые на самом деле глубоко интересуются модой и готовы часами изучать работы дизайнеров. В будущем мы просто будем разбивать мероприятие на блоки, и билет будет продаваться на конкретный блок. Пока люди чаще всего приходят на показы за нетворкингом, за тем, чтобы с кем-то познакомиться, сделать отметку в Instagram.
Хочу подчеркнуть и тот момент, что нам было важно вручить гостям подарки. Наши спонсоры — крупные, популярные бренды Беларуси (прим. ред. — список брендов в конце статьи). Например, для VIP-зоны стоимость одного подарка составляла 250 byn.
Я считаю хорошим тоном от организаторов — благодарить гостей за то, что они выделили время и пришли, потому что любое мероприятие подобного рода создается в том числе и благодаря гостям
— Билеты выдавались только по пригласительным. Будет ли в будущем возможность покупки?
— Да, в будущем планируем продажу через онлайн-платформу. Хотя признаюсь: мы не хотели этого делать только потому, что мне всегда важно понимать, кто придет на мое мероприятие, каким будет настроение вечера. Билеты же сможет купить любой желающий и этот мой перфекционизм выйдет из-под контроля (улыбается). Но я понимаю, что нужно переступить себя в этом моменте.
— В сети было много комментариев по поводу дресс-кода old money: мнения разделились
— Я убеждена, что дресс-код должен быть обязательно, потому что если мы его убираем, то мероприятие в принципе не сочетается с прилагательным «культурное». Все это делается в том числе и для того, чтобы устроить некий праздник в городе, дать людям красивый повод выглядеть празднично.
Ведь в театр культурный человек не придет в джинсах, правильно? Дресс-код — это еще одна важная часть гедонизма, удовольствия от процесса
Дресс-код обязателен еще и для того, чтобы получилась классная концептуальная картинка. Мы живем во время социальных сетей и глупо отрицать, что визуал не имеет значения.
Что же касается стилистики old money, то я считаю, что гости в целом верно «прочитали», какое настроение мы хотим создать. В комментариях писали, что некоторые «не так поняли этот стиль». Каждому гостю мы направили визуальные референсы, как это может выглядеть, чтобы им было проще скомпоновать образ. Думаю, почти у каждой девушки есть классическое черное платье. Суть ведь не в том, что на вас непременно должен быть твидовый жакет и винтажные серьги Chanel, а в том, чтобы выдержать общую идею элегантности.
Это работает и с обратной стороны: если гость придерживается дресс-кода, то таким образом он выражает уважение к организатору. К счастью, таких гостей на Fashion Fabrique было большинство.
А тот момент, что внешний вид гостей активно обсуждали в социальных сетях — это лишь добавило перчинки! Мы получили колоссальные охваты
Хейт
— Как вы относитесь к хейту в целом?
— Что касается причин такой массовой реакции, то я в очередной раз убедилась, что у меня есть одна способность — вызывать у людей эмоции. Сыграла свою роль и локация: стадион «Динамо» не мог не привлечь к себе внимание. И третий фактор — мы громко заявили о себе, обозначив, что это мероприятие не для всех. Не постеснялись подчеркнуть масштаб и уровень организации.
К хейту я отношусь нормально. Неинтересное не обсуждают. Да и в целом психология людей такова, что сказать хорошее им в разы сложнее, нежели высказаться негативно
Думаю, не обошлось здесь и без некой личной обиды со стороны тех, кто даже не был на мероприятии, но при этом активно его комментировал. Обращу внимание, что основные комментарии были в Threads. А это именно та соцсеть, где люди часто транслируют то, о чем по неким причинам умалчивают в своих крупных аккаунтах в Instagram, где взвешивают каждое слово.
Я за критику, за обсуждение, за общение. Но в конструктивном ключе. Хотелось бы слышать мнения от тех, кто делал подобные проекты. Мнения остальных не основаны на каком-либо опыте.
— А есть ли в Беларуси комьюнити организаторов показов?
— Пока, к сожалению, нет, но с одним из организаторов после моего мероприятия мы начали общаться. И мы действительно не видим конкуренции. Мы видим только перспективы, которые становятся шире, если игроков на рынке будет больше.
Я никогда публично не выскажусь о коллегах в негативном ключе. Да, я могу обсудить определенные моменты, например, с подругой на завтраке. Но выносить что-то в социальные сети — никогда. Потому что понимаю, какой труд, финансовые и моральные вложения стоят за каждым мероприятием. Критику корректно высказывать лично или в профессиональной среде. Все остальное называется некрасивыми словами «сплетни» и «хайп».
— Были негативные комментарии и по поводу газона на «Динамо»
— Это для меня и вовсе звучит странно. Во-первых, мы использовали специальные покрытия, которые защищают газон. Во-вторых, мы далеко не первые, кто организовал на стадионе масштабное мероприятие. И если администрация стадиона это позволяет, то очевидно, что все возможные риски предусмотрены.
Моделинг
— Может ли моделинг сегодня в Беларуси быть хорошо оплачиваемой профессией?
— Хороший вопрос. Я думаю, что да. Просто таких моделей немного, это не массовая история. Со стороны все выглядит так, что брендов на рынке очень много, но платить моделям готовы далеко не все.
Но работать бесплатно сначало все равно придется. Я начинала свой путь в 13 лет, и почти всегда на первых парах мне не платили. Когда начинать брать деньги? Когда есть сильное портфолио, когда вы действительно многогранная модель, готовая работать в любом формате съемки и в любой локации. Многофункциональность — вот, пожалуй, качество, которое ценится на рынке.
Основной заработок у моделей сейчас в коммерческих съемках. Но я бы очень хотела прийти к тому, чтобы платить моделям за участие в шоу.
— Часто вижу в аккаунтах белорусских брендов одни и те же лица. Почему нет разнообразия? У нас ведь столько красивых девушек
— Красивых девушек очень много, а профессиональных моделей — нет (улыбается). Дело в том, что с новыми лицами очень сложно работать. Как правило, модели без большого опыта в коммерческой съемке еще не до конца понимают, как работать.
Проще говоря, когда бренд берет для съемки новое лицо — он рискует всем продакшном. А это немалые деньги
Давайте представим ситуацию. Бренд нашел красивую модель, внешность которой идеально подходит под посыл новой коллекции. Как правило, девушке 17-19 лет (базовый возраст в моделинге). При встрече она показалась достаточно осознанной. И вот день съемок: оплачена работа фотографа, видеографа, стилиста, визажиста, мастера по свету… А видит камеру и теряется, не может уловить задачу. Любая красота бледнеет в кадре, когда нет профессиональной уверенности.
Профессиональная модель готова ко всему. Работать в холодной воде? Смеяться, а через три секунды плакать? Сыграть сумасшедшую? Выстоять на палящем солнце 2 часа? Уровень — это когда ты знаешь, как работать в сложных условиях. Плюс ты морально устойчива. Потому что психи, отказы и истерики на площадке никто терпеть не будет. Отсюда и ответ на вопрос, почему в рекламных компаниях так много одних и тех же лиц.
— На лица в моделинге в разные периоды есть спрос на определенные типажи. Какие лица популярны сегодня?
По моим личным наблюдениям в Беларуси есть два типажа. Первый — коммерческий. Как правило, это девушка с пухлыми губами, со смуглым оттенком кожи, шатенка. 90% оборотов делают девушки именно такого типажа. Второй — полная противоположность первому. Блондинка, даже альбиноска, ярко выраженные скулы, бледная кожа без намека на загар. При этом девушки сегодня не должны быть очень худыми, а востребованный рост — 172 см.
P.S.
— Как будет развиваться Fashion Fabrique дальше?
— Проект будет периодичным — раз в полгода. Следующий показ планируется на ноябрь. Сейчас я в поиске новой локации. Это точно будет что-то небанальное, но без экстрима: скорее, мы круто поработаем со светом, чтобы еще ярче подчеркнуть концепт каждого дизайнера.
Также хотелось бы привлечь в проект больше партнеров и инвесторов. Чем больше финансирование — тем больше масштаба и возможностей. Также я не исключаю, что проект выйдет за рамки Беларуси, и наша площадка станет интернациональной. Есть идеи привезти классных дизайнеров из России, Грузии, Казахстана и других стран. Хочется смелее поиграть со стилем и пониманием моды.
В общем, планы большие, но реализуемые. Есть опыт, желание, сильная команда и главное — большая любовь к тому, что я создаю
Организатор шоу: Fashion Fabrique
Академия Adamodels
Кураторы стилистов: Лаура Черкасова, Татьяна Лугина, Фарзалиева Карина Сергеевна
Постановка дефиле: Карина Кисель
Куратор по макияжу: Дарья Дымович
Куратор по волосам: Леся Жук
Партнеры показа:
косметика OLLIN Professional
премиальная сантехника Кeramalux
бьюти-коворкинг Вeauty Нub
центр эстетики и реконструкции волос FLARIO
бизнес-клуб премиум-класса «Львы и львицы»
косметика LUXVISAGE COSMETICS
обувь и аксессуары MEGATOP
сеть Vinovino.by
напитки Святой Источник
сервис переездов Мurawei.by
курсы стилистов и академия имиджа I.am
Танцевальный проект: Zaleski Dance Design Show
Ведущий: Игорь Литвин
-
Обсуждаем эту и другие новости в нашем Telegram-канале